Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирование представления об окружающем мире у младших школьников с ЗПР 5
1.1 Психологические особенности детей с ЗПР 5
1.2 Особенности представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития 9
Выводы по главе 1 17
Глава 2 Экспериментальное изучение у младших школьников с ЗПР на уроках окружающего мира 18
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 18
2.2 Содержание формирующего этапа исследования по формированию представления об окружающем мире у младших школьников с ЗПР 24
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
Выводы по главе 2 32
Заключение 52
Список литературы 38
Приложения 41
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей и лиц с ЗПР. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ЗПР. Дети с ЗПР – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Полноценные представления об окружающем мире нужны для того, чтобы младший школьник с нарушениями интеллектуального развития мог успешно социализироваться. Ученые считают, что социальное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в способах его познания окружающего мира и использование полученных знаний в различных жизненных ситуациях. С возрастом у ребенка расширяются представления об окружающем мире, он учится понимать самого себя и всех, кто его окружает. У него повышается развитие интеллектуальное и нравственное, формируется познавательная сфера и личностные особенности.
Объект исследования – представления о природе у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – особенности формирования представления об окружающем мире у младших школьников с ЗПР на уроках окружающего мира.
Цель данной работы - формирование представления об окружающем мире у младших школьников с ЗПР на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
рассмотреть психологические особенности детей с ЗПР;
охарактеризовать цель, задачи и организация констатирующего эксперимента;
определить диагностику формирования представления об окружающем мире у младших школьников с ЗПР;
рассмотреть содержание формирующего этапа исследования по формированию представления об окружающем мире у младших школьников с ЗПР;
дать анализ и интерпретация результатов исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование представления об окружающем мире у младших школьников с задержкой психического развития будет протекать более эффективно, при использовании дидактических игр на уроках окружающего мира.
Теоретико-методологические основы и методами исследования являются работы, посвященные интегрированному обучению детей с ЗПР таких авторов как: Н. Н. Малофеев, Э. В. Миронова, Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин.
Методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика может применяться в работе с детьми с ЗПР в практической деятельности учителей и логопедов в условиях СОШ.
База исследования: «Школы-интернат №2».
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть 1). – Ст. 7598.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12.
3. Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. / Н.В. Бабкина. – М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2016. – 143 с.
4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
5. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей школьного возраста: пособие для родителей / Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.
6. Виноградова, А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.
7. Епифанцева, Т.Б. «Настольная книга педагога-дефектолога» / Т.Б. Епифанцева. – Ростов-на-Дону: «Феликс», 2016. – 290 с.
8. Князева, В. В. Педагогика / В. В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
9. Климова, Т. Г. Психолого-педагогическая помощь детям «группы риска» и их семьям / Т.Г. Климова // Вестник социальной работы. – 2016. – № 1. – С. 111-116.
10. Куликова, Н.С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием / Н.С. Куликова. – «Специальное образование» Т.1 Выпуск 12 – 2016 г. – С. 180-184.
11. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
12. Логическое мышление: что это такое и как его развивать? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://tatianabadya.ru/articles/improve/logicheskoe-myshlenie-chto-eto-t...
13. Макеева, С. А. Социально-педагогическая поддержка детей «Группы риска» / С. А. Макеева, А. А. Макеева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf.
14. Материалы Всероссийской конференции «Реализация федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ЗПР: проблемы и перспективы» (28-29 ноября 2017 года)./ Под общ.ред. Е.Л. Ворошиловой – М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. – 874 с.
15. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 144 с.
16. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 224 с.
17. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – Москва: Академия, 2015. – 343 с.
18. Понятие о методах обучения и их классификация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html.
19. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя / под ред. С.В. Кудриной. – ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2019 – 239 с.
20. Продуктивный метод обучения в професс. обучении. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–obucheniya–v–professobu.
21. Рогова, Е. А. Понятие и сущность продуктивных методов обучения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf.
22. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. / С.Я. Рубинштейн – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
23. Проблема произвольной регуляции в трудах Л. С. Выготского. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-proizvolnoy-regulyatsii-v-trudah-l-svygotskogo.