Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество диктует современные решения. Это касается и образования. Обучение должно идти в ногу со временем, быть динамичным и гибким, направлено на формирование активной самостоятельной и инициативной личности учащихся, развитие их общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных и др.), развитие человека с позитивными ценностями, способного взять ответственность за себя и свою судьбу, готового к активному переустройству общества, обладающего практическими навыками в области поведения на рынке труда, экономики и социальных отношений. Школа и в частности педагог играет в этом немаловажную роль. Главная задача педагога в помощи школьнику в успешной самореализации и социализации.
От учителя, от его самоотдачи и правильного выбранного направления в педагогические практики зависит, будет ли молодое поколение обладать совокупностью качеств, обеспечивающих ему выживание и адаптацию к сложным социально-экономическим условиям, позволяющих целенаправленно преобразовывать окружающую действительность, основываясь при этом на общепризнанных нравственных и культурных ценностях.[1]
Одно из направлений в педагогической технологии, успешно реализующей задачи такого плана, может служить проектное обучение, которое формирует ушкольников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет своё место в мире и выстраивает отношения с этим самым миром.
Метод учебного проекта – это одна из личностно- ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Актуальность работы состоит втом, что как при малом количестве часов, довольно обширной программе (все, но «по верхам») сделать преподавание курса русского языка интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является метод проектной и исследовательской деятельности.
В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы.
Проблема применения метода проектов в таком аспекте еще не до конца изучена и постоянно возникает множество вопросов и споров. Этим и продиктован мой выбор данной темы. Использование метода проектной и исследовательской деятельности в преподавании русского языка помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. [2]
Таким образом, цель данной работы – раскрыть суть метода проектного обучения в теории и всвоей практике, показать необходимость его использования в современном образовании. В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
• Определить суть метода учебного проекта и его цель
• Рассмотреть структуру работы над проектом (систему действий)
1.1 История методов проекта
Современное образование не стоит на месте. Учителя постоянно в поиске новых, идущих в ногу со временем образовательных приемов и методов обучения, соответствующие мировым стандартам. В поисках новых креативных стратегий для более глубокого изучения их предмета, в методах заинтересованности учащихся в самом предмете и в частности в процессе обучения. Примером служат старые школы, которые показывали высокий уровень результативности своей деятельности.
Е.С. Полат в своих трудах основывалась на опыте русского педагога С.Т. Шацкого, который руководил небольшой группой педагогов. Они преследовали в своей работе цель распространить метод проектов по всей стране. В основу построения усовершенствованных программ предлагалось и в том числе включить принцип организации познавательной деятельности подростков при овладении учебным материалом («Положение о единой трудовой школе», 1918 г.), где метод проектов преподносился как новейший путь приобретения знаний.
В качестве методов обучения некоторые школы этого периода заимствовали идеи иметоды проектов коллег из иностранных школ. В период после революции метод проектов, как дополнительные материалы к основному обучению, широко стал внедряться в школах по личной инициативе Н.К. Крупской. И из-за того, что не было единой концепции, понятных методик, проектное обучение не было принято в должной мере советской системой образования. Проектное образование постепенно выродилось, заменив его бригадным методом. Позже, в 1931г Постановлением ЦК ВКПБ проектное обучение было признано враждебным и был осуждён. Обучение с использованием проектов не использовался практически весь советский период.[3]
И.Б. Игнатова подчеркивала, что общая направленность советского варианта обучения на основе метода проектов должна предполагать следующее:
1) воспитание коллективизма, что отражалось в разработке коллективных проектов;
2) усиление товарищеской взаимопомощи, учащиеся не должны были конкурировать между собой;
3) отношение тем для проектов к программе Государственного ученого
совета;
4) не было узконаправленных проектов;
5) рассмотрение лишь техпроектов, которые были направлены на
улучшение среды или разрешение той или иной теоретической
проблемы;
6) исследовательский поход.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы / Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Самара, 2016.
2. Ганцен Н.Ф. Опережающая профессиональная подготовка будущих учителей в процессе научно -- исследовательской деятельности в период обучения в вузе: дис. . к.п.н.: 13.00.08. -- Магнитогорск, 2016.
3. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. Ч. 1,2. - М., 2015.
4. Голуб Г.Б. Метод проектов -- технология компетентностно-- ориентированного образования. Самара, 2015
5. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. -- Самара, 2013.
6. Горчакова-Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии. М., 2014.
7. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие. -Калининград, 2015.
11. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. Москва. 2012.
12. Дик Н.Ф. Обучаем по-новому: инновационные формы внеурочной деятельности. М., 2009.
13. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование. М., 2015.
14. Крюкова, Е. А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Волгоград, 2014.
15. Левченко Т.В. Проектная деятельность // Экол. образование. 2013. - № 3.