Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из задач математического развития дошкольников – сформировать у них умение ориентироваться в пространстве. Данная проблема освещена в работах Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинской, Ж. Пиаже, Т. А. Мусейибовой и др. были выделены закономерности формирования ориентации в пространстве на протяжении всего дошкольного детства.
Большинство математических способностей развиваются благодаря оригами. В процессе складывания фигур оригами дошкольники знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., учится легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике [3]. При этом словарь ребёнка пополняется новыми математическими определениями и терминами. Более того дети приобретают специальные технические навыки - учатся читать и понимать схемы и чертежи.
В процессе обучения дети осваивают различные приёмы работы с бумагой - сгибание, многократное складывание, разрезание, склеивание и т.д. Стоит вспомнить Ф. Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами - это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок» [17].
Актуальность исследования обуславливается тем, что математические способности, развиваемые посредством оригами при правильной педагогической организации и активной деятельности воспитанников, а также систематической, целенаправленной работе воспитателя может оказывать положительное влияние на познавательное развитие ребенка дошкольного возраста.
В изучение математических способностей большой вклад внесли такие исследователи в области педагогики, психологии как: С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. А. Крутецкий, В. Д. Шадриков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. Бинэ, Э. Трондайк, Г. Ревеш, А. Пуанкаре и Ж. Адамар и др.
Между тем, можно обозначить следующее противоречие: между теоретической разработанностью проблемы формирования умений ориентироваться на листе у дошкольников и недостаточным вниманием в реализации данного процесса посредством оригами.
Проблема исследования – какова роль оригами в формировании умений ориентироваться на листе бумаги у дошкольников?
Цель исследования является теоретически обосновать влияние оригами в формировании умений ориентироваться на бумаге у дошкольников 5-6 лет.
Объект исследования - математические способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - оригами как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование возможностей использования оригами как средства формирования умений ориентироваться на листе у дошкольников 5-6 лет.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста;
2. Проанализировать психолого-педагогические условия математического развития детей старшего дошкольного возраста
3. Описать возможности использования оригами в развитии математических способностей у детей 5-6 лет;
4. Изучить формы, приемы и методы педагогической работы с дошкольниками в технике оригами;
5. Разработать упражнения в технике оригами для формирования у дошкольников умений ориентироваться на листе.
В исследовании использовались теоретические методы: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: основные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Поддъяков); теория и методика обучения математике (А. В. Белошистая, А. А. Столяр, Т. И. Ерофееваи др.); исследования, посвященные особенностям развития и обучения детей дошкольного возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. А. Козлова, B. C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования: приведенная в работе литература может быть использована для более глубокого изучения проблемы математического развития воспитанников старшего дошкольного возраста, организации и проведения работы по формированию умений ориентироваться на листе в условиях старшей группы детского сада.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения развития математических способностей у детей дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «математическое развитие»
Само понятие «математическое развитие» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно предполагает связь между собой представлений о пространстве, форме, величине, количестве, времени, указывая при этом на их свойства и отношения, которые являются одними из основных для формирования у ребёнка «житейских» и «научных» понятий [7].
Именно усваивая эти представления, дошкольник начинает осознавать отношения со временем и пространством (как социальным, так и с физическим); в это время у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и так далее. Поэтому при освоении этих представлений ребёнок стремится к овладению знакомым этому возрасту видам деятельности, он стремится проникнуть в смысл окружающей его действительности и к формированию целостной «картины мира».
Само понятие «математическое развитие» дошкольников было обозначено в работах Л. А. Венгера и до сих пор является наиболее распространённым в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребёнком определённого заданного программой круга знаний и умений. Развитие у ребёнка умственных способностей может быть достигнуто косвенным путем: в процессе усвоения им знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространённого понятия «развивающее обучение». Именно этот эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям, и какие методы обучения применяются» [5]. Исходя из подбора методов, по которым обучается ребёнок, а также от того какие знания сообщаются ему, можно выделить следующие категории: знания – первичны, метод обучения – вторичен. Под математическим развитием дошкольников понимают процесс качественного изменения в интеллектуальном развитии, который происходит в результате формирования у ребёнка математических представлений и понятий [18].
Исходя из исследований Е. И. Щербаковой, под математическим развитием дошкольников понимается сдвиг и изменение в познавательной деятельности личности, которые формируются в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций [19]. Под этим понимается, что математическое развитие дошкольников представляет собой качественные изменения в формах их познавательной активности, которыми ребёнок овладевает в результате освоения элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
В свою очередь, выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений оказалась самостоятельной научной и учебной областью. Предметом исследования методики формирования элементарных математических представлений является изучение основных этапов процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях становления личности.
Е. И. Щербакова выделила следующие задачи по формированию элементарных математических знаний и дальнейшего математического развития воспитанников дошкольных учреждений, а именно [19]:
- формирование обширной начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей воспитанников дошкольного учреждения действительности;
- приобретение знаний детьми о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени являющихся основными для математического развития;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арапова – Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова – Пискарева.– М.: Просвещение, 2011. – 124 с.;
2. Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / под ред. С. Ю. Раделов – М.: Сфера, 2017. - 664 c.;
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 400 с.;
4. Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин , 2015. - 177 c.;
5. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 24;
6. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. – М.: Просвещение, 1989;
7. Воронина, Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: Методология проектирования : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Воронина Людмила Валентиновна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2011. - 47 с.;
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991;
9. Данилова, В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.;
10. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное) , испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2019. — 336 с.;
11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2016. - 112 c.;
12. Крушельницкая, О.И. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6 -7 лет / О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – 156 с.;
13. Мурченко, Н. А. Познавательное развитие. Формирование математических представлений у детей. Подготовительная группа / Н. А. Мурченко. - Волгоград : Учитель 2019 – 24 с.;
14. Носова, Е. А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / Е. А. Носова, Л.: 1990. 37 с.;
15. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова. – М. : Детство-Пресс 2017. - 368 с.;
16. Соколова, C. В. Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. ФГОС / под ред. Кожина Н. С. - Москва : Детство - Пресс , 2015 г. – 48 с.;
17. Федлер, М. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. – 99 с.;
18. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М.:,1988. – 303 с.;
19. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. М.: «Академия», 2004. – 272 с.
20. Яковлева, Е. В. Чем полезно оригами / Е. В. Яковлева. // Педагогика : традиции и инновации — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 59 - 63. SBN 978-5-906873-63-7