Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня президент России В. Путин поставил перед научно-педагогическим сообществом задачу по воспитанию не только нравственной, но и патриотичной и развитой личности. Одной из сторон такого воспитания личности ребенка является его приобщение к соответствующей музыке и театру.
Нужно отметить, что в отечественной научной литературе подробно рассматривается вопрос о влиянии музыки и театральных постановок на развитие личности и морально-нравственных установок, как дошкольника, так и младшего школьника. Однако именно сегодня в эпоху развития цифровых технологий в современном мире появилась возможность объединить эти направления.
Дело в том, что многие отечественные педагоги в рамках собственных авторских методик обучения детей объединяют между собой создание собственных театральных постановок с музыкальными вставками. Так же учителя применяют прослушивание детьми музыкальных произведений с задачей отразить в виде рисунка свои чувства, мысли, идеи.
Цель исследования – рассмотреть пути реализации взаимодействия музыки и театра в процессе эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования – музыка и театр.
Предмет исследования – варианты реализации взаимодействия музыки и театра в процессе эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать место музыки и театра в системе школьного образования.
2. Дать определение понятию эстетическое воспитание.
3. Выявить особенности музыкального образования.
4. Выявить особенности реализации взаимодействия музыки и театра в процессе эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста
5. Сделать выводы по итогам исследования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ И ТЕАТРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Философско-эстетические аспекты взаимодействия музыки и театра в системе художественной культуры
В свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств младшего школьника. Реализация данного компонента сводится к работе с учащимися начальной школы в рамках учебной и воспитательной работы, в процессе которой необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.
Эстетическое воспитание — это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.
Эмоции являются важнейшей сферой личностного проявления человека, поэтому эстетическое воспитание — одна из самых важных сторон воспитания. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании» [2].
Б. Т. Лихачёв определяет эстетическое воспитание как целенаправленное формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, безобразное, комическое, трагическое в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [4]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка.
Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.
Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.
Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на две группы: к первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.
Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество. Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации. Говоря об эстетическом воспитании, следует понимать о средствах его реализации. Одним из таких средств является синтез искусств на уроках в начальной школе.
В большом психологическом словаре синтез искусств (греч. synthesis − соединение, сочетание) определяется как органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир [1].
Е. Б. Мурина изучила теорию синтеза, порожденную социально острыми, переломными моментами в искусстве и обществе, главной задачей, которой является устранение тех или иных социально-идеологических противоречий объединенными усилиями всех видов искусства [5].
Проблемы комплексного взаимодействия искусств рассматриваются как один из методов работы на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства в основном на уровне межпредметных связей и во внеурочное время (Н. А. Ветлугина, Э. Н. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, О. С. Нечаева). Для того, чтобы продолжать изучать практическое применение синтеза искусств с целью формирования эстетического воспитания младших школьников, мы провели педагогическое исследование.
Таким образом, задачей современного педагога является воспитание эстетически-развитой личности, познающей творчество как способ самореализации и активно воспринимающей красоту окружающего мира. И применение синтеза искусств на уроках в школе — один из ключевых составляющих успеха при решении данной задачи.
1.2. Взаимодействие музыки и театра в содержании начального общего образования
Уроки в начальных классах имеют особое значение во всей системе музыкального воспитания. Здесь закладываются основы желаемого отношения детей к урокам музыки, а следовательно, к самой музыке — фундамент для последующей музыкальной работы. Большое значение имеет первый урок в I классе, поскольку первые впечатления обычно наиболее сильны.
Дети задолго готовятся к тому, что они начнут учиться в школе, ждут этого события, и все их внимание, интересы собраны, направлены на учителя. Необходимо тщательно продумать содержание первого урока, его примерные варианты, так как заранее трудно предусмотреть все возможные неожиданности этой первой встречи.
Учителю целесообразно предварительно познакомиться, с составом первых классов. Дети, получившие дошкольное образование, привыкли к коллективу, не дичатся; многие из них на музыкальных занятиях в детском саду знакомились с некоторыми произведениями, включенными и в школьную программу (например, слушали пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, пели песни).
Зная, хотя бы примерно, уровень предварительной музыкальной подготовки детей, учитель соответственно строит и свой урок; если в него входит что-то уже известное детям, то важно и это известное преподнести в новом варианте, соответствующий к требованиям и задач школы. Иначе дети могут быть разочарованы: ничего нового и интересного в школьном уроке музыки нет [1, с. 67].
Наиболее типичной для народной школы, с ее схоластикой и формализмом в обучении, была методика, разработанная А.Н. Карасевым. Следует признать, что А.Н. Карасев высоко ценил роль пения в школе, прежде всего, конечно, в религиозно-нравственном воспитании, но и в умственном развитии.
В своей «Методике» он писал, что уже одно то, что поющий должен мысленно представить каждый звук: его высоту, длительность в сравнении с предыдущими и последующими звуками — положительно влияет на мышление, память, воображение. Музыкальные занятия он считал обязательными для всех и возражал против освобождения от уроков пения «безголосых и безслухих». Так же как не освобождают от уроков арифметики или родного языка учеников, не проявляющих способностей к этим занятиям, так нельзя освобождать от уроков пения школьников, не проявляющих музыкальных способностей. Но эти положительные моменты — стремление охватить пением всех детей, дать им необходимые элементы музыкальной грамоты, научить петь красиво, чисто, без сопровождения, на несколько голосов — выстраивались в такую сухую, формальную систему, что от музыки (пусть даже духовной или упрощенной народной) мало что оставалось. Занятия начинались с изучения одного звука и проводились до тех пор, пока весь класс не научался правильно воспроизводить его [1. С. 10].
Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе должно осуществляться в строго продуманной системе. Эта система включает в себя тесно взаимосвязанные линии — направления учебно-воспитательного процесса и деятельности учителя... Определяющими из них являются:
воспитание у школьников интереса и любви к музыке, потребности общения с ней; воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, нравственных качеств личности и мировоззрения, идеалов;
обучение их различным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, хоровому пению, импровизации, движению под музыку;
развитие музыкально-творческих способностей восприятия, внимания, музыкального слуха (всех его сторон), певческого голоса, мышления, памяти, воображения;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев О.Д. Современная начальная школа. – СПб: Нева, 2018. – 325 с.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Москва. Просвещение, 1983.
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003.
4. Буров, А.И., Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников/ А. И. Буров, Б. Т. Лихачев. Москва: Педагогика, — 1974–304 с.
5. Героева Л.М. Философский аспект эстетического воспитания в формировании самосознания младших школьников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – СПб.: Изд-во Грамота, № 8 – 2 (34), 2013 – С. 30 – 37
6. Гордеев С.В., Семенов К.А. Воспитание музыкой. – Тверь: Альянс, 2019. – 432 с.
7. Егоров А.В., Титов П.С. Музыка и театр в школе. – Петрозаводск: ИД Карелия, 2017. – 389 с.
8. Зайцева Т.А. Современное искусство в школе. – Краснодар: ИД Ракурс, 2019. – 371 с.
9. Зартдинова И.И. Музыкально-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
https://scienceforum.ru/2020/article/2018021816 (дата обращения: 08.11.2021 ).
10. Кушаева, И. А. Основы эстетического воспитания / И. А. Кушаева. — Москва, 1986.
11. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — 4-е изд.; перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2000. — 464 с.
12. Мурина, Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств / Е. Б. Мурина. — Москва: 1982.
13. Нурдинов К.П., Умнов Д.Г. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка. Вестник науки и образования, 2019. № 22 (76). Часть 2.
14. Портников В.И., Сергеева П.А. Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста // Материалы научно-практической конференции Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса – М.: «Учебный центр Перспектива», 2017 – С. 42-47
15. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский — Изд.2-е. -Москва: Подлитиздат,1976.
16. Уляшина, А. Д. Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство эстетического воспитания младших школьников / А. Д. Уляшина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8425/ (дата обращения: 07.11.2021).