Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки. Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения. Иногда дети с нарушениями зрения неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной помощи педагога-дефектолога
Воображение имеет огромное значение для успешного развития и обучения детей уже с дошкольного возраста, что требует уже достаточно сформированного уровня воображения поэтому, изучая его особенности у детей данной категории, можно определить более точное направление коррекции, составить оптимальный индивидуальный коррекционный план развития, в который, с учетом полученных данных, будут включены определенные упражнения, задания и игры на полноценное развитие данного процесса.
Воображение - это процесс психического отражения, состоящий в создании представлений об объектах или событиях, никогда в целом субъектом, не воспринимавшихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях [1, с.25].
В настоящее время, на данном этапе развития образования явной становится проблема обучения и развития детей с глубокими нарушениями зрения, и, следовательно, проблема предупреждения и преодоления дезадаптации у таких детей. Тем не менее, современные преобразования в обществе говорят о необходимости формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно преодолевать новые жизненные проблемы.
Объект исследования – воображение детей с нарушением зрения дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития воображения детей с нарушением зрения дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить особенности воображения слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «воображение» в психологии;
2. дать клининко-психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. изучить развитие воображения у слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста;
4. провести экспериментальное исследование особенностей воображения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
5. проанализировать результаты экспериментального исследования особенностей воображения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Методологической основой исследования послужили труды таких авторов как: А.Ф. Акоповой [1], Л.П. Гладких [8], В.П. Ермакова [12], Н.Я. Михайленко [25], О. Г. Солнцевой [30], С.Ю. Фролова [36] и др.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по проблеме исследования;
- наблюдение;
- эмпирическое исследование.
Методики:
1. Методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь необычное».
2. Методика Е.П. Торренса «Дорисовывание».
3. Методика Р.С. Немова «Придумай рассказ».
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МАДОУ) № 75 г. Обнинска.
В исследовании приняли участие 5 дошкольников с нарушением зрения, из которых 2 девочки и 3 мальчика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучены особенности воображения слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста и разработаны рекомендации по коррекции нарушений и развитию воображения слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВООБРАЖЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «воображение» в психологии
П.Т. Власов определял воображение как процесс психического отражения, состоящий в создании представлений об объектах или событиях, никогда в целом субъектом, не воспринимавшихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях [4, с.24].
Изучение воображения экспериментальным путем стало предметом интереса зарубежных психологов, начиная с 50-х годов ХХ века. Функция воображения, заключающаяся в построении и создании образов, была признана важнейшей человеческой способностью. Ее роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения.
Развитие воображения необходимо для формирования нормальной психики. Но проблема сроков и условий проявления зачатков воображения остается открытой.
В среднем же начало развития детского воображения связывают с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция), чаще это встречается в играх, там же получает дальнейшее развитие.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но так же и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.
Сначала у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. К примеру, это впечатления, полученные ребенком после непосредственного восприятия действительности, прослушивания сказок, просмотра кинофильмов. В данном типе воображения мало точного сходства с реальностью и нет творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В этих образах воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, оказалось особенно интересным.
Ребенок в три года не в состоянии еще полностью воспроизвести изображение по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Если попросить ребенка лет шести расположить предметы на плоскости так же, как они расположены рядом, повернутой к первым под углом в 90 градусов, то это вызовет большие трудности для детей данного возраста. Сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображения механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действия. Деятельность детей в результате приобретает осознанный характер. Главным видом деятельности, становятся сюжетно ролевые игры, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы [7, с.37].
Кроме познавательно-интеллектуальной функции, воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную. Оно предохраняет легко ранимую психику ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию ребенок и снимает напряжение, и символически решает конфликты, которые невозможно решить при реальных действиях.
У дошкольников обе важные функции воображения развиваются параллельно, но по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.
Формирования познавательного воображения формируется путем отделения образа от предмета и обозначая его словом. А аффективное воображение образуется в результате появления и осознания своего «Я», отделения себя от других людей и от совершаемых поступков [2, с.32].
Развитие воображения происходит в несколько этапов и на первом из них воображение связанно с процессом опредмечивания образа действием. И только через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять их, уточнять и совершенствовать, а, следовательно, регулировать свое воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уме программу предстоящих действий он сможет только к 4-5 годам.
Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года - 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Сначала отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы- фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженным положительными качествами).
Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире [11, с.74].
В возрасте 5 - 6 лет, когда появляется производительность в запоминании, воображение из воссоздающего превращается в творческое. Воображение у детей данного возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.
Творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх, которое помогает ребенку символически решать конфликтные ситуации, а так же производить разрядку возникающего напряжения.
К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.
Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность [14, с.88].
У дошкольников старший возраст является сенситивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).
Воображение представляет собой отражение реальности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. И почти ничего не известно о механизме воображения, его физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей [4, с.77].
По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.
Активное воображение можно охарактеризовать тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение делится на творческое и воссоздающее.
Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.
Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.
Образы пассивного воображения возникают самостоятельно, спонтанно, помимо воли и/или желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь.
Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Воображение может проявляться в разных формах. Формой проявления активного воображения и необходимым условием осуществления в жизни творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты это отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, т.е. своей возможностью осуществиться. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта.
Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопова А. Ф. Воображение дошкольников с нарушением зрения / А.Ф. Акопова Л. А. Руденко, Л. Ф. Сербина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 25-26.
2. Бакина М. Творческое развитие ребенка в современном мире / М. Бакина // Игра и дети. – 2020. – № 3. – С. 323.
3. Бондаренко А. И. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.
4. Власов П. Т. Дошкольное воспитание / П. Т. Власов. – М.: Просвещение. – 2018. – 156 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб : Союз, 1997. – 96 с.
6. Гладких Л. П. Дети с нарушением зрения / Л. П. Гладких // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 59.
7. Дьяченко О. Н. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2017. – 128 с.
8. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М.: Владос, 2019. – 240 с.
9. Зворыгина Е. Н. Игра слабовидящих дошкольников / Е. Н. Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 3. – С. 23-24.
10. Земцова М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М. И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 3. – С. 26.
11. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – СПб: Каро, 20117. – 336 с.
12. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду с незрячими детьми / Н. Я. Михайленко. – М.: Акаадемия, 2019. – 73 с.
13. Плаксина Л. И. Оновы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М.: Издательство ГороД, 2019. – 262 с.
14. Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением / О. Г. Солнцева. – М.: Школа- Пресс, 2018. – 96 с.
15. Федорова И.Н. Воспитание слабовидящих детей в семье / И.Н. Федорова. – М.: Прогресс, 2020. – 68 с.
16. Фролов С.Ю. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / С.Ю. Фролов. – СПб.: Речь, 2019. – 128 с.
17. Киселева Е.Е. Развитие творческого воображения детей с нарушением зрения / Киселева Е.Е. – М.: Педагогика, 2017. – 124-128 с.
18. Петрунива А.А. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения / А.А. Петрунива – № 6. 2019. – 118-122 с.
19. Лысенко Е.В. Развитие творческого воображения у детей 5 года жизни с нарушением зрения / Е.В. Лысенко.: – № 3-2. – 355-357c.
20. Борисова Н.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / Н.А. Борисова, О.Н. Беляева. – М.: Вестник, 2013. – 90-92с.
21. Крышталь О.В. Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения посредством работы с природным материалом / О.В. Крышталь. – М.: Просвещения, 2019. – 280-283с
22. Григорьева Л.А. Развитие восприятия ребенка / Л.А. Григорьева, М.Э. Бернадская – М.: Школа-Пресс, 2011. 19с
23. Сонцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева – М.: Полиграф сервис, 2000. – 64с
24. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.А. Дружинина – М.: Экзамен, 2006. – 38с
25. Феоктистова М.А. Воспитания слабовидящих детей в семье / М.А Феоктистова – М.: Речь, 2002. – 68с
26. Солнцева О.Г. Развития восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением / О.Г Солнцева, И.В Блинникова – М.: Школа-Пресс. – 96с.
27. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский – М.: 2008. – 144с
28. Колесникова Е. Нарисуй желтый круг: Развитие сенсорных навыков у дошкольников с нарушением зрения / Е. Колесникова – М.: Обруч, 2006. – 40-41с
29. Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога / В.А. Лонина – М,: дефектология, 1995. – 51-54с
30. Плаксина Л.И. Психолого–педагогическая характеристика детей с нарушением зрения слабовидящих : учеб. пособие / Л.И. Плаксина.– М. : РАОИКП, 1999. – 208 с.
31. Тупоногов, Б.К. Основы коррекционной педагогики / Б.К. Тупоногов. – М., 2014. – 170 с
32. Тюбокина, З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения / З.Н. Тюбокина /Дефектология. – 2000. – № 5. – 42–45с.
33. Юрлина, О.Ф. Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения / О.Ф. Юрлина, С.Н. Касаткина / Педагогика, 2011. – 33–35с.
34. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. / О.В. Боровик М.: Академия, 2011. – 38 с.
35. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись / Т.Н. Яковлева / – М.: ТЦ СФЕРА, 2010. 42 c.
36. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. / Л.С. Цветкова – М. : Пед. о-во России, 2002. – 96 с.
37. . Мишин М.А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. / М.А. Мишин / – 2003. – № 4. – 46–68с.
38. Либман Е.С. Современные позиции клинико-социальной офтальмологии / Вестник офтальмологии. / Е.С. Либман – 2004. – № 1. – 10–12с.
39. Лапп Е.А. Зрительная гимнастика на занятиях учителя логопеда // Логопед в детском саду. / Е.А. Лапп / – Москва. – № 8 (33). – 2008. – 17–30с.
40. .Косова Е.А. Классификация детей с нарушением зрения по признаку «использование информационно–коммуникационных технологий в обучении» // Информационные технологии в образовании. / Е.А. Косова / – 2010. – № 8. – 132–137с.