Фрагмент для ознакомления
2
В среднем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность больше напоминает сюжетную игру, которая подразумевает активную двигательную деятельность ребенка. В игровой форме дошкольнику дается конкретный сюжет или перечень действий, подводящий его к самому эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается определенная роль в самой игре, которая позволит ребенку экспериментировать в заданными условиями. Игры в этом возрасте имеют широкий, познавательный контекст и более понятен ребенку по эмоциональному восприятию. Ребенок должен самостоятельно получить ответы в игре на интересующие его или поставленные взрослым вопросы.
Для детей дошкольного возраста игры- эксперименты ориентированы, в первую очередь, на исследовательскую деятельность, содержащую как можно больше «культурной практики». Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и представления в систему знаний и понятий, самому установить простейшие причинно-следственные взаимосвязи, сделать правильные выводы по достижению (или не достижению) результата эксперимента.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни даже от взрослого человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и правильно пользоваться ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому ребенку необходимо с ранних лет обучаться ориентироваться в потоке информации.
Ребенок уже рождается исследователем и неутолимой жаждой новых впечатлений, любопытством, с постоянным стремлением наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире и всему что здесь происходит. И с каждым годом все эти качества только усиливаются.
Если мы говорим о познавательно-исследовательской деятельности, то имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей или предметов, связей между явлениями окружающего его внешнего и внутреннего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого разделяется восприятие, возникает простейшее деление на группы предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные стандарты, простые физические действия.
В период дошкольного возраста центр познавательно-исследовательской деятельности переносится на игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным (сознательным) намерением понять, как устроены вещи, узнать новое об окружающем мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
В период дошкольного детства происходит зарождение начального образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного периода наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная, экспериментальная активность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Познавая окружающий его мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п., то есть ощущать его физические или материальные свойства тактильным образом.
Дошкольный возраст ребенка считается самым чувствительным периодом развития познавательной активности, в котором выделяют основные этапы формирования:
-любопытство,
-любознательность,
-познавательный интерес.
Один этап закономерно вытекает из другого, так, любопытство у ребенка перерастает в любознательность. По словам А.И. Сорокина любознательность есть: «...общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений». Н. Ф. Добрынин, на основе своих исследований, видит прямую связь между первой любознательностью ребенка, выражению интереса к чему-либо, к познанию для него неизвестного в дальнейшем.
Любознательность ребенка характеризуется его стремлением познать пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности ребёнка.
У детей, форма познавательной активности, выражается в вопросах, ответы на которые он хочет получить, спрашивая их у взрослых.
По мнению авторов книги «Неизведанное рядом» можно выделить два типа детской познавательной активности:
-собственная активность ребёнка (полностью определяется им самим)
-стимулируется взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде в период дошкольного воспитания. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные [1].
В возрасте 4-5 лет можно выделить четыре основных направления познавательной активности детей:
-знакомство с новыми предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
-установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений об окружающем его материальном и внутренним мире;
-удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
-формирование положительного отношения к окружающему его миру.
Достигнутый к пяти годам уровень психологического развития позволяет ребенку сделать ещё один шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся систематизировать накопленные знания об окружающем мире. Ребенок начинает находить ответы на простейшие вопросы в окружающей его действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в жизненном багаже ребёнка. В дошкольном возрасте видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребёнка в окружающем мире. Взять, например, два малыша, которые с увлечением роют землю. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и ракушками, а другой – в поисках жуков.
Все это говорит о том, что у детей дошкольного возраста начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям [2, с.55].
Развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера. И если взрослый замечает проявление инициативности, значит, у ребёнка начинает формироваться самостоятельность., инциативность. Проявление инициативы – главный показатель самостоятельности. Детская экспериментальная деятельность является одной из форм, где активно проявляется самостоятельность у детей. В ходе такой деятельности у детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
В педагогическом словаре познание, по определению Г.М. Коджаспировой [10с.115]: «Это процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 208 с.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 128 с., ил. – (Библиотека программы "Детство")
3. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: в 3 ч. Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)
4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. (серия «Вместе с детьми).
6. Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - 24-36.
7. Волков, Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Владос, 2015.- Ч. 1: От рождения до поступления в школу. - 366 с
8. Гуткина, Н.И. Возрастные особенности психологического развития детей / Н.И. Гуткина // В кн. Дошкольный возраст под редакцией И.В. Дубровиной. - М., 2016. – 33-36с.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2013. - 64с.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.
11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж НПО «МОДЕК»: Издательство «Институт практической психологии», 1997. 384 с.
12. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления. И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2(8).2005. С.187-190.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка ок. 5700 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой: М., 1982. 816 с.
14. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова и др. М.:1980. 1600 с.
15. Щербакова Е.И. О некоторых особенностях познавательной активности в процессе обучения математике // Дошкольное воспитание, 1983. №9. С.42-45.
16. Развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. уч. зав. [Текст] / под ред. Л.Г. Нисканен – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 208 с.
17. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 31.
18. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 29–34.