Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Самый большой процент информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора. При участии и под контролем зрения ребенка осуществляются все движения и предметно-практические действия почти с самого рождения. Полная слепота или глубокое поражение зрения обуславливают значительные ограничения чувственного познания.
Различные нарушения зрения накладывают свой специфический отпечаток на развитие детей, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и овладение детьми предметно-практической деятельностью.
У детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности, плохо развита моторика пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации и полностью полагаются на визуальную ориентировку.
Осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира ребенком с глубокими нарушениями зрения, ведь именно оно дает ребенку возможность получить конкретные, реальные представления об окружающем пространстве и находящихся в нем предметах.
Многочисленные исследования показывают, что у детей с нарушением зрения сензитивная чувствительность к познанию окружающего мира снижена. Снижение остроты зрения, его монокулярный характер, а также нарушение двигательных функций, глаз осложняют процесс познания окружающей действительности, что приводит к обеднению зрительных впечатлений, к их фрагментарности и неустойчивости образов.
Актуальность данной проблемы определяется потребностью совершенствовать познавательный интерес детей с нарушениями зрения в процессе их развития.
Одной из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих является трудность общения с ними, особенно в смешанных коллективах (Л.В.Егорова, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова и др.). Сужение сферы использования зрительного восприятия у слабовидящих в общении не только затрудняет, но даже делает невозможным восприятие окружающего мира.
Научными исследованиями доказано, что снижение зрения неизбежно приводит к снижению, скорости, точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно - следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечёткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия.
Поэтому в процессе различных видов деятельности (познавательной, игровой, учебной) дети с нарушением зрения испытывают серьёзные трудности, например, в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими, графическими и измерительными навыками выполнения конкретных действий, ориентировке на своём теле, рабочей поверхности, в пространстве. В ходе различных видов деятельности дети с нарушением зрения испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий
Проблема формирования познавательного интереса у детей с отклонениями в развитии еще не получила достаточного расскрытия в коррекционной психологии и педагогике. Вместе с тем психологи в разное время уделяли достаточно много внимания становлению личности аномального ребенка в процессе различных видов деятельности. Выявлено, что психика аномального ребенка развивается по тем же основным законам, что нормально — развивающегося (Р.М. Боскис, 1965; Т. А. Власова, 1972; Л. С. Волкова, 1972; Л. С. Выгодский, 1983; М. И. Земцова, 1956; В. И. Лубовский, 1971; А. Г. Зикеев, 1993; Н. М. Малофеев, 1996; Д. М. Маллаев, 1993; Г. В. Никулина, 1994; Л. И. Плаксина, 1998; Л. И. Солнцева, 1978; Л. А. Семенов, 1989; Е. А. Стребелева, 1992; Б. К. Тупоногов, 1996; В. А. Феоктистова, 1982; Т. Г. Чиркина, 1988 и другие). Но вместе с тем процесс развития ребенка с нарушением зрения имеет свои специфические особенности.
Глубокие нарушения зрения способствуют более позднему становлению ведущей деятельности и появлению различных личностных отклонений. Нарушение зрения ограничивает усвоение предметных действий, что замедляет овладение игровой деятельностью и отрицательно сказывается на развитии слабовидящего ребенка.
Нарушение зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности, замедляет развитие познавательного интереса.
Цель: изучить процесс воспитания познавательного интереса у детей с нарушением зрения.
Объект исследования: познавательный интерес детей с нарушением зрения
Предмет исследования: процесс воспитания познавательного интереса у детей с нарушением зрения
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «познавательный интерес» в психолого - педагогической литературе
2. Изучить методики формирования познавательного интереса у детей с нарушением зрения;
3.Разработать методические рекомендации, направленные на воспитание познавательного интереса у детей с нарушением зрения.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме)
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.А.В. Саматова Дети с глубокими нарушениями зрения / А.В. Саматова. - М.: Феникс, 2012. - 563 c.
2.Баданина, Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов / Л.П. Баданина. - М.: Флинта, 2014. - 300 c.
3.В.П. Ермаков Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2017. - 240 c.
4.В.П. Ермаков Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. - М.: Владос, 2015. - 402 c.
5. Гришечкина, Н. В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина. - М.: Академия развития, 2009. - 192 c.
6.Д. Марр Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / Д. Марр. - М.: Радио и связь, 2016. - 400 c.
7.И.Г. Корнилова Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2015. - 160 c.
8.Кэти Хайдт Перкинс Школа. Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 1. Методические основы / Кэти Хайдт и др. - М.: Центр лечебной педагогики, 2011. - 200 c.
9.Л.В. Фомичева Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л.В. Фомичева. - М.: Каро, 2013. - 256 c.
10.О.В. Носкова Карта комплексного обследования дошкольников с нарушением познавательной деятельности (с 3 до 7 лет) / О.В. Носкова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 408 c.
11.Т.И. Нагаева Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. - М.: Феникс, 2010. - 193 c.
12.Т.П. Комарова Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. - М.: АСТ, 2008. - 669 c.
28. Т.П. Комарова Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2014. - 176 c.
13.Хайдт Кэти Перкинс Школа. Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития / Хайдт Кэти. - М.: Теревинф, 2018. - 150 c.
14.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
15.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2018. – 325 с.
16.Яцковская, Г.А. Развитие учебно-познавательных интересов младших подростков на материале учебных дисциплин по математике: дис. ...канд. пед. наук / Г.А. Яцковская - Брянск, 1997. - 176 с.