Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследования играют решающую роль в развитии тифлопедагогики и имеют большое значение для данной области. Исследования обеспечивают основу для практики, основанной на фактических данных, и помогают определить эффективные стратегии и вмешательства для поддержки образования и реабилитации людей с нарушениями зрения. Это также помогает углубить знания и понимание уникальных потребностей и проблем, с которыми сталкиваются люди с нарушениями зрения, и может послужить основой для разработки политики и программ, направленных на поддержку их интеграции и участия в жизни общества. Исследования в области тифлопедагогики могут принимать различные формы, включая эмпирические исследования, тематические исследования, обзоры литературы и оценки программ и вмешательств. Это также может включать междисциплинарное сотрудничество между исследователями, преподавателями, медицинскими работниками и другими заинтересованными сторонами. Благодаря исследованиям мы можем получить представление об эффективности различных методов обучения, влиянии вспомогательных технологий и социальных и эмоциональных потребностях людей с нарушениями зрения. В целом, исследования необходимы для продвижения области тифлопедагогики и улучшения качества услуг и поддержки, доступных людям с нарушениями зрения. Важно, чтобы исследования по-прежнему оставались приоритетными и поддерживались за счет финансирования и других ресурсов, чтобы стимулировать дальнейший прогресс в этой области.
Цель исследования – проследить развитие области тифлопедагогики за рубежом.
Задачи исследования:
— изучить основные этапы развития тифлопедагогики за рубежом;
— выделить основные тенденции развития тифлопедагогики за рубежом;
— исследовать современные подходы к обучению слепых и слабовидящих детей и взрослых;
— проанализировать использование новых технологий и методов в тифлопедагогике за рубежом;
— описать влияние зарубежного опыта на тифлопедагогику в России.
Объект исследования – развитие области тифлопедагогики.
Предмет исследования – основные тенденции и черты развития области тифлопедагогики за рубежом
Методология исследования. Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. К методам исследования, использованным при написании работы, относятся: сбор информации, метод анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки, историко-хронологический метод, индукция, дедукция.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
I. ИСТОРИЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ
1.1 Основные этапы развития тифлопедагогики за рубежом
Тифлопедагогика — это наука, изучающая образование и развитие людей с ограниченными возможностями зрения. История тифлопедагогики за рубежом начинается в середине XIX века, когда Фрэнсис Льюис (Francis Lewis) основал в Лондоне школу для слепых детей. Он разработал специальную систему обучея. В 1869 году в Париже была основана первая школа для слепых девочек, которая была основана Антуаном Андреасом (Antoine Andrieu). Он разработал специальные учебные материалы, такие как книги в шрифте Брайля, которые использовались для обучения детей с ограниченными возможностями зрения [12].
За границей также появились другие школы и центры обучения для людей с ограниченными возможностями зрения. В Германии, в 1874 году, была создана первая школа для слепых детей, а в 1882 году была основана первая школа для слепых девочек.
В США первая школа для слепых детей была создана в Бостоне в 1829 году. Эта школа была основана Сэмюэлем Гридли (Samuel Gridley) и имела тесные связи с Лондонской школой для слепых детей. Позже были основаны и другие школы для слепых детей в США.
В XX веке тифлопедагогика стала еще более развитой, и было создано множество методов и технологий, которые помогают людям с ограниченными возможностями зрения получать качественное образование и развиваться. В 1948 году была создана Всемирная организация слепых (World Blind Union), которая стала координатором работы по тифлопедагогике в мире.
Основными этапами развития тифлопедагогики за рубежом можно выделить следующие:
1. Этап создания первых школ и центров для слепых и слабовидящих детей в Европе в конце XVIII - начале XIX века. В 1784 году в Париже была создана первая школа для слепых детей. Затем в других странах Европы были созданы аналогичные учреждения.
2. Этап систематизации и развития методов обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей в середине XIX - начале XX века. На этом этапе появляются новые методы и подходы к обучению, например, метод печати Брайля и методик по обучению чтению на слух.
3. Этап интеграции слепых и слабовидящих детей в общество в середине XX века. На этом этапе школы для слепых и слабовидящих детей начинают внедрять интеграционные программы и создавать условия для обучения в обычных школах.
4. Этап развития тифлопедагогических исследований и использования новых технологий в обучении и реабилитации слепых и слабовидящих людей в конце XX - начале XXI века. На этом этапе тифлопедагоги начинают использовать компьютерные технологии и разрабатывать новые методики обучения и реабилитации, такие как методика голосового синтеза и компьютерные программы для развития моторики и координации движений [1].
5. Современный этап развития тифлопедагогики характеризуется применением инновационных методов обучения и новых технологий, а также активным сотрудничеством тифлопедагогов и других специалистов в области реабилитации слепых и слабовидящих людей. На этом этапе развиваются международные проекты и программы, направленные на обмен опытом и совершенствование тифлопедагогической практики.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Терентьева, А. В. Диалог отечественной и зарубежной тифлопедагогики на примере образования слепых в России в XIX-XX вв / А. В. Терентьева // Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания. – 2021. – С. 114-117.
2. Шлее, И. П. Учет личностных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для дифференциации подходов к их обучению / И. П. Шлее // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – № 1(33). – С. 6-12.
3. Яшина, Ю. Н. Формирование и закрепление представлений о геометрических фигурах Системность в развитии и обучении детей с глубокими нарушениями зрения / Ю. Н. Яшина, Т. В. Бабенцева // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков. – 2019. – С. 286-290.
4. A New Model of Education for Blind and Low Vision Students // nfb.org: сайт. – URL: https://nfb.org/sites/default/files/images/nfb/publications/fr/fr28/fr2/fr280203.htm
5. Famous People with Visual Impairments // brailleworks.com: сайт. – URL: https://brailleworks.com/braille-resources/famous-people-with-visual-impairments/
6. History of the blind: sleepless nights, business games and 3d maps // britannica.com: сайт. – URL: https://www.britannica.com/topic/history-of-the-blind-1996241
7. Including Children with Visual Impairments in the Early Childhood Classroom // intechopen.com: сайт. – URL: https://www.intechopen.com/chapters/63646
8. Resources for Parents and Teachers of Blind and Visually Impaired Children// acb.org: сайт. – URL: https://www.acb.org/resources-parents-and-teachers-blind-and-visually-impaired-children
9. Resources for Students With Vision Impairment// myvision.org: сайт. – URL: https://myvision.org/guides/resources-for-students-visual-impairment/
10. Strategies for Teaching Students Who Are Blind or Visually Impaired // pathstoliteracy.org: сайт. – URL: https://www.pathstoliteracy.org/strategies-teaching-students-who-are-blind-or-visually-impaired/
11. Typhlo-pedagogy today: sleepless nights, business games and 3d maps // specialviewportal.ru: сайт. – URL: https://en.specialviewportal.ru/articles/post257
12. Brulé E. Understanding the experiences of schooling of visually impaired children: A French ethnographic and design inquiry. – Library and information sciences. Telecom Paristech, 2018. – 418 p.
13. Cárdenas J., Inga E. Methodological Experience in the Teaching-Learning of the English Language for Students with Visual Impairment // MDPI. – 2021. – P. 1-17.
14. Kostenko, T., Petrykina, A., Los, O., Legkiy, O., Palamar, O., & Popovych, I. Psychological and pedagogical experiment of research into the rehabilitation impact of typhlo devices on the formation of people with visual impairments // Amazonia Investiga. – 2022. – 11(52). – P. 175-185.
15. Reynaga-Peña C.G., López-Suero C. Strategies and Technology Aids for Teaching Science to Blind and Visually Impaired Students // User-Centered Software Development for the Blind and Visually Impaired. – 2020. – P.26-37.
16. Support for children and young people with vision impairment in educational settings // Welsh Government, 2019. – 31 p.