Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Зрительное восприятие играет ключевую роль в развитии ребенка. Ребенок с самого младенчества начинает воспринимать окружающий мир в виде размытых пятен разной степени интенсивности и освещенности. С каждым днем у ребенка все больше развивается зрительное восприятие. Именно дошкольный возраст является периодом интенсивного развития восприятия, он наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Однако, дошкольники с нарушением зрения испытывают значительные трудности в визуальном восприятии мира, что оказывает негативное влияние на их общее развитие.
Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные — дефект биологического происхождения, то есть нарушения зрения при поражении органов чувств, и вторичные — нарушения в развитии психических процессов, возникающие в течении аномального социального развития, например, слепота в некоторой мере препятствует общению с людьми, что может привести к ряду расстройств в личностной и эмоциональной сферах.
Далее в своих трудах Л. С. Выготский пишет: “ Чем дальше отстоит симптом от первопричины, — тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию” [5, с. 310]. Согласно этому положению – чем дальше разъединены между собой первопричина и вторичный симптом, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.
Актуальность данной темы заключается во многих аспектах:
Во-первых, зрительное восприятие обеспечивает основу для формирования других когнитивных процессов, таких как память, внимание, мышление и речь. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие может быть затруднено или искажено.
Во-вторых, в современном мире знания и навыки, связанные со зрением, становятся все более важными. Зрительное восприятие позволяет детям познавать окружающую действительность, учиться читать, писать и ориентироваться в пространстве.
В-третьих, существует множество методов и технологий, которые могут помочь улучшить зрительное восприятие у дошкольников с нарушениями зрения. Исследования в этой области продолжаются, и новые подходы и методы разрабатываются постоянно.
Наконец, помощь детям в развитии их зрительного восприятия способствует уменьшению социальной изоляции и дискриминации, с которыми они могут столкнуться из-за своих особенностей. Это подчеркивает социальную значимость темы и ее актуальность для общества.
Объект: формирование зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения.
Предмет: зрительное восприятие у дошкольников с нарушением зрения.
Цель: исследование развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения и выявление особенностей этого процесса.
Задачи:
1) описать нарушения зрения как формы дизонтогенеза;
2) определить понятие "зрительное восприятие";
3) проанализировать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с нарушениями зрения;
4) выявить особенности развития зрительного восприятия у данной категории детей;
5) изучить ФГОС и АООП о развитии зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения;
6) разобрать особенности и методики обследования уровня развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения в детском дошкольном учреждении.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез психолого-педагогической, коррекционной, нормативной литературы по теме исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Нарушение зрения как форма дизонтогенеза
Что такое нарушение зрения? Нарушение зрения – это зрительный недостаток определенной степени тяжести, в основном определяемое остротой зрения и состоянием поля зрения. Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.
У одной части детей с аномалиями рефракции плохое зрение корректируется оптическими средствами (очки, контактные линзы), поэтому зрительные способности не ограничены и нормальному развитию ребенка не препятствуют. Однако недостаточное посещение специалистов в данной ситуации или неправильный выбор очков или контактных линз может привести к ухудшению зрения и развитию разных типов нарушений. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда зрительная система только формируется и требует особого внимания.
Другая часть - слабовидящие дети, которые находится в ситуации, когда недостаток зрения частично компенсируется оптической коррекцией или, в случае полной слепоты – таковая отсутствует. К этой группе относятся дети с нарушениями зрения, нормальное развитие которых нарушено, они нуждаются в специальной коррекционной психолого-педагогической помощи.
К таким детям с нарушением зрения Л. И. Плаксина относит:
- слепых с полным отсутствием зрения и детей с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- слабовидящих со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;
- детей с косоглазием и амблиопией [13, с. 2-3].
Различные факторы могут способствовать возникновению этих нарушений, и часто они взаимосвязаны, создавая сложное взаимодействие, которое трудно однозначно определить. Одной из основных причин возникновения нарушений зрения у дошкольников является генетическая предрасположенность. Некоторые дети могут наследовать генетические аномалии, которые могут проявиться в виде различных видов нарушений зрения, таких как близорукость, дальнозоркость или астигматизм. Эта предрасположенность может быть передана от одного или обоих родителей и может проявиться на ранних стадиях развития ребенка. Кроме того, окружающая среда также играет важную роль в формировании зрения у дошкольников. Недостаток солнечного света, неправильное освещение помещений, неправильное использование электронных устройств, могут оказывать негативное влияние на зрительную систему ребенка. Частое напряжение глаз, вызванное сильной концентрацией на ближайших объектах. Также стоит отметить, что некоторые состояния и заболевания могут оказывать негативное влияние на зрение детей. Например, диабетическая ретинопатия или врожденные заболевания сердца могут привести к различным нарушениям зрения. Эти факторы могут быть наследственными или возникать в процессе развития ребенка, и требуют специального внимания и лечения.
Причинами нарушения зрения являются:
-Врожденные – различные заболевания и инфекции, перенесенные матерью во время беременности; алкогольные и (или) никотиновые интоксикации; травмы при беременности или во время родов; гипоксия плода; недоношенность плода; наследственный фактор.
-Приобретенные – механические травмы и инфекции глаз; ослабление иммунитета; различные заболевания глаз (катаракта, глаукома, ретинопатия недоношенных); чрезмерная зрительная нагрузка; неблагоприятные экологические факторы.
В целом, возникновение нарушений зрения у дошкольников является сложным процессом, в котором переплетаются генетические, окружающие и внешние факторы.
Нарушение функции центрального органа зрения негативно сказывается на познавательной деятельности ребенка. Затруднение в различении деталей, недостаточная способность различать линейные и угловые величины, затрудняет распознавание предметов и изображений, смешивание объектов, сходных по изображению и форме, скорость, полнота, точность восприятия, затруднение в формировании предметных и пространственных представлений, образных форм психических рефлексов – нарушения образного и концептуальные пропорции в образной памяти, наглядно-образном мышлении, воображении, умственной деятельности. Это в конечном итоге приводит к задержке психического развития ребенка, несоответствию между его способностями и требованиями, предъявляемыми новой ситуацией - ситуацией школьного обучения. Дети с трудом различают линии тетрадей, обозначения на географических и исторических картах, предметы и их части при восприятии иллюстраций, которые усложняют учебную деятельность и не влияют на формирование личности ребенка.
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что наиболее распространенными на сегодняшний день нарушениями функции центрального зрения остроты зрения являются нарушения, вызванные снижением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции), проявляющиеся в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (преломляющая оптическая система глаза отличается в различных меридианах) [14, с. 2].
Медицинская и педагогическая литература содержит подробное описание видов нарушений зрения.
Миопия (близорукость) – нарушение зрения, вследствие которого страдающие им лица плохо видят отдаленные предметы. При миопии нарушена рефракция глаза, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, как в норме, а впереди нее. Различают три степени близорукости: слабая (до 3,0 диоптрий), средняя (3,0 – 6,0 диоптрий), сильная, или высокая (свыше 6,0 диоптрий). Близорукость даже высокой степени, будучи скорригирована очками с двояковогнутыми линзами, не определяет аномального развития, поскольку данная форма коррекции обеспечивает поступление полноценных зрительных стимулов.
Гиперметропия (дальнозоркость) – нарушение зрения, вызванное аномалиями рефракции, при которых лучи света вследствие недостаточного преломления в средах глаза соединяются позади сетчатки. Встречается у большинства новорожденных, но, как правило, проходит по мере роста ребенка и увеличения глазного яблока. В детском возрасте дальнозоркость может приводить к развитию сходящегося косоглазия. Для исправления требуется усилить преломления при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.
Астигматизм – аномалия рефракции (преломляющей способности) глаза, при которой лучи после преломления в средах глаза не фокусируются в точечное изображение. Бывает вызвана нарушением формы роговицы – врожденным или (реже) приобретенным (вследствие воспалений и травм). При данном нарушении зри¬тельное восприятие страдает нечеткостью.
Амблиопия – ослабление зрения при отсутствии органических поражений систем глаза. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и на¬рушении бинокулярного зрения. Иногда является следствием острых аффективных переживаний.
Косоглазие – дефект зрительного анализатора, выражающийся в отклонении зрительной оси одного глаза от совместной точки фиксации. При содружественном косоглазии, косящий глаз следует за движением другого глаза, но между их зрительными осями остается расхождение, величина которого постоянна (у детей чаще встречается именно эта форма). Часто на косящем глазу наблюдается снижение остроты зрения [6].
Основным методом лечения амблиопии и косоглазия является перекрытие лучше видящего глаза (окклюзия). Целью окклюзии является принуждение к работе плохо видящего глаза и исключение влияние на него хорошо видящего закрытого глаза, подавляющего его зрительные впечатления.
Очевидно, что в первые годы жизни основой развития ребенка является развитие сенсомоторных процессов, которые являются основой для формирования высших психических функций. В этот период важно постоянно стимулировать органы чувств ребенка. По отношению к детям с нарушениями зрения приоритетной задачей является компенсация зрения. Л. И. Солнцева выделяет 3 этапа компенсации нарушений зрения в раннем возрасте [16, с. 143].
Первые этапы компенсации происходят в первые годы жизни и основаны на сложной мультисенсорной природе восприятия. Стимулируются тактильные ощущения - основа обязательного восприятия. Дети с тяжелыми нарушениями зрения характеризуются малоподвижностью, поэтому необходимо формировать у ребенка правильные двигательные стереотипы, развивать внимание, слуховое восприятие и активность речевой деятельности.
На втором этапе компенсации (в возрасте 2-3 лет) закладываются основы мыслительной и языковой деятельности, дополнительно развивается объективность восприятия.
Третий этап связан с появлением образов и репрезентаций у детей с патологией зрения. В этот период для них важно сформировать наглядный и практический способ познания окружающего мира, который обеспечивает осуществление предметно-практической деятельности и ориентацию. Перцептивная деятельность слабовидящего ребенка постепенно развивается, но характеризуется фрагментарностью и неточностью, а также схематичностью.
Раннее нарушение зрения связано с определенной перестройкой психики и поведения. За счет изменения процесса познания дети с глубокими нарушениями зрения характеризуются гипокинезией, их движения скованы и правильный двигательный стереотип не сформирован. Из-за ограниченного поля зрения и его сужения ребенок резко занижает или, наоборот, завышает представления о своих возможностях, а социальный опыт обеднен. В некоторых случаях у ребенка в раннем детстве формируются комплексы зависимости, которые связаны с воспитанием под защитой семьи, усилением опеки и сочувствия. Как следствие, формируются эгоистические черты характера с преобладанием потребительской ориентации. Другие дети, не смотря на значительное снижение зрения, могут быть правильно ориентированы в повседневной социальной жизни, обладают достаточным уровнем развития речи и общения. Чаще всего это дети с миопией, даже высокой степени, астигматизмом и другими видами нарушения зрения.
Вывод: первый параграф был направлен на определение нарушений зрения как форм дизонтогенеза. Таким образом, нарушения зрения могут быть вызваны врожденными причинами, то есть нарушение происходит во внутриутробном развитии, а также приобретенными причинами, когда нарушение возникает после рождения при воздействии неблагоприятных факторов. В результате нарушения зрения у детей могут возникнуть
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзман, Р. И. Медико-биологические основы дефектологии : учебное пособие / Р. И. Айзман, М. В. Ивашевич, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман. – М. : Юрайт, 2017. – 292 с.
2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум / Е. Е. Алексеева. – М. : Юрайт, 2017. – 286 с.
3. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие / О. В. Алмазова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.]. 2007. – 227 с.
4. Безруких, М. М. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет / М. М. Безруких, Н. Н. Теребова // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 6. – С. 37-42.
5. Болдинова, О. Г. Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп: методическое пособие для специалистов / О. Г. Болдинова, Е. А. Иванова, Н. Ф. Маркова, С. Л. Антонова, В. М. Скляднева. – М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. – 70 с.
6. Борисова, Е. А. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения / Е. А. Борисова // Культура психолого-педагогического сопровождения детей как норма профессиональной деятельности педагога: сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции (Биробиджан, 20 октября 2014 г.) ; науч. ред. И. А. Емельянова ; Приамур. гос. ун-т. им. Шолом-Алейхема. – Биробиджан : ИЦ ФГБОУ ВПО “ПГУ им. Шолом-Алейхема”, 2014. – 154 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
8. Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия / Л. В. Восковская. – М. : Юрайт, 2017. – 476 с.
9. Дефектология: Словарь-справочник / Авт. сост. С. С. Степа¬нов ; ред. Б. П. Пузанова. – М. : Новая школа, 1996. – 80 с.
10. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : Владос, 2000. – 240 с.
11. Земцова, М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения : сборник статей / М. И. Земцова. – М. : Просвещение, 1978. – 93 с.
12. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие: учебно-методическое пособие / Г. В. Никулина, И. Н. Никулина, Л. В. Фомичева [и др] ; Рос. гос. пед. ун-т. им. А. И. Герцена – Киров : МЦНИП, 2013. – 264 с.
13. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Е. Г. Карасева. – М. : Русское слово, 2018. – 64 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов сред. пед. учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 416 с.
15. Клиническая психология: учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; Отв. ред. Г.И. Ефремова. М: Юрайт, 2014.
16. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей : учебное пособие / В. В. Лебединский. – М. : Издательство Московского университета, 1985. – 148 с.
17. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - М. : Издательство «Книголюб», 2015. - 160 с
18. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.
19. Морозова, Л. Н. Психофизиология зрительного восприятия детей 6-8 лет: закономерности формирования и реализации / Л. Н. Морозова. – М. : LAP, 2011. – 264 с.
20. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие / Л. И. Плаксина. – М. : РАОИКП, 1999. – 54 с.
21. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения : пособие для общеобразовательных организаций, реализующих АООП для слабовидящих обучающихся соответственно ФГОС НОО ОВЗ / Л. И. Плаксина. – М. : Владос, 2021. – 87 с.
22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения: 01.02.2024).
23. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной.-М.: Экзамен, 2003. - С.98-111, 125-153)
24. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения : дидакт. материал / Л. И. Плаксина ; Всерос. о-во слепых – М. : ВОС, 1985. – 118 с.
25. Селищева, Т. В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия / Т. В. Селищева. – М. : Учитель, 2016. – 196 с.
26. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. – М. : Полиграф сервис, 2000. – 250 с.
27. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) / Л. И. Солнцева. – М. : Классикс Стиль, 2006. – 256 с.
28. Солнцева, Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л. И. Солнцева. – М. : Педагогика, 1980. – 192 с.
29. Фильчикова, Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие / Л. И. Фильчикова, М. Э. Вернадская, О. В. Парамей. – М. : Экзамен, 2004. – 192 с.