Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, в мире и в российском обществе, в частности, остро стоит вопрос, готово ли общество принять людей с ограниченными возможностями как равных среди равных. Решение этого вопроса зависит от многих факторов, в целом от духовно-нравственного уровня общества, от четкого и конкретного определения статуса этих людей в обществе, от нормативно-правовой базы, гарантирующей равные возможности. Сегодня мы строим инклюзивное общество и инклюзивное образование, предполагающее обеспечение максимально равного уровня обучения и положения для всех детей и взрослых. Это очень важный шаг в современном социальном развитии, ставящий людей, имеющих инвалидность, но обладающих интеллектуальным и личностным потенциалом в положение равный среди равных.
В связи с меняющейся социальной ситуацией развития, изменениями в образовательном стандарте и др., особо актуальным становится вопрос образования детей с ограниченными возможностями и, в частности, изучения возможностей обучения детей с нарушениями зрения.
Исследование специфики психического развития и обучения детей с нарушениями зрения реализуется в рамках тифлопедагогики и тифлопсихологии – отрасли специальной психологии. Начало систематической разработки проблем тифлопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л.С.Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л.С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичном дефекте). Ранее, в конце XIX – начале XX в., изучение отдельных вопросов психологии детей и взрослых с нарушениями зрения, происходило в рамках общей психологии и тифлопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями зрения.
В нашей стране исследованием детей с депривацией зрения занимались такие специалисты как В.П.Лебедев, Скороходова О.И., Подколзина Е.Н., Денискина В.З., Зальцман Л.М., Плаксина Л.И., Феоктистова В.А. и др. Именно в образовательной системе всё в большей степени концентрируются функции социализации, независимо от физических возможностей личности. Остро ощущается потребность образовательных программ в преобразовании, с учетом развития науки, культуры, техники, экономики и информационных технологий. В отечественной литературе характеристика процесса социализации представлена в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Н.В.Андреенковой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, А.В. Мудрика, А.А.Налчаджяна, В.П. Петрова, Х.Ф. Сабирова, Д.И. Фельдштейна и др., во многом предопределивших подходы к изучению повторной социализации личности. Социально-психологические характеристики являются определяющими отношения личности в том смысле, в котором их понимали А.Ф. Лазурский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе. Социально-психологически личностные аспекты являются одним из центральных образований в ее структуре, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании. Оказание помощи личности, переживающей социальные проблемы инвалидизации, исследовалось в работах О.В. Котовой и др.
Современная тифлопедагогика находится в состоянии поиска новой образовательной парадигмы, так как значительные по своей глубине и размаху демократические и гуманистические тенденции в развитии мирового сообщества, привнесли в последние десятилетия, новый опыт образования и социальной интеграции детей с ОВЗ, и детей с нарушением зрения, в частности, связанный с их борьбой за свои гражданские права, а также с новыми научными данными в тифлологии.
Отечественная тифлопедагогика находится в поиске и на этапе выстраивания новой концепции образования детей с недостатками зрения, основанной на поливариативности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в образовании слепых и слабовидящих. Для построения данной системы, необходимо четкое понимание особенностей жизнедеятельности учащихся с нарушениями зрения, в частности, социально-бытового функционирования индивида со зрительной депривацией. Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Специфика использования практического метода на занятиях по социально - бытовой ориентировке со слабовидящими школьниками».
Объект исследования: слабовидящие школьники.
Предмет исследования: специфика применения практического метода на занятиях по социально - бытовой ориентировке со слабовидящими школьниками.
Цель исследования: изучение специфики использования практического метода на занятиях по социально - бытовой ориентировке со слабовидящими школьниками.
Задачи исследования:
- определение общего понятия социализации как необходимого условия формирования личности;
- представление социально - психологических особенностей детей с ОВЗ;
- рассмотрение социально-психологических особенностей ребёнка со зрительной недостаточностью;
- описание прикладных аспектов использования практического метода на занятиях по социально - бытовой ориентировке со слабовидящими школьниками.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, обобщение.
Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1.Теоретические аспекты исследования специфики применения практического метода на занятиях по социально - бытовой ориентировке со слабовидящими школьниками.
1.1. Общее понятие социализации, как необходимое условие формирования личности
В.Б.Шумский указывает, на то, что личность находится в постоянном диалоге с миром и другими людьми и только в диалоге становится самой собой. Так, актуализация диалога необходима для структурирования личности. Ещё С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношения к «Ты». Отношения, всегда построенные по типу презентации одного субъекта другому или другим . Благополучие личности тесно связано с контекстом взаимосвязей и отношений с другими людьми, социума в целом и микросоциума. Особенно актуальными становятся эти проблемы в ситуации социального отделения и отчужденности людей друг от друга.
В концепции С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, прослеживается социальная взаимосвязь становления человека как субъекта как руководителя своего жизненного пути и источника развития, который целенаправленно меняет действительность, таким образом, изменяя себя. Здесь подчёркивается диалогичность, которая выражается в совместной деятельности и взаимной событийности с другими людьми. Личность формируется, рождается, живет в ситуации реальных, хотя и очень разных социальных связей, установлении со-бытийной общности, при условии постоянного общения, диалога, доверия и сопереживания друг другу .
В зарубежной психологии социальные отношения рассматриваются как основное средство достижения благополучия, как способ комбинирования купирования травматических ситуаций и как способ развития. Отношения определяются как формирующие и создающие базу позитивного функционирования личности и реализацию полноценной концепции формирования личности. А.Адлер говорил о том, что личность - часть социальной системы, связанная с другими неразрывно. Э.Фромм рассматривал человеческие взаимодействия как основу психического роста. К.Хорни рассматривала участие в отношениях, основанных на доверии, как цель психологического развития и указывала на то, что лишь в отношениях с другими могут быть реализованы базовые межличностные потребности, которые определяют особенности личности и создают тип личности .
Существуют три базовых межличностных потребности, которые присущи каждому человеку:
- это потребность в аффекте;
- потребности во включении;
- потребность в контроле.
Потребность во включении – потребность устанавливать и поддерживать отношения, приносящие позитивное удовлетворение с другими, включенным в группу.
Нельзя не упомянуть о социальной специфике современной ситуации развития с точки зрения эмоциональной и смысловой наполненности отношений, происходит сдвиг на формально-приемлемые отношения даже в семье. Отношения становятся такими, теряя эмоциональность и теплоту, снижается роль социальных институтов, как воспитывающей категории, при том, что отношение к себе начинает складываться в семье ещё с младенческого возраста. Позднее формируется отношение к окружающему миру, предметам, явлениям природы, объектам и т.д. В современном западном подходе, целостная система личностного благополучия рассматривается посредством общественных отношений и межличностного взаимодействия. Благополучие личности рассматривается с точки зрения полноценности, конструктивности отношений личности.
Рассматривая непосредственно сущность процесса социализации можно выделить в его содержании четыре основных грани .
1)Социализация как инкультурация. Очевидно, что роль культуры в индивидуальном развитии связана с различиями верований, нравов, традиций разных народов, с культурной вариативностью. То, как соотносятся параметры уникального свойства конкретной культуры в развитии индивида, это тот вопрос, в рамках кросс-культурного подхода к социализации, ответ на который характеризует разные аспекты роли инкультураци личности. В определяющем значении культуры для личности легко убедиться, достаточно оказаться в новом культурном окружении или столкнуться с другой культурой, и, казавшиеся нормы социального поведения теряют свою актуальность .
Таким образом, любая культура, имплицитно несет нормативные установки для человека, которые существуют на уровне индивидуального и общественного сознания, и, как справедливо замечает И.С.Кон, именно эти компоненты составляют ядро и стержень так называемой «наивной», обыденной житейской психологии любого народа или этнической группы . Именно это нормативный аспект определяет особенности социализации в разных культурах. Решение о том, будет ли поддерживаться в общественных институтах активность или пассивность подрастающего ч
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Сборник международных договоров СССР. – 1993. - выпуск XLVI.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И.Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
3. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер,2001. - 272 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2009 - 172 с.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.;
7. Горшкова В.В. Современные проблемы социальной психологии и социальной работы: материалы X Межвузовской научно-практической конференции, 20 марта 2015г. // СПб.: СПбГУП, 2015.
8. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. - М.: Владос, 2001. - 220 с.
9. Гуслова М.Н. Методика и организация социально–культурной деятельности с семьей в центре реабилитации детей с ограниченными возможностями : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05/ Моск. гос. ун–т культуры и искусств. – М., 2002. –22 c.
10. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения / В.З.Денискина. — Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. — 62 с.
11. Живицкая А. И. Равный среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья //Инклюзивное образование: методология, практика, технологии:Материалы международной научно-практической конференции (20—июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т– М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
12. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
13. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста /Ю.Н. Кислякова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 48 с.
14. Кон И.С. Социология личности. - М., Политиздат, 1967 - 383 с.
15. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. — М.: Смысл,2010.
16. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.
17. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней/ Р.А.Лурия – М.:Медицина, 1977. – С. 37-52.
18. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А.Лапшин В.А., Б.П.Пузанов. – М.: Просвещение,1991. - 143 с.
19. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др. – М.: Академия. – 2003. – 718 с.
20. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте / В.В.Лебединский. – М.:Академия. – 2003. –144с.
21. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г.Литвак. — СПб. 2006. — 336 с
22. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация: Выступления и доклады / М.Мамардашвили. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 384 с.
23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – 3-е изд. - СПб: Питер, 2011. - 352 с.
24. Мацукевич О.Ю. Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск . - 2012. - № 3 (34). – С. 6-8.
25. Марцинковская Т.Д. Психология развития / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др. - М.: Академия, 2007. - 528 с.
26. Морозова Е.В. «Перспективные направления развития психологической реабилитации в русле современных ресурсно-развивающих технологий». Сборник материалов научно-практической конференции «Современные подходы к медико-социальной экспертизе в РФ с учетом МКФ и Конвенции ООН о правах инвалидов», проводимой 21-23 июня 2011 г. в г. Ижевск., С.207-211.
27. Моздокова Ю.С. Коммуникативно-деятельностный подход к интеграции инвалидов: социально-культурный аспект: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.05. - Москва, 2006. - 555 с.
28. Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности / Дисс.канд.психол.наук, Волгоград, 2015
29. Подколзина Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. Е.Н. Подколзиной. - М.: Город Детства, 2007. - 256с.
30. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
31. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика,1973. - 416 с.
33. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И.Скороходова. – М.: Педагогика. – 448 с.
34. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
35. Социокультурная реабилитация инвалидов: Лекции для слушателей курсов повышения квалификации специалистов, работающих с инвалидной категорией населения/ Под науч. ред. Ю.С. Моздоковой. – М.: ИДПО МГУКИ, 2003. – 128 с.
36. Шевелева Д. Е. Инклюзивное образование как фактор педагогической реабилитации // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.