Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество диктует свои требования к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. На фоне этого происходит активное развитие инклюзивных форм воспитания и обучения таких детей. Все дети с ОВЗ не только могут, но и должны получать образование не только в специализированных, но в любых образовательных учреждениях. При инклюзивном образовании предполагается, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья овладевает знаниями, умениями и навыками в рамках образовательного стандарта в те же самые сроки, что и нормально развивающиеся дети.
Самый перспективный период для начала инклюзивного образования – это период дошкольного детства.
Дошкольный возраст относится к одному из важнейших периодов становления различных компонентов личности ребенка. Одним из основных факторов формирования гармоничной личности является эмоциональное – ценностное развитие. Это развитие не является отдельным психическим процессом и оказывает влияние на весь внутренний мир детей дошкольного возраста. Эмоциональная сфера регулирует отношения ребенка с внешним миром, способствует эффективному взаимодействию с окружающими.
Эмоциональная сфера личности - понятие многогранное. В него входят: ощущения, чувства, эмоциональные состояния и свойства, которые в зависимости от происходящей ситуации, определяют действия, характер, темперамент человека. Одним словом, подчеркивают его индивидуальность.
Все это проявляется благодаря развитию нашей эмоциональной сферы. Все окружающие нас люди переживают, чувствуют и по – разному реагируют на те или иные обстоятельства и поступки других людей (А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).
В тоже время наши психические процессы, такие как восприятие, мышление, внимание, воображение, память и, конечно же, волевые качества основываются под влиянием эмоциональной сферы ребёнка.
Из этого следует, что проблема развития эмоций, их роль в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения детей является одной из наиболее важных проблем психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Э. Изард).
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерен рост числа детей, с различными нарушениями развития. В тоже время нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у детей с нарушением зрения становится все более разнообразным и трудно реализуемым в коррекционной поддержке.
Развитию эмоциональной сферы детей не уделяется достаточного внимания по сравнению с интеллектуальным развитием. Формирование эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы следует рассматривать как одно из важнейших задач воспитания.
Говоря об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, мы не можем не остановиться на проблемах эмоциональной сферы детей с нарушением зрения. Дети с этим нарушением, отличаются повышенной эмоциональной ранимостью, конфликтностью, неспособностью к понимать эмоциональное состояние партнера по общению и адекватно самовыражаться.
Особые трудности вызывает зрительно-пространственная ориентация: монокулярный характер зрения обуславливает «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дети не различают глубину, удаленность, протяженность пространства, поэтому, не могут на расстоянии воспринимать мимические и пантомимические проявления собеседника, что приводит к неадекватному восприятию реальных состояний и характеристик, нет достаточного и точного социального общения. Поэтому нет полного и точного представления о том, как выразить согласие и несогласие, одобрение, удивление и другие эмоциональные проявления.
Представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные и расплывчатые. Поэтому, они не могут оценить эмоциональное состояние своего партнера. Из-за всего этого – затруднен контакт с окружающими, что приводит к развитию у ребенка с нарушением зрения тревожных состояний, страхов, неуверенности в своих силах и негативно влияет на становление детской личности.
Цель исследования: изучить направления образовательной и коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением зрения.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогические подходы к развитию эмоций у детей дошкольного возраста;
• Рассмотреть проблему эмоций и их внешнее выражение у лиц с нарушением зрения;
• Проанализировать тифлопедагогические подходы к коррекции и развитию экспрессии и импрессии эмоций как невербального средства общения у детей;
• Представить игры и упражнения на развитие выразительности эмоций у дошкольников с нормальным и нарушенным зрением.
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников с нарушением зрения.
Предмет исследования: коррекционная работа, направленная на развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением зрения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические тифлопедагогические основы эмоционального развития эмоций у детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций у детей дошкольного возраста
Эмоциональная сфера человека – взаимодействие личности с богатым окружающим миром. Проанализировав различную психолого-педагогическую литературу, можно утверждать, что термин «эмоции» описывают как:
1. Психические процессы и состояния, которые связаны с потребностями и мотивами, отображающими отношение человека к окружающей его среде .
2. Непродолжительные ситуативные переживания с проявлением эмоций, на основе чего возникают чувства.
В начале попытаемся разобраться, что же такое «эмоциональная сфера». В психологической литературе даются разные понятия и определения для эмоциональной сферы человека. Каждое из предложенных вариантов имеют различия между собой, но фундаментальное начало у всех общее: основу эмоциональной сферы составляют эмоции, чувства и потребности.
Общепринятого описания для понятия «эмоций» и «эмоциональная сфера» до сих пор не существует, потому предлагаю обратиться к наиболее известным определениям.
Эмоции – синонимы «волнение души, переживание». Данное понятие носит абстрактное описание и требует дополнительных рассуждений.
По мнению советского психолога Л.И. Божович - эмоции как «первичные формы психической жизни», но при этом они вносят важнейшую роль в формировании компенсаторных возможностей личности и ее взаимодействии с окружающей средой .
В то же время, отечественные ученые В.В. Лебединский и В.Н. Мясищев пишут о том, что эмоции своего рода переживания, занимающие одну из главных сторон психических процессов, которые отражают в себе переживание человеком происходящей действительности. Также это выражение измененного тонуса нервно – психической деятельности, имеющей свое отражение на всех сторонах психики и организма человека.
Наши проживаемые эмоции оказывают сильное влияние и на психофизиологию организма человека. Знаменитый русский филолог П.К. Анохин в своих работах писал о тесной связи эмоций с потребностями организма: «с физиологической точки зрения перед нами стоит задача раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном счете приводят к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного (удовлетворение потребностей) эмоционального состояния. Эмоции бывают положительные и отрицательные.» Из данного определения следует вывод о том, что отрицательные эмоции возникают тогда, когда человек испытывает потребность в чем – то, а положительные – при ее удовлетворении.
В психолого-педагогической литературе представлены фундаментальные особенности эмоций:
• способность к предвосхищению ситуаций или событий, не наступивших в реальном времени, но возникших в нашем подсознании
• способность к коммуникации, благодаря чему эмоциональный опыт формируется из индивидуальных переживаний, проявляющихся в общении или восприятии чего – либо.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амбалова С.А. Тифлопедагогика дошкольного и начального образования : учебно-методическое пособие / С. А. Амбалова, М. И. Бекоева, Т. Е. Джагаева. - Ульяновск : Зебра, 2022. - 61 с.
2. Арнольд М.Б. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности / М.Б. Арнольд, Дж.А. Гассон // Психология эмоций: хрестоматия / авт.-сост. Витис Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. - С. 197-209.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович, Л.И.: – М., 2008
4. Буткина, Г. А. Проблема социально-психологической адаптации дошкольников с глубоким нарушением зрения / Г. А. Буткина // материалы Всесоюз. Симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М., 1980
5. Вилюнас В.К. Психология эмоций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / авт.-сост. В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.
6. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. В 6 т. Научное наследство / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2012. - 400 с.
7. Горбунова, Е. И. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с нарушениями зрения / Е. И. Горбунова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале, Екатеринбург, 21–22 апреля 2022 года / Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 164-168.
8. Григорьева Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский. - М.: Москва, 1990. - 520 с.
9. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы [Текст]/ Н. Григорьева// Дошкольное воспитание. – 2010.- Вып. 2. – С. 34 – 37
10. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением - М.: МПСИ, 1998
11. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. - Ч. 1. - Тула, 2012. - 120 с.
12. Ежкова, Н. С. Эмоциональный компонент образования [Text]/Н. С. Ежкова//Дошкольное воспитание. – 2005. –Вып. 11. – С. 62-67
13. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. М.: Владос, 2000
14. Земцова, М. И. Дети с глубокими нарушениями зрения / М. И. Земцова, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1967
15. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004
16. Лебединский, В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте /изд-е 2-е перер.и доп. М., Изд-во Моск. Ун-та, 2005.
17. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб, 2006. – 336 с.
18. Лядвиг, Т. А. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения / Т. А. Лядвиг // Учебный год. – 2015. – № 2(39). – С. 60-63.
19. Макаренко, Ю. А. Пути изучения эмоций у детей / Ю. А. Макаренко. - М., 1976.
20. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспективный анализ, состояние, тенденции : Учеб. пособие / Е.И. Гилилов, Г.В. Никулина; Всерос. ордена Трудового Крас. Знамени о-во слепых, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 55 с.
21. Семенова А.А., Максимова Л.И. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 115-117
22. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классик Стиль, 2006
23. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000
24. Тарских С.Д. Дошкольная тифлопедагогика : учебное пособие / С. Д. Тарских ; Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н. Г. Чернышевского. - Чита : Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, 2008. - 47 с.
25. Тимофеева, С. А. Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения и речи / С. А. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2007
26. Федорова, А. А. Особенности развития представлений об эмоциях у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения / А. А. Федорова // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 03 мая 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 157-158.
27. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей [Текст] : (Учеб. пособие) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград : [б. и.], 1973. - 119 с.
28. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики : [Для пед. ин-тов по спец. N2111 "Дефектология"] / В. А. Феоктистова. - Москва : Просвещение, 1981. - 166 с.
29. Фильчикова, Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста: Диагностика и коррекция / Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. - М.: Полиграф сервис, 2003