Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Организация детских социально-культурных мероприятий – довольно важная тема в настоящее время. В связи с часто меняющимися условиями социальной среды происходит действие различного рода стрессовых факторов, при этом дети дошкольного возраста особенно уязвимы. Интересные и оригинальные мероприятия призваны вызывать у них положительные эмоции, ослабляя тем самым негативное действие стрессоров. Кроме того, позитивное взаимодействие во время праздников способствует социализации, совершенствованию коммуникативных навыков. Подготовка к социально-культурным мероприятиям содействует развитию интеллекта и творческих способностей дошкольников. Вот почему яркие праздники обязательно должны присутствовать в их жизни. В связи с вышеперечисленным тема данной дипломной работы является актуальной и перспективной.
К современным социально-культурным мероприятиям, проводимым в дошкольных образовательных организациях, существует ряд требований. Во-первых, они должны отвечать безопасности детей, сохранению их здоровья. Во-вторых, праздники в детских садах призваны решать задачи образования, развития и воспитания, способствовать формированию научного мировоззрения. Так, одним из компонентов социально-культурной программы может стать интеллектуальная викторина, соответствующая развитию детей определённого возраста. Темы для мероприятий должны осуществлять экологическое, морально-нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание дошкольников. Также в процессе подготовки и проведения социально-культурных мероприятий необходимо совершенствовать физические качества воспитанников детского сада, такие как быстроту, ловкость, силу и координацию. Подготовка детей к мероприятию, осуществляемая под руководством воспитателей (в условиях ДОУ) и родителей (при отработке домашнего задания), призвана развивать память, внимание, познавательный интерес дошкольников.
Роль детей в организации новогоднего мероприятия должна быть как можно заметнее. Ведь участие в подготовке и организации программы формирует у них чувство ответственности за результаты своей деятельности.
Сейчас в педагогической среде и, в частности, в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах. В данной статье я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность проектов в работе с детьми. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.
Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин :
- федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.
- человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.
- все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что направлена модернизация образования, в частности дошкольного. По мнению Т. А. Данилиной (известный ученый в области психологии и педагогики, педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольиков. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.
Проектная деятельность позволяет нам :
1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать коллектив более сплоченным ;
2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
Объект исследования – социально-культурное проектирование.
Предмет исследования – технологии проектирования социально-культурных мероприятий в дошкольных образовательных организациях.
Цель данной работы –охарактеризовать технологию проектирования социально-культурных мероприятий в дошкольной образовательной организации для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть проектирование социально-культурных мероприятий в условиях ДОО
2. Изучить возрастные и индивидуальные особенности детей при особенности проектировании социально-культурных мероприятий в ДОУ.
3. Разработать социально-культурный проект для дошкольников в условиях ДОО
Методы исследования:
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДОО
1.1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при проектировании социально-культурных мероприятий в ДОУ
Социально-культурноепроектирование–специфическаятехнология,представляющаясобойконструктивную,творческуюдеятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Для того чтобы разработать технологию проектирования социально-культурного мероприятия для детей в дошкольной образовательной организации, необходимо принимать во внимание ряд основных факторов.
1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Различные мероприятия, интересные дошкольникам в возрасте 3-4 года, часто становятся неактуальными для детей постарше. И наоборот: праздничное мероприятие для воспитанников старшей группы может стать слишком сложным для детей младше четырёх лет [10, c. 108].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 236 с
2. Косибород О.Л. Роль взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи в организации досуговой деятельности детей. /Косибород О.Л. //Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник III международной научно-практической конференции. 2015. —С. 154-155
3. Котова, К.С. К вопросу о проектировании социокультурной среды в дошкольной образовательной организации // ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ - НОВЫЕ РЕШЕНИЯ. материалы III Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием. Сургут, 2021. С. 52-57.
4. Медведь Э.И., Киселева О.И. Профессионально-ориентированная подготовка магистров социально-культурной деятельности к организации досуга детей / Э.И. Медведь, О.И. Киселева // Учебное пособие. - М.: Научно образовательный центр "Перспектива". 2016. 72с.
5. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
6. Нестеров А.К. Создание, разработка и составление анимационных программ. [Электронный ресурс] : // Энциклопедия Нестеровых - URL: http://odiplom.ru/lab/sozdanie-razrabotka-i-sostavlenie-animacionnyh-programm.html - (Дата обращения: 19.11.2021)
7. Плотников, АВ. Специфика проектирования социально-культурных зрелищ // ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 130-131.
8. Симонова, И.С. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии. – СПб. – 2020. – 288 с.
9. Симонова, И.Ф. Центр социально-культурного проектирования СБПГИК: опыт взаимодействия теории и практики // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 501-507.
10. Умеркаева С.Ш., Фомкин Д.А. Теоретическая модель организации семейного досуга средствами проектной деятельности в условиях культурного центра./Умеркаева С.Ш., Фомкин Д.А. // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: Материалы научно-практической конференции рамках Дней науки МГПУ - М.: Издательство «Перо», 2018. - С. 334-342.
11. Умеркаева С.Ш, Фомкин Д.А. Проектная деятельность как средство формирования культуры семейного досуга /Умеркаева С.Ш., Фомкин Д.А. // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: Материалы научно-практической конференции в рамках Дней науки МГПУ. - М.: Издательство «Перо», 2018. - С. 370-377.
12. Филина, А.А. Актуализация управления развитием культурно-досуговой деятельности детей в современной дошкольной образовательной организации // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас, 2020. С. 436-442.
13. Фисюк, Т.Т. Театрализованная культурно-досуговая программа как анимационный проект // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 138-142.
14. Щербакова, М.И. Специфика социокультурного проектирования в организации досуга детей дошкольного возраста // Научная палитра. 2021. № 1 (31). – с. 121 – 134
15. Яковлева, Н.И. Социально-культурная деятельность ДОО как необходимая составляющая в современном образовательном пространстве // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Материалы X Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Л.И. Пономарева. 2020. С. 128-134.