Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы охраны зрения детей заболеванием хрусталика 5
1.1. Заболевания хрусталика у детей 5
1.2. Особенности развития детей с заболеванием хрусталика 9
Глава 2. Эмпирический аспект охраны зрения обучающихся с заболеванием хрусталика 13
2.1. Принципы коррекции вторичных отклонений у детей с заболеванием хрусталика 13
2.2. Методические рекомендации по охране зрения обучающихся с заболеванием хрусталика 21
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития системы образования в России идет речь об инклюзивном образовании. Согласно закону РФ «Об образовании» становится возможным совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и детей, не имеющих подобных ограничений [14]. Тифлопедагогика позволяет педагогам образовательных учреждений выстроить образовательный процесс с детьми, имеющими нарушения зрения различного характера правильно. Методические приемы, которые использует педагог в своей работе, напрямую связаны с диагнозом ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) катаракта является главной причиной слепоты в мире [3].
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее десятилетие среди людей, имеющих заболевание хрусталика, появились дети. Только лишь врожденная катаракта диагностируется у трех-пяти детей из 100000 новорожденных. Не смотря на то, что заболевания хрусталика у детей нельзя назвать распространенными, такие дети имеют право на инклюзивное образование, а родители и педагоги должны знать все нюансы охраны их зрения.
Таким образом, цель данной работы – изучить методику охраны зрения обучающихся с заболеванием хрусталика.
Объектом исследования ставим процесс охраны зрения.
Предметом исследования является охрана зрения обучающихся с заболеванием хрусталика.
Согласно цели, объекту и предмету исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить заболевания хрусталика у детей;
2) выявить особенности развития детей с патологией зрения;
3) систематизировать принципы коррекции вторичных отклонений у детей с заболеванием хрусталика;
4) описать методические рекомендации по охране зрения обучающихся с заболеванием хрусталика.
Глава 1. Теоретический аспект проблемы охраны зрения детей заболеванием хрусталика
1.1. Заболевания хрусталика у детей
Хрусталик - это прозрачное тело в форме двояковыпуклой линзы. Хрусталик подвешен к отросткам ресничного тела с помощью круговой связки. С помощью хрусталика преломляются световые лучи, попадающие в глаз человека, а так же осуществляется аккомодация.
Эластичность хрусталика позволяет изменять фокусное расстояние. Изменение фокуса, в свою очередь, дает возможность резкой фокусировки световых лучей, попадающих в глаз [1].
Патологические состояния хрусталика бывают нескольких типов:
1) аномальная форма хрусталика;
2) аномальный размер хрусталика;
3) аномальное положение и прозрачность хрусталика.
Характер возникновения патологического изменения хрусталика может быть разным [1]:
1) врожденные патологии: катаракта, микрофакия, сферофакия, лентиконус, лентиглобус, колобома хрусталика, остатки сосудистой сумки, врожденная афакия, вывихи и подвывихи;
2) приобретенные патологии: травматические и осложненные катаракты, вывихи и подвывихи хрусталика.
В качестве причин появления врожденных заболеваний хрусталика медицинское сообщество называет следующие:
1) внутриутробные инфекции (краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз, вирус простого герпеса);
2) геномная патология.
Рассмотрим патологии, связанные с изменением формы хрусталика.
1. Лентиконус — патологическое изменение формы поверхности хрусталика. Заболевание очень редкое, в основном встречаются врожденные формы, но бывает лентиконус, возникший вследствие травмы. Лентиконус может находиться на передней или задней стенке зрусталика (рисунок 1, приложение). Как правило, поврежден только один глаз. Человек с лентиконусом имеет плохое зрение.
2. Колобома хрусталика — достаточно редкое заболевание, как правило, врожденное (рисунок 2, приложение). Основная причина возникновения колобомы заключается в полном или частичном отсутствии ресничного пояска на участке, соответственно которому образуется колобома. При этом хрусталик прозрачен. Небольшая колобома хрусталика не влияет на остроту зрения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Аномалии и заболевания хрусталика у детей. - 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://medbe.ru/materials/detskaya-oftalmologiya/anomalii-i-zabolevaniya-khrustalika-u-detey/
2) Все о сухой катаракте. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nordsci.ru/947/
3) Данные ВОЗ по катаракте. - 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rblinevo.ru/4746/
4) Земцова М.И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0016/6_0016-3.shtml
5) Коваленко Б.И. Тифлопедагогика. – М.: Наука. – 2001. – 416 с.
6) Котова Л.Г., Селянина С.Ю. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушением зрения. Методические рекомендации для специалистов ПМПК. – Новосибирск. – 2016. – 163 с.
7) Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ. - 2000. - 271 с.
8) Ростомашвили JI.H. Регулирование физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения. 2000. - №1. - С.27-31.
9) Семенов Л.А. Педагогические основы совершенствования физического воспитания слепых школьников.: Автореф. дис. докт. пед. наук. - М. - 2000. - 44 с.
10) Сековец Л.С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. - 2001. - №2. - С. 11-18.
11) Сеченов И.М. Участие органов чувств в работах рук у зрячего и слепого. Избранные философские и психологические произведения. - М.: Огиз. - 1947. - 397 с.
12) Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис. – 2000. – 126 с.
13) Солнцева Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. - М.: Логос ВОС. - 2005. - 268 с.
14) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
15) Храмцов П.И. Инновационная деятельность ДОУ в профилактике заболеваний и укреплении здоровья детей. Дошкольное образование: ориентиры на результат. – Калининград. - 2007. - С. 145-154.
16) Якубова И.Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореферат дис. доктора медицинских наук. - СПб. - 2001. - 48 с.