Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Творчество - одна из наиболее значимых форм умственной деятельности детей, которую можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение различных видов деятельности. Фундаментальной основой творческого развития дошкольников является потребность в новом опыте, новых знаниях.
Творческое мышление – это мышление, направленное на генерирование новых идей, нестандартных подходов к решению проблемы. Оно позволяет видеть необычное в обычном, находить интересные вещи в том, что кажется совершенно непривлекательным.
Этот тип мышления активно развивается в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что ребенок способен замечать в окружающем его мире то, чего не замечают взрослые, благодаря своему всесторонне развитому мышлению и интеллекту. В мышлении дошкольника присутствует составляющая воображения. Это позволяет ему наделять предметы окружающего мира интересными свойствами, которые им не присущи и носят фантастический характер. Таким образом, ребенок мыслит не как взрослый, а творчески, предлагает множество нестандартных вариантов развития событий и решения повседневных задач.
Творческое мышление дошкольника развивается в ходе его фантазии. Реализуется оно по-разному. Все зависит от возрастных особенностей развития психических процессов.
Активное наглядно-действенное мышление имеет место в младшем школьном возрасте. Это определяет развитие творческих способностей ребенка в ходе различных видов деятельности, которые он выполняет.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуются мыслительные процессы: формируются навыки анализа и синтеза, сравнения, группировки объектов. Затем формируется творческое мышление на основе опоры на причинно-следственные связи объектов и процессов окружающего мира.
Необходимость развития творческого мышления в дошкольном возрасте определяется следующими аспектами:
1. Расширение границ восприятия окружающего мира через творческое мышление;
2. Формирование умения видеть необычное в повседневных процессах и предметах;
3. Расширение кругозора;
4. Развитие образного мышления и памяти через творческое мышление;
5. Формирование навыков самостоятельности, проявляющихся в поиске способов использования своих возможностей, применении нестандартных идей в практической продуктивной деятельности;
6. Творческое мышление способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию творческого подхода к решению повседневных задач;
7. Активизация воображения и выдумки, необходимых для общего полноценного развития личности ребенка;
8. Стимулирование социального становления и развития личности дошкольника.
Все эти факторы указывают на важность формирования творческого мышления для всестороннего гармоничного развития личности дошкольника. Однако развитие этого мышления - довольно трудоемкий процесс. Требуется мотивация для активизации детского воображения, развития гибкости мышления и оригинального взгляда на окружающую действительность.
По статистике, в настоящее время в России насчитывается около миллиона детей, страдающих различными нарушениями зрения, слепых и слабовидящих. Таким образом, перед дефектологами и коррекционными педагогами стоит очень важная и актуальная задача – помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе.
Известно, что нарушения зрения не только серьезно вредят зрительным функциям, но и способствуют неправильному формированию у детей основных психических процессов и двигательных способностей. Дети с нарушенными основными зрительными функциями не способны правильно воспринимать и видеть разнообразие окружающего мира, поскольку у них деформированы связи между различными сенсорными стандартами из-за дефектов зрения. Если у дошкольника нарушены зрительные функции, это неизбежно приводит к формированию отклонений, которые приводят к постепенному замедлению развития основных когнитивных процессов, играющих важную роль в правильном развитии дошкольника.
В частности, у детей замедляется развитие таких когнитивных процессов, как воображение, восприятие и наглядно-образное мышление. У детей меняется координация движений, сами движения замедляются и становятся менее точными, меняется темп движений, формируются нарушения в развитии мелкой моторики, что неизбежно приводит к формированию очень ограниченного социального опыта.
На данный момент одной из наиболее актуальных задач при работе с детьми с нарушениями зрения является помощь этим детям в накоплении нужного социального опыта и информации об окружающем мире, помощь этим детям в подготовке к школе, а также помощь этой категории дошкольников реализовать свои творческие задатки и способности. Необходимо способствовать формированию уверенности в себе и самостоятельности в своих силах у детей с нарушениями зрения, а также воспитывать у этих детей потребность в правильной и многогранной самореализации.
Актуальность темы заключается в необходимости развития творческой деятельности старших слабовидящих дошкольников.
Объект − творческие способности у дошкольников с нарушением зрения.
Предмет − особенности творческих способностей дошкольников с нарушением зрения.
Цель − выявление особенностей творческих способностей у дошкольников с нарушением зрения.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятий "креативность и творческая активность";
2. На основе анализа литературы рассмотреть развитие творческой активности у дошкольников с нарушением зрения и ее формирование в онтогенезе;
3. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с нарушением зрения;
4. Проанализировать адаптированную образовательную программу дошкольного образования для учащихся с нарушениями зрения;
5. Охарактеризовать методы и методические приемы, направленные на изучение особенностей развития творческой активности у дошкольников с нарушениями зрения;
6. Изучить особенности организации творческой деятельности в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Понятие творчества и творческой деятельности
Одной из актуальных и острых проблем на современном этапе педагогической науки и практики является развитие творческой активности детей. Согласно требованиям новых государственных образовательных стандартов, предполагается, что учащиеся приобретают не только предметные знания, навыки и умелки, но и овладевают метапредметными компетенциями в образовательных учреждениях. Выпускник образовательного учреждения, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, - это "любознательный человек, который активно и с интересом познает мир, который мотивирован проявлять творческий подход в своей работе, находить и осваивать нестандартные способы решения жизненных проблем". Творческий и исследовательский характер"[4].
Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача систематически и целенаправленно развивать творческую активность учащихся.
Дошкольные учреждения должны способствовать всестороннему развитию воспитанников и их способностей.
В качестве реализации поставленной задачи учителям необходимо позволить ребенку самостоятельно проявлять себя во всех сферах и видах деятельности, которыми занимается ученик. Приобщение ребенка к продуктивной деятельности в результате приводит к развитию индивидуальных способностей школьников.
Прежде чем учитель начнет работать с ребенком, ему необходимо знать о психологических особенностях каждого ребенка, с которым работает учитель. Наряду с этим, каждому педагогу также важно самому быть творческим, чтобы развивать творческую составляющую творческой активности ребенка, поскольку креативность человека привлекает других и вовлекает их в ту же деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1998.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. М., 1980. С. 288; Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы психологии . 1979. № 8. С. 34–47.
3. Юркевич В. С. Экспериментальное исследование «реакции на новизну» как проявления умственной активности // Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1997. С.137.
4. Кукиль Н. В., Воронин А. А. Взаимосвязь интеллекта и креативности при позиционном чередовании заданий // Интеллект и творчество. М., 1999. С. 65.
5. Баскакова Н. П. Развитие творческих способностей как средство интенсификации подготовки руководителей самодеятельного хорового и оркестрового коллектива // Интенсификация учебного процесса в вузе культуры. Барнаул, 1988. С. 19–22.
6. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2002.
7. Динерштейн И. В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 2002. С. 130.
8. Акопова, А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения / А. Ф. Акопова, Л. А. Руденко, Л. Ф. Сербина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : методический и практический журнал ; ред. А. И. Павлова. – 2004. – № 1. – С. 25˗28.
9. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие / О. В. Алмазова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007. – 227 с.
10. Бакумченко, О. Н. Особенности развития творческих способностей у дошкольников / О. Н. Бакумченко // Научная палитра. – 2012. – № 1(1). – С. 1-9
11. Власов, П. Т. Дошкольное воспитание / П. Т. Власов. – М. : Просвещение. – 2001. – 156 с
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. ˗ Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 96 с.
13. Гладких, Л. П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию / Л. П. Гладких // Дефектология : научно-методический журнал ; ред. В. И. Лубовский. – 1993. – № 3. – С. 59˗64.
14. Григорьева, Л. П. Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным зрением / Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, C. B. Сташевский // Дефектология. – 1988. – № 5. – С. 20˗28.
15. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебное пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – Москва : Владос, 2000. – 240 с.
16. Зворыгина, Е. Н. Игра слабовидящих дошкольников /Е. Н. Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 23˗24
17. Земцова, М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М. И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : методический и практический журнал ; ред. С. Г. Шевченко, М. Н. Дементьева. – 2013. – № 3. – С. 26˗32.
18. Иванова, Н. Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушениями зрения / Н. Н. Иванова // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал ; ред. В. И. Лубовский. – 1998. – № 4. – С. 72˗79.
19. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших слабовидящих дошкольников / Н. А. Короткова // Ребёнок в детском саду. – 2014. – № 1. – С. 22˗23.
20. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2008. – 251 с.
21. Лашкина, Н. С. Изобразительная деятельность и театрализованные игры / Н. С. Лашкина, Е. А. Дорохова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2. – С. 55˗66.
22. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением : методическое пособие / авторский коллектив: В. А. Феоктистова, Т. П. Головина, Л. В. Рудакова [и др.]. – СПб. : Образование, 1995. – 74 с.
23. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М. : Издательство «ГороД», 1998. – 262 с.
24. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей : учебное пособие / В. А. Феоктистова. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 128 с.
25. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебное пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – Москва : Владос, 2000. – 240 с.
26. Зворыгина, Е. Н. Игра слабовидящих дошкольников /Е. Н. Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 23˗24
27. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением : методическое пособие / авторский коллектив: В. А. Феоктистова, Т. П. Головина, Л. В. Рудакова [и др.]. – СПб. : Образование, 1995. – 74 с.
28. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб.пособие / О. В. Алмазова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007. – 227 с.
29. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М. : Издательство «ГороД», 1998. – 262 с.
30. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей : учебное пособие / В. А. Феоктистова. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 128 с.
31. Акопова, А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения / А. Ф. Акопова, Л. А. Руденко, Л. Ф. Сербина //
32. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : методический и практический журнал ; ред. А. И. Павлова. – 2004. – № 1. – С. 25˗28.
33. Власов, П. Т. Дошкольное воспитание / П. Т. Власов. – М. : Просвещение. – 2001. – 156
34. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. ˗ Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 96 с.
35. Гладких, Л. П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию / Л. П. Гладких // Дефектология : научно-методический журнал ; ред. В. И. Лубовский. – 1993. – № 3. – С. 59˗64.
36. Григорьева, Л. П. Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным зрением / Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, C. B. Сташевский // Дефектология. – 1988. – № 5. – С. 20˗28.
37. Земцова, М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М. И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : методический и практический журнал ; ред.
38. С. Г. Шевченко, М. Н. Дементьева. – 2013. – № 3. – С. 26˗32. Иванова, Н. Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушениями зрения /
39. Н. Н. Иванова // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал ; ред. В. И. Лубовский. – 1998. – № 4. – С. 72˗79.
40. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших слабовидящих дошкольников / Н. А. Короткова // Ребёнок в детском саду. – 2014. – № 1. – С. 22˗23.
41. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2008. – 251 с.
42. Лашкина, Н. С. Изобразительная деятельность и театрализованные игры / Н. С. Лашкина, Е. А. Дорохова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2. – С.55˗66.