Фрагмент для ознакомления
2
Согласно новейшему философскому словарю Грицанова А.А. мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивацию) [5, стр. 409].
Никитинская М.Г. и Толстых Н.Н. систематизируя исследования мотивации XX века за рубежом, пишут о том, что начиная с 80-х гг. прошлого столетия вопросами целей достижения в рамках разных подходов занимались такие зарубежные ученые, как А. Каплан, М. Майер, Э. Эллиот, Д. Николлс, К. Дуэк. В контексте изучения учебной мотивации авторами рассматривались две так называемые направленности: связанная с компетентностью, профессионализмом и связанная со стремлением произвести хорошее впечатление, выглядеть профессионалом в глазах окружающих. Зарубежные психологи выделяют ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функция мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами, иерархия мотивов, стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотивов в психоанализе и бихевиоризме. Существенным недостатком данных исследований является отрыв от деятельности человека и его сознания [18, стр. 103].
В отечественной психологии к общему механизму возникновения мотивов подход иной. Леонтьев А.Л. в качестве механизма возникновения мотивов называет реализацию потребностей. Так объекты потребностей становятся мотивами – предметами потребностей. Отсюда появляется центральная закономерность – развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующих предметную деятельность [13, стр. 206].
Раскроем функции мотивов в человеческой деятельности:
1) Ломов Б.Ф. пишет о том, что у человека источником развития мотивов является безграничный процесс духовного производства материальных и духовных ценностей. Ценности, интересы и идеалы человека могут приобретать побудительную силу и становится реальными мотивами. Эти мотивы приобретают функцию смыслообразования – придают отражаемой действительности в сознание личностный смысл. Функция смыслообразования связана с контролем направленности деятельности личности [14, стр. 313]. Итак, смыслоообразующая функция формирует отношение к предмету. Например: человек сильно хочет пить и идет за водой, даже на далекие расстояния;
2) функция контролирования осуществляется не прямо, а через механизм эмоций. Эмоции оценивают смысл происходящих событий, при несоответствии данного смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Так, изучение мотивационной сферы личности в XXI веке становится центральной проблемой психологии личности;
3) сигнальная функция возникает при совпадение мотива и мотивации, например, я хочу шоколадку и я ее получаю. При этом сигнальная функция путем удовольствия правильно указывает на предмет потребности, помогает сделать правильный выбор, понять, что именно хочет человек;
4) побуждающая функция устремляет личность к активности, например, я хочу есть, значит надо идти к холодильнику.
Исследуя область детской психологии, обратимся к работам Л.И. Божович. Согласно рассуждениям автора, мотив личности рождается в акте опредмечивания потребности и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Вслед за опредмечиванием деятельности меняется и тип поведения ребенка, его поведение становится целенаправленным. По Л.И. Божович типичным признаком наличия мотивации является совокупность целенаправленных действий вокруг одного предмета. Очень часто бывает и наоборот, одно действие побуждается многими мотивами [3, стр. 206].
Леонтьев А.Л. предлагает следующую основополагающую классификацию мотивов [13, стр. 207]:
1) по роли:
1. главные или ведущие – это основные мотивы в случае полемотивированности;
2. второстепенные или мотивы-стимулы – это мотивы, которые дополнительно стимулируют деятельность в случае полемотивированности.
2) по осознанности человеком:
1. осознаваемые мотивы – сопровождают серьезные цели, направляющие деятельность человека в течение длительных периодов жизни. Такие мотивы возникают у зрелых личностей, к ним относят интересы, желания, убеждения;
2. неосознаваемые мотивы – это мотивы, проявляющиеся в сознании в виде эмоций и личностных смыслов. К ним можно отнести влечение, гипнотическое внушение, установки, фрустрационные состояния.
Опишем основные критерии понятия «мотив» в человеческой деятельности согласно В.С. Мерлину [16, стр. 309]:
1) мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции;
2) люди различаются по индивидуальным проявлениям, а именно по характеру и силе тех или иных мотивов;
3) поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии, который при данных условиях ближе всех связан с пер¬спективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Прометей, 2017. – 708 с.
2) Бабаева, Е.С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях [Текст] / Е.С. Бабаева. – автореф. диссерт. – 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-motivatsii-ucheniya-shkolnikov-v-sovremennykh-usloviyakh
3) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 507 с.
4) Гребенюк, Т.Б. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Т.Б. Гребенюк // монография. – Калининград, 2007. – 95 с.
5) Грицанов, А.А. Новейший философский словарь [Текст] / А.А. Грицанов. – М.: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
6) Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов // учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Академия, 2004. – 517 с.
7) Закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 N 273-ФЗ. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
8) Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1999. – 506 с.
9) Иванова, Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимия общеобразовательных школ в современных условиях [Текст] / Г.П. Иванова // монография. – М.: Наука, 2001. – 160 с.
10) Иващенко, A.B. Самовоспитание старшеклассников: методология, теория, практика [Текст] / А.В. Иващенко, А.Я. Совиньски // монография. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2004. – 168 с.
11) Караковский, В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостности учебно-воспитательного процесса [Текст] / В.А. Караковский. – М.: Педагогика, 1993. – 80 с.
12) Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст] / А.В. Кирьякова // монография. – Оренбург, 1996. – 188 с.
13) Леонтьев, А.Л. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Л. Леонтьев. – М.: Смысл, 2010. – 397 с.
14) Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука. – 1984. – 560 с.
15) Маслоу, А.Х. Мотивация и личность [Текст] / А.Х. Маслоу. – М.: Академия, 2015. – 476 с.
16) Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст]. – Воронеж: МОДЭК, 2018. – 449 с.
17) Методика «Определение мотивов учебной деятельности по М.Р. Гинзбургу», 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/71759.html
18) Никитинская, М.Г. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век [Текст] / М.Г. Никитинская, Н.Н. Толстых // Психология образования. – М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. – Том 7. – № 2. – С. 100-113. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/93944/jmfp_2018_n_2_Nikitskaya_Tolstykh.pdf
19) Проективная методика диагностики мотивации младших школьников, 2021. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis-motivational-sphere/127-projective-diagnostic-exercise-motivation-of-junior-schoolchildren
20) Тест для учащихся на выявление мотивации к учению. – 2021. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.infobraz.ru/library/psychology/id13713
21) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.beledu.ru/storage/files/obschee_obrazovanie/fgos/fgos_noo31122015.pdf
22) Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971. – № 4. – С. 7-10.