Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
В современном образовании в числе одной из важных проблем называется проблема подготовки детей к школе. Организация обучения и воспитания детей в дошкольной образовательной организации претерпевают значительные изменения, что связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования (ФГОС ДОО).
Всѐ более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Одним из важных требований, предъявляемым к ним, является готовность к овладению письмом, что требует высокого уровня развития мелкой моторики. У ребѐнка не может сложиться всестороннее представление об окружающем мире без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве складываются именно с помощью тактильно – двигательного восприятия.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Актуальность темы исследования обусловлена важностью особенностей формирования мелкой моторики в раннем возрасте и необходимостью разработки специальной программы по развитию мелкой моторики дошкольника.
Проблема развития мелкой моторики у детей и дошкольного возраста всегда волновала педагогов и родителей. Развитие мелкой моторики выступает действенным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость совершенствования развития школьника, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие [2].
Под влиянием правильно организованной работы над развитием мелкой моторики совершенствуются познавательные процессы: дифференцируются восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.
Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение.
Анализ современной психолого-педагогической литературы, в частности, исследований М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия, показывает онтогенетическую взаимозависимость между развитием мелкой моторики и речевым развитием детей, в исследованиях указанных авторов отмечается оказание существенного влияния движения руки на развитие речевой функции. Значимость развития мелкой моторики доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как М.М. Безруких,В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Э. Степаненкова, Е.Н. Соколова, О.Т. Тарасова, Е.Н. Потапова. Существует много практических разработок М. Аксенова, Н.С. Варенцова, Н.В. Гатанова, А. Толбанова, Е.Г. Тунина, но не сделано попытки объединить эффективные приемы и упражнения в единый комплекс по формированию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Несмотря на большой интерес к вопросам развития у детей возраста мелкой моторики, проблема использования дидактических игр при проведении работы по данному направлению недостаточно исследована.
Предмет исследования – педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в раскрытии педагогических условий и возможностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Гипотеза :развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста будет, проходит эффективнее, если разработать и внедрить у цчебный процесс комплекс дидактических игр.
Задачи:
1. Проанализировать понятие понятий, моторики, мелкая моторика
2. Рассмотреть особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
3. Изучить дидактические игры как средство развития мелкой моторики детей младший дошкольного возраста
4. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей возраста
5. Разработать комплекс дидактических игр направленный на развитие мелкой моторики детей младший дошкольного возраста.
6. Провести повторную диагностику
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы воспитателей, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад №56 г. Пензы «Капитошка».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
1.1 Сущность понятий, моторики, мелкая моторика
Для решения основных вопросов нашего исследования важно проанализировать психолого-педагогический подход к определению термина «двигательные навыки». В настоящее время большое внимание уделяется проблеме развития моторики рук у детей младшего возраста, поскольку сенсомоторное развитие является одним из основных факторов развития ребенка.
А.Г. Маклаков трактует моторику как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, характерных для человека. Автор указывает, что в педагогике социальной реабилитации двигательные навыки делятся на общие, мелкие (или мелкие) ручные и артикуляционные. [15, с. 72].
Е.П. Ильин считает, что мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой при выполнении небольших точных движений кистей рук, пальцев рук и ног. IP Ильин подчеркивает, что применительно к моторике кисти и пальцев используется термин «ловкость» [9, с. 45].
С точки зрения М.Г. Борисенко, мелкая моторика включает в себя большое количество различных движений: от примитивных жестов (хватание предметов) до очень мелких движений (например, от которых зависит почерк человека).
К этому следует добавить точку зрения В.В. Коваленко, С. Коноваленко. Авторы исследовали двигательные навыки с анатомической точки зрения и доказали следующее: около трети всей площади моторных проекций коры головного мозга занимает проекция руки 8, расположенная очень близко к зоне речи. Исходя из этого, речевое развитие ребенка напрямую зависит от развития мелкой моторики. [11, с. 12].
В.В. Коваленко, С. Коноваленко добавляет, что в повседневной жизни мы постоянно выполняем какие-либо действия мелкой моторики: застегиваем пуговицы, держим в руках мелкие предметы, пишем, рисуем и т. Д.
Таким образом, качество жизни напрямую зависит от развития мелкой моторики. В современной литературе мелкая моторика определяется как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и скелетной систем, часто в сочетании со зрительной системой при выполнении тонких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Термин «ловкость» часто используется применительно к моторике рук и пальцев. [1]. Мелкая моторика включает в себя широкий спектр движений, от примитивных жестов, таких как хватание предметов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Учеными доказано, что с анатомической точки зрения около трети всей площади моторной проекции коры головного мозга занимает проекция руки, расположенная очень близко к зоне речи. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. [9].
Связь между цифровой моторикой и речевой функцией была подтверждена учеными из Института физиологии детей и подростков. В литературе отмечается, что движения рук человека не детерминированы по наследству, а возникают в процессе обучения и тренировки в результате формирования ассоциативных связей между зрительными, тактильными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. В исследовании А. Журия показала, что овладение относительно тонкими движениями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и развития кинестетического ощущения - положения и движения тела в пространстве. Вид объекта стимулирует движение рук к нему. Организованные движения рук развиваются постепенно в течение первых шести месяцев жизни.
Сжав кулаки в кулаки, выпрямляются. Они начинают делать особые движения для захвата предметов. Рука начинает функционировать как особый человеческий орган [9].
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [2]. Обращает на себя внимание позиция И.Е. Светловой. Автор выделила и проанализировала три уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий [15, с. 37].
По мнению автора, высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется следующими показателями: хорошая координация движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движения руки, сохранение правильной осанки.
Средний уровень развития моторной лодки, с точки зрения И.Е. Светлова, отличается недостаточной координацией движений, скоростью и неточностью движений, колебаниями скорости движений рук, нарушением осанки на фоне утомления. В свою очередь, низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряжением и несогласованностью движений, нарушениями темпа движений рук, неуклюжестью рук, нарушениями осанки рук, резкостью движений. [22, с. 38].
О.А. Новиковская пришла к выводу, что развитие мелкой моторики происходит естественным путем: она начинается в детстве на основе общей моторики. [17, с. 53].
Сначала ребенок учится хвататься за предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «захват пинцетом» и т. Д. К двум годам ребенок развивает способность рисовать, правильно держа кисть и ложку. Дошкольный и дошкольный возраст характеризуется тем, что
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в детском саду – М.: ИП Лакоценина,2014 – 68с.
2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами –М.,2019
3. Белая А.Е., Мирясова Е.И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. – М.: Изд. «АТС», 2019. – 68 с.
4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
5. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой
моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших
школьников. // Логопед. – 2015. – No3. – С. 21-24.
6. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников СПБ.: Детство –Пресс,2017
7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Скрипторий,2017
8. Доронова, Т. Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет (часть 1) / Дошкольное воспитание. – 2014. - № 4. – С.12-19.
9. Дошкольная педагогика с методиками / Под ред. В.Г.Гогоберидзе – СПб.: Питер, 2015 -464 с.
10. Дошкольная педагогика / Под ред. Н.В.Микляевой – М.:Юрайт, 2012 -433с.
11. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
12. Жидких Н.В. Дидактические игры из нетрадиционного материала как средство развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс ]// http://nsportal.ru/zhidkikh-natalya-vladimirovna
13. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учебно-методическое пособие. – СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
14. Ильина А.В. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2014 - №2
15. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб.: Дельта, 2011 – 159 с.
16. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С. 65-69.
17. Сахарова О.М. Готовим пальчики к письму: для детей 6-7 лет. – М.: Издательский дом «Литера», 2019. – 98 с.
18. 20. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 201 упражнений для развития общей и
мелкой моторики: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ «Астрель»,
2018. – 124 с.
19. 21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие
группы). / А.И. Сорокина. – М., 2012. – 180 с.
20. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 35-7 лет. // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С.28-35.
21. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки, Ярославль, 2014 г.
22. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019. – 254 с.
23. Федеральный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html