Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нарушения речевого развития детей в настоящее время становится все более острой проблемой. Отмечается рост численности детей старшего дошкольного возраста, которые имеют общее недоразвитие речи (далее ОНР), распознаваемое как системное недоразвитие речи, при котором оказывается несформированными все её стороны. Этов дальнейшем оказывает отрицательное воздействие на изучение детьми школьной
программы.
Современное общество значительно усилило свое внимание к качественному и доступному образованию для детей со специфическими потребностями, включая детей с ОНР. Все участники образовательного процесса сплочены целью достижения условий, которые будут не только оптимальны для полноценного развития детей, но и будут удовлетворять потребности их самореализации.
Главной целью всех дошкольных учебных заведений в соответствии с законом РФ является – развитие и формирование личности, укрепление здоровья, обеспечение социально-психологической реабилитации и адаптации ребенка путем специально организованного учебно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работами[41].
Многие авторы изучали и описывали в своих работах особенности речевого развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогическом отношении, такие как: Каше Г. А., Левина Р. Е., Гвоздев А. Н., Туманова Т. В., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Семенович А. В., и другие.
Под ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы[6].
Из-за недоразвития речевых средств снижается уровень общения, что влечет за собой возникновение психологических особенностей (нерешительность, замкнутость, отчужденность, робость); что может привести к появлению специфических черт общего и речевого поведения (ребенку тяжело вслушиваться в звучащую речь, ребенок имеет ограниченную контактность, у него замедленная включаемость в ситуацию общения, ему трудно поддерживать беседу); что влияет на снижение психической активности[37].
Как правило, при ОНР у ребенка наблюдаются системные нарушения речи, такие как: нарушение произношения звуков, нарушение фонематического (речевого) слуха, нарушение слоговой структуры слова, малый словарный запас, трудности грамматического характера, трудности связной речи. ОНР всесторонне затрагивает речь ребенка, но нужно отметить, что в разной степени, некоторые стороны больше, некоторые меньше, а некоторые могут быть вообще незначительно нарушены [37].
Актуальность нашего исследования заключается в уточнении содержания коррекционного обучения, которое направлено на развитие лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровня, на улучшение их коммуникативных умений и навыков посредством логопедической игры.
Преобладание разнообразных видов деятельности приводит ребенка к потребности овладеть речью. Однако и по сей день остается проблема поиска творческих, разнообразных, интересных приемов и методов коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
Игра является ведущим, всесторонне развивающим видом деятельности для дошкольников, который позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе, а так же выводит игру на первый план среди множества методов коррекционного воздействия.
Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Учитывая актуальность данной проблемы, темой работы является –
«Логопедические игры в работе с детьми ОНР»
Объект: процесс логопедической игры в работе с детьми ОНР.
Предмет: логопедические игры в работе с детьми с ОНР
Цель: теоретически обосновать и проверить роль логопедической игры в работе с детьми с ОНР
Задачи:
1) Проанализировать понятие «общее недоразвитие речи» в психолого-педагогической литературе
2) Изучить психолого – педагогическую характеристику детей с ОНР
3) Рассмотреть роль логопедической игры в работе с детьми ОНР
4) Подобрать комплекс логопедические игры в работе с детьми с ОНР
Методы:
теоретические: изучение научно-методической литературы, анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
.
Глава 1. Теоретические основы изучения логопедической игры в работе с детьми с ОНР
1.1 Анализ понятия «общее недоразвитие речи»
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте[6].
Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Этот термин ввела в общее употребление основоположник дошкольной логопедии в России Левина Р.Е. и коллектив сотрудников научно-исследовательского института (далее НИИ) дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Этот термин и по сей день активно используется при формировании коррекционных групп детей при детских садах[53].
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве –черепно-мозговые травмы, частые инфекционные заболевания, хронические заболевания. Также замедляют речевое развитие неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения. Дети с ОНР имеют однозначные признаки (несмотря на различную природу дефектов), которые указывают на системные нарушения речевой деятельности[37]:
— позднее появление речи (первые слова появляются к 3-4, в тяжелых случаях и к 5 годам);
— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной (ребёнок хорошо понимает речь, которая обращена к нему, но не может сам правильно сформулировать свои мысли);
— речь детей с ОНР малопонятна (характерно для I,II уровня речевого развития по Р.Е.Левиной).
Речевое развитие делят на четыре уровня, отражающие типичное состояние языковых компонентов у детей с ОНР[1]:
I уровень речевого развития.Его можно охарактеризовать полным отсутствием речи («безречевые дети»). Данные дети используют “лепетные” слова, звукоподражания, при «высказываниях» активно пользуются мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать пароход, самолет, машину.
II уровень речевого развития. Помимо мимики, жестов и “лепетных” слов в использовании также появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». От возрастной нормы также заметно отстают и произносительные навыки детей. Слоговая структура нарушена. Наиболее свойственно детям этого уровня сокращение количества слогов, например, «тевики» вместо
«снеговики».
III уровень речевого развития. В первую очередь этот уровень речевого развития можно охарактеризовать наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Однако свободное общение детей данного уровня затруднено.
Дети вступают в контакт с окружающими людьми только в присутствии знакомых лиц (родителей, воспитателей), которые вносят соответствующие пояснения в их речь. Например, «мамой ездиляасьпак, а потом ходиля де летька - там звяна. Потом асьпалькинебили. Потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк, а потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк».
IV уровень речевого развития. Данный уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, однако имеет место недостаточно четкое различие звуков в речи. Дети с этого уровня часто допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речи. У них вялая артикуляция, недостаточно внятная дикция, про таких детей говорят «каша во рту».
Наблюдаются лексические ошибки: замена слов, которые близки по смыслу («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), смешение признаков («большой дом» вместо «высокий дом»).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
2. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. – М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010.
3. Бахарева, К. С. Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста / К. С. Бахарева. – М.: Феникс, 2009.
4. Бойкова, С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / С.В. Бойкова // Логопед в дет.саду. – 2006. - No 3. – С. 42-48.
5. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.
6. Волкова, Л.С. Логопедия: Методическое наследие: В 5 книгах /Л.С. Волкова. - М.: Книга по Требованию, 2007.
7. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 1998.
8. Вологодина, Л. Г. Домашний логопед / Л.Г. Вологодина. – М.: Феникс, 2009.
9. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т.В. Волосовец. – М.: Огни, 2008.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2007.
12. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. – М.: КомКнига, 2005.
13. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик
воспитания и обучения: учебное пособие для бакалавров / А.Г.
14. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. – 2006. - No 4. – С. 57-60.
15. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т.И. Исаева // Шк. логопед. – 2006. - No 4. – С. 17-29.
16. Козырева, Л. М.Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 7 лет/Л.М. Козырева. – Екатеринбург:У-Фактория, 2006.
17. Котова, Е. В.244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника/Е.В.Котова, С.В.Кузнецова,Т.А.Романова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
18. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.:
Смысл, 2006.
19. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969.
20. Соковых, С. В. Использование игр в коррекции общего недоразвития речи / С.В. Соковых [Электронный ресурс] // URL: http://logoportal.ru/ispolzovanie-sensornyih-igr-v-korrektsii-obshhego-nedorazvitiya-rechi/.html