Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждый человек рождается в определенной семье и, став ее членом, становится частью общества. Общеизвестно, что семья является важнейшим институтом социализации, благодаря которому ребенок приобретает базовые социальные знания, приобретает моральные навыки и способности, а также видит ценности и идеалы, необходимые для жизни в обществе. Именно семья призвана удовлетворять основные, базовые потребности ребенка, в том числе физиологические потребности (сон, отдых, питание и т. Д.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная обеспеченность и т. д.); потребность в любви, уважении и т. однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием семьи группы риска.
Именно в семье происходит базовое воспитание ребенка, процесс его постепенной интеграции в жизнь общества, восприятие нравственных норм, изучение определенных позиций и ролей. Влияние семьи имеет большое значение для удовлетворения духовных и социальных потребностей человека. Семья оказывает огромное влияние на отношение к окружающей среде, людям, работе и обществу в целом. Кроме того, в семье проявляются признаки солидарности и взаимной ответственности.
Семья - посредник между ребенком и обществом. Если семья не выполняет свои функции, страдает весь внутренний мир ребенка, и его связь с обществом разрывается.
В данной курсовой работе я хотела бы показать специфику работы социального педагога в таких семьях.
Актуальность темы моей работы заключается в том, что в современных условиях семья не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Ему нужна помощь извне. Эту помощь могут оказать социальные службы и социальный педагог. Но сегодняшнее благополучие не соответствует широте и глубине проблем и трудностей, с которыми сталкиваются не только взрослые, но и дети. Поэтому многие люди, в основном с педагогической подготовкой, стали осваивать профессию социального педагога, а молодые люди, желающие помочь обществу с проблемами его важной подструктуры - семьи, поступают в институты обучения по специальности социальной педагогики.
В этой ситуации многим семьям требуется помощь специалистов. Поэтому в 1991 году в России была введена профессия социального педагога.
Социальный педагог — это специалист, который может оказать помощь и поддержку в преодолении многих проблем, включая, например, семейные проблемы. Для этого необходимо выполнить несколько задач:
1) Рассмотреть специфику деятельности Центра социальной помощи семье и детям и работу социального педагога в нем;
2) Определить понятие «дети группы риска», существующие классификации;
3) Рассмотреть факторы и причины попадания детей в «группу риска»;
4) определить роль социального педагога в семье группы риска;
5)рассмотреть методы и формы работы семейного социального педагога с семьей группы риска;
6) Провести исследования отклоняющегося поведения детей «группы риска»;
7) Разработать программу по работе с детьми «группы риска.
Объектом является деятельность социального педагога с детьми «группы риска».
Предмет - методы работы социального педагога в условиях центра социальной помощи семье и детям
Гипотеза: правильно подобранные методы работы социального педагога с детьми из «группы риска» позволяют корректировать девиантное поведение.
Глава 1 Организация деятельности социального педагога с семьями группы риска в Центре социальной помощи семье и детям
1.1 Профессиональный портрет семейного социального педагога
Профили работы социальных педагогов или работников могут быть очень разнообразными, равно как и потребности, интересы, проблемы разных слоев, групп населения и их окружения.
Наиболее распространенным является тип социального педагога, который выполняет по отношению к другим основную функцию - учитель, специализирующийся на оказании всесторонней помощи семье в обществе (своего рода семейный учитель).
Главное в работе семейного педагога - установить этически приемлемые контакты с семьей, уметь видеть и в полной мере использовать воспитательный потенциал семьи, разнообразие форм его воздействия на личность, их преемственность и продолжительность. , например, диапазон ценностей, которым ребенок овладевает в семейной жизни.
Семейный педагог - исполнитель важных социальных функций по повышению педагогической культуры семьи, формированию общественно значимых идеалов и моделей поведения самих родителей. В работе с семьей социальные педагоги выделяют следующие группы задач:
- установление контактов с членами семьи (формирование уверенности у родителей в хорошем отношении социального педагога по отношению к ним и их детям, что обусловливает доверие к социальному педагогу, его знаниям, опыту, уважение к нему как личности, к которому идут за советом, помощью);
- изучение конкретной семьи (составление «карты семьи», «карты ребенка»);
- согласование воспитательных воздействий на ребенка;
- психолого-педагогическая помощь родителям, повышение их педагогической и общей культуры (проведение индивидуальных и групповых консультаций);
- формирование трудовой и социальной активности родителей (помощь в увеличении доходов семьи, помощь в заработке как взрослых, так и детей, в получении кредита, если семья решит открыть собственное предприятие, возможность получения пособий и льгот…).
После изучения семьи составляется программа социально-педагогической деятельности с ней.
Помимо повседневных встреч, контакты, разговоры, консультации, встречи с детьми и родителями, расслабляющие послеобеденные часы, каникулы, лагеря и трудовые вопросы могут помочь установить атмосферу дружеских отношений, в дополнение к ежедневным встречам, контактам, беседам, консультациям. Сам процесс их приготовления может стать источником признания и изучения друг друга, взаимного выражения заботы и тепла. Организуя взрослых и детей, социальный педагог помогает находить радость в отношениях и совместном общении, чего часто не хватает в семье.
Идентичных семейств не бывает, поэтому работа с ними строго дифференцирована. Редко, когда в семье родители не испытывают трудностей в воспитании детей, в создании благоприятного микроклимата, не нуждаются в помощи социального педагога. Но неблагополучные семьи — это особая категория. Дети из таких семей особенно нуждаются в социальной защите и своевременной помощи со стороны общества. Семейные педагоги взаимодействуют в решении этой проблемы со специально подготовленными категориями социальных работников, психологов, юристов, медико-социальных работников и других специалистов, которые совместно дополняют, развивают многоплановую деятельность государственных учреждений, общественных организаций и взаимодействуют с ними.
Социальному педагогу приходится сталкиваться также с различными проблемами семьи:
- больные дети или родители, дети или взрослые - инвалиды;
- пожилые родители, пенсионеры;
- алкоголики, наркоманы;
- развод родителей;
- дети-бродяги;
- половая распущенность и проституция…
Несомненно, основная задача социального педагога в работе с проблемной семьей - решение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание на их своевременное предупреждение и обезвреживание. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог должен оказать необходимую помощь и поддержку семье. В его обязанности входит установление контакта с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулировать семью и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг при установлении отношений с психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями государственных органов, общественности. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и поддержку со стороны общества семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методы работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьи «группы риска», многодетные и неполные семьи и др.); способствовать развитию семейных и соседских форм сотрудничества и взаимопомощи. В настоящее время понятие «семья риска» довольно часто используется в педагогике и психологии. Семья риска — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативному внешнему влиянию со стороны общества и его преступников, что является причиной неприспособленности детей и взрослых.
1.2 Причины возникновения «семьи группы риска»
Семья - одна из важнейших сфер и один из основных объектов социальной работы. Семья - сложное, сложное, многофункциональное социальное понятие, форма жизни людей, обусловленная существующими социально-экономическими и правовыми нормами. Семья — это небольшая социальная группа, основанная на браке, родстве или индивидуальных потребностях людей, объединенных друг с другом. Его отличает одна экономическая основа, общий образ жизни, взаимозависимый образ жизни старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоциональные и моральные связи, отношения помощи, поддержки и защиты. Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.
Социологическими исследованиями (Куликова Т. А) выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в своевременной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Сегодня в России более сорока миллионов семей. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, реагирует на человеческое и бесчеловечное восприятие процессов, происходящих в обществе. В настоящее время большая часть населения по доходам находится практически на прожиточном минимуме. Падает рождаемость, с падением рождаемости увеличивается количество детей, рожденных вне брака.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2018
2. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2017
3. Минияров В.М. психология семейного воспитания. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: «Издательский центр «Академия», 2017
5. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений. – 2-е издание. – М.: Академия, 2016
6. Семейное воспитание: Хрестоматия. – М.: Академия, 2017
7. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2017
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие / Е.И. Рогов - Москва: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2018 - 384с.
9. Шишковец. Справочник социального педагога: 5 - 11 классов: Учеб. пособие / Шишковец – Москва, 2018
10. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми / Е.И. Холостова. - Москва, 2016
11. Лодкина Т.В. Социально - педагогическая защита семьи и детства: Учебное пособие / Т.В. Лодкина - Москва, 2015
12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова - Москва: «ТЦ Сфера», 2014. - 480с.
13. Зубкова Т.Р., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.Р. Зубкова. - Москва, 2017