Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тифлопсихология, раздел специаль-ной психологии, изучающий психическое развитие слабовидящих, получила свое название от греческого «тифлосс» - слепой, и только психология слепых занималась сном. В настоящее время предметом изучения тифлопсихологии яв-ляются не только слепые, но и люди с глубокими нарушениями зрения.
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития слабо-видящих, формирование компенсаторных процессов, компенсирующих инфор-мационный дефицит, связанный с нарушением зрительного анализатора, влия-ние этого дефекта на умственное развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушениями зрения.
Диагностика и обследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное обследование у различных специалистов: офтальмологов, психо-логов, педагогов. Дети с нарушениями зрения представляют собой разнообраз-ную группу как с точки зрения особенностей их зрительного состояния, так и с точки зрения происхождения заболевания и условий социального развития.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследова-ния.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ раз-личных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные ас-пекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия коррекционно-педагогической работы со слепыми младшими школьниками в образовательной организации.
Объектом исследования является процесс коррекционно-педагогической работы со слепыми младшими школьниками в образовательной организации.
Предметом исследования являются основы и принципы коррекционно-педагогической работы со слепыми младшими школьниками в образовательной организации.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для коррекционно-педагогической работы со слепыми младшими школьниками в образовательной организации.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо ре-шить несколько задач:
- рассмотреть коррекционно-развивающую работу: теоретические аспек-ты;
- изучить сущность и особенности коррекционно-педагогического процес-са;
- детально описать основы тифлопедагогики;
- рассмотреть основные направления коррекционно-педагогической рабо-ты с детьми с нарушениями зрения;
- проанализировать коррекционно-педагогическое сопровождение незря-чих детей в общеобразовательной школе;
- проанализировать методики развития знаний и умений социального вза-имодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический ана-лиз данных, моделирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Коррекционно-развивающая работа: теоретические аспекты
Содержание коррекционной работы в настоящее время пересматривается и продумывается в соответствии с недавно утвержденными федеральными госу-дарственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС БИС), учитывающими образовательные потребности и особенности де-тей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание детей с нарушения-ми развития характеризуется по-своему, что проявляется в коррекционном направлении. В словаре иностранных слов термин «коррекция» определяется как производное от латинского слова «correctio» – исправление.
Словарь коррекционной педагогики и специальной психологии дает сле-дующие определения: «Коррекция - это система медико-педагогических меро-приятий, направленных на исправление или смягчение недостатков психофизи-ческого развития». Термин «коррекция развития» как особая форма психолого-педагогической деятельности впервые появляется в дефектологии применитель-но к аномальному развитию детей. В данной области этот термин означает со-вокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недо-статков и отклонений в развитии ребенка. В дальнейшем ходе развития возраст-ной психологии произошло своеобразное расширение понятия «коррекция» в область нормального развития [12].
Это расширение сферы охвата было обусловлено новыми социальными задачами «значительно повысить моральный и интеллектуальный творческий потенциал и создать широкий спектр творческих возможностей для всех детей».
Таким образом, характер задач и адресат корректирующих действий ко-ренным образом изменился – от исправления дефектов, находящихся за поро-гом нормального развития, до создания оптимальных возможностей и условий для умственного развития в пределах нормы. Коррекционно-развивающая рабо-та понимается как система медицинских, образовательных, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию всех де-тей, преодолению отклонений в их развитии, адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или детей с нарушениями обучаемо-сти и социальной адаптации в целом.
Коррекционно-развивающая работа с детьми должна основываться на глубоком понимании предмета, а также иметь методологическую основу.
Одной из таких основ могут быть принципы (от лат. principles – начало, основа) - исходные положения, определяющие структуру рабочей программы и мировоззрение специалистов:
- гуманизм - это вера в возможности ребенка, субъективная, позитивная.
Применение принципа гуманизма неизбежно требует внедрения творче-ского позитивного подхода в трудовую практику. Если мы действительно при-знаем уникальность каждого человека, то не может быть универсальных форм и способов работы над его развитием и исправлением. Реализация гуманистиче-ского подхода предполагает поиск позитивных творческих начал - ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положитель-ные качества и человеческие силы. Если говорить о реализации принципа в ра-боте с детьми с проблемами развития, то важно не подменять гуманизм жало-стью, за которой скрывается неверие в положительные силы и качества.
Гуманизм, основанный на вере в позитивные силы и способности челове-ка, предполагает, прежде всего, субъект-субъектно-позитивный подход к прове-дению коррекционной работы.
- принцип системного подхода предполагает понимание человека как це-лостной системы. Он особенно эффективен при анализе изменений в поведении и развитии человека, поскольку требует изучения всех подсистем человека и их взаимосвязей, взаимозависимости и взаимного развития. Организация коррекци-онно-развивающей работы с детьми и подростками с нарушениями развития должна основываться на компенсаторных силах и способностях ребенка в соот-ветствии с принципом системности [15].
- принцип реальности предполагает, прежде всего, учет реальных способ-ностей и положения ребенка. Это означает, что коррекционная работа должна основываться на всестороннем, всестороннем и углубленном изучении личности ребенка. Следует подчеркнуть, что реализм - это не самоцель, а необходимое условие успешной адаптации и развития. Фантазия, являющаяся важной ресурс-ной базой для жизни ребенка и подростка, не должна становиться основным ме-ханизмом планирования и оценки собственных перспектив. Специалисту, про-водящему коррекционную работу, важно помочь ребенку принять себя таким, какой он есть, отделить реальные возможности от «воображаемых», идеальных установок.
- принцип активного подхода предполагает, прежде всего, опору коррек-ционно-развивающей работы на типичную для возраста ведущую деятельность, а также целенаправленное воспитание, поскольку в деятельности происходит только развитие и формирование ребенка. В случае нарушений развития актив-ность, характерная для определенного возраста, может сформироваться поздно и не полностью, что ограничивает возрастное развитие ребенка.
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменение форм и методов коррекционной работы в зависимости от индивиду-альных особенностей ребенка, целей работы, должности и способностей специа-листов. Даже при групповых формах работы коррекционные мероприятия и развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ре-бенка, всегда учитывать его состояние и проводиться в соответствии с его инди-видуальным темпом [19].
Основополагающие принципы общей, возрастной и педагогической пси-хологии являются основой для построения комплекса коррекционных и разви-вающих мероприятий:
1. Позиция культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, исходя из которой ситуацию психокоррекции личности можно рассматривать как опыт реальной жизнедеятельности.
2. Ситуация, разработанная в теоретической концепции В. И. Мясищева, согласно которой личность является продуктом системы содержательных от-ношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без вовлечения ребенка и его окружения в процесс коррекции.
3. Позиция теории деятельности А.С. Леонтьева, заключающаяся в том, что оказывать положительное влияние на процесс развития - значит контроли-ровать текущую деятельность, в данном случае влиять на воспитательную дея-тельность и текущую деятельность самого ребенка.
4. Положение теоретической концепции личности С.Л. Рубинштейна о формах психологических контактов между людьми.
5. Положение, разработанное Д.Б. Элькониным, о том, что коррекцион-ный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которых человек вовлекается в процесс специально организованной групповой деятельности. Общая цель коррекционной работы - способствовать развитию ребенка, создавать условия для реализации его внутреннего потенциала, помо-гать в преодолении и компенсации отклонений, препятствующих его развитию.
Эта цель возможна только в том случае, если конкретные задачи коррек-ционной работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и осо-бенностей, связанных с характером онтогенеза.
В этой связи мы приведем несколько моментов, которые имеют значение для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
- Корректирующие действия должны строиться в соответствии с основ-ными направлениями развития в этот возрастной период, исходя из возрастных особенностей и достижений.
- Коррекция должна быть направлена на дальнейшее развитие и коррек-цию, а также на компенсацию тех психических процессов и опухолей, которые сформировались в предыдущем возрасте и которые являются основой для раз-вития в следующем возрасте. - Коррекционная работа должна создавать предпо-сылки для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в период текущего детства.
- Коррекционная и развивающая работа должна способствовать созданию условий для успешного развития в следующем возрасте.
- Коррекционная помощь должна начинаться как можно раньше. Коррек-ционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию лич-ностного развития ребенка в этом возрасте. Хотя термин «коррекция» был до-статочно широко и глубоко разработан представителями общей, возрастной пе-дагогики и психологии, наиболее успешно он раскрыт в научных работах по специальному образованию. Другими словами, коррекция - это фундаменталь-ное понятие в системе специального образования [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов Н. К. Обучение плоскому письму слепых детей младшего школьного возраста : Из опыта работы Ульян. шк. для слепых и слабовидящих детей : Метод. пособие / Антонов Н. К., Денискина В. З. – М. : Логос, 2007. – 60 с.
2. Багдуева К.Г. Гаджиев И.А., Гаджиева Ф.Г. Инклюзивная культура образовательной организации: теоретико-методологические аспекты // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1.С. 112-113.
3. Волокитина, Т. В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей : учебно-методическое пособие / Т. В. Волокитина, А. А. Зотова, Е. В. Попова, Е. Ю. Синицкая. – Архангельск : Издательство Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, 2018. – 175 с.
4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
5. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной пси-хологии : Учеб.-метод. пособие для вузов. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. - 311 с.
6. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластени-на. – М. : Аcademia, 1999. – 280 с. – (Высшее образование).
7. Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориен-тировке детей с нарушением зрения. – Уфа, 2004. – 63 с.
8. Денискина, В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями разви-тия. 2013. № 6. С. 4-14.
9. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики : развитие, обучение и вос-питание детей с нарушениями зрения : учеб. пособие для вузов / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : Владос, 2000. – 238 с.
10. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушения-ми зрения : учебное пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – Москва : ВЛА-ДОС, 2000. – 237 с.
11. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. - СПб. : Каро, 2004. - 234 с. - (Коррекционная педагогика).
12. Коррекционная педагогика : основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие. - М. : Аcademia, 2019. – 157 с. – (Пе-дагогическое образование).
13. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие для сузов / под ред. Г. Ф. Кумариной ; авт. М. Э. Вайнер и др. - М. : Аcademia, 2001. – 314 с. – (Педагогическое образование).
14. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
15. Литвак, А. Г. Тифлопсихология : учебное пособие / А. Г. Литвак. – Москва : Просвещение, 1985. – 207 с.
16. Обучение незрячих пространственной ориентации : Метод. реко-мендации для тифлопедагогов и работников соц. учреждений / сост. В. Ф. Мил-лер. – Бийск : БГПУ, 2005. – 80 с.
17. Психология воспитания детей с нарушениями зрения / под ред. Л. И. Солнцевой и В. З. Денискиной ; авт. Солнцева и др. - М. : Налоговый вестник, 2004. - 316 с.
18. Саенко Ю. В. Специальная психология : учеб. пособие. - М. : Ака-дем. Проект, 2006. - 181 с. - (Gaudeаmus).
19. Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики : Учеб. пособие. - М. : Логос, 2004. - 375 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
20. Тупоногов, Б.К. Организация коррекционно-педагогического про-цесса в школе для слепых и слабовидящих детей / Б.К. Тупоногов. М.: ВЛА-ДОС, 2018. 223 с.