Фрагмент для ознакомления
2
В последнее время значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с нарушениями зрения. Согласно сведениям научной литературы, люди с подобными особенностями отличаются значительными ограничениями в жизнедеятельности. Как правило, это психические, физические или сенсорные отклонения. По этой причине человек не способен в полном объеме выполнять некоторые функции или обязанности [9, с. 95].
Каждый из видов аномального развития характеризуется системой нарушений, в которой можно выделить первичные и вторичные отклонения. Среди лиц, с отклонениями в развитии, можно выделить группу, которая не относится ни к одной из уже известных категорий, так как у них имеет место сочетание различных нарушений первичного характера, т. е. это группа лиц со сложными нарушениями в развитии [17, с. 898].
В настоящий момент в коррекционной педагогике и специальной психологии повышено внимание к категории детей с сочетаниями нарушений развития, это можно объяснить тем, что их число увеличивается с каждым годом, а также относительно небольшим количеством методических разработок по оказанию им квалифицированной социально-педагогической помощи.
Поражения органа зрения составляет особую медико-социальную проблему. Согласно опубликованному Всемирной организацией здравоохранения первому Всемирному докладу о проблемах зрения (2020 г.) во всем мире насчитывается не менее 2,2 миллиарда случаев нарушения зрения или слепоты, причем более 1 миллиарда из них являются следствием отсутствия профилактики или лечения.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей процесса обучения слепых школьников (начальная школа).
Задачи:
- описать общие характеристики процесса обучения;
- рассмотреть особенности организации/содержания процесса обучения в начальной школе;
- проанализировать слепых как субъектов образовательного процесса;
- изучить особенности содержания обучения слепых младших школьников;
- описать особенности организации обучения слепых младших школьников.
Объект исследования – слепые школьники (начальная школа). Предмет исследования – специфика обучения слепых школьников.
1. Теоретические основы процесса обучения
1.1 Общие характеристики процесса обучения
Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
Для рациональной и целесообразной организации учебного процесса в вузе следует опираться на определенные принципы, так как основные положения, законы и закономерности обучения, осуществляемого в русле фундаментальных научных установок, воплощаются в принципах обучения.
Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – это руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и прочее. Принципами обучения (принципами дидактики) принято называть определенную иерархическую систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Сегодня принято выделять определенные дидактические принципы формирования культурно-профессиональной компетентности, т.е. систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность [24, с. 306].
Принципы строятся на основе глубокого научного анализа учебного процесса, соотносятся с его закономерностями, целями и задачами образования, уровнем развития науки на сегодняшний день, с педагогическими возможностями системы образования и компетентностью преподавательского состава.
Основоположники отечественной педагогики, общепризнанные специалисты в области дидактики и молодые исследователи исходят из того что «принципы обучения исторически конкретны и отражают общественные потребности. Под влиянием общественного прогресса и достижений науки.
По мере выявления новых закономерностей обучения и накопления работы учителей, принципы обучения могут и должны изменяться и совершенствоваться. Сегодня необходимо осуществлять поиск современной системы принципов обучения, отражающей насущные потребности общества и новые тенденции его развития [5, с. 49]. Хотя следует подчеркнуть, что современные принципы обучения ни в коем случае не должны отменять классические, они должны дополнять их, и в некоторой степени преобразовывать методическое сопутствование обучения.
Впервые принципы обучения были сформулированы чешским педагогом Яном Амосом Коменским в его известном теоретическом труде «Великая дидактика» (1633‒1638 гг.). В основу выделенных им принципов легла идея «природосообразности», т.е. определённые научные законы и закономерности познания природы. Данный учёный делал попытки раскрыть научные основы каждого принципа в природе, поскольку, по его мнению, каждый человек является частью природы и подчиняется её общим законам.
Так, Я.А. Коменский выделял принцип прочности как существенный принцип обучения, ссылаясь на то, что в природе все корни деревьев находятся глубоко в земле [14, с. 280]. Однако необходимо подчеркнуть, что данная связанность на сегодняшний день кажется наивной, однако именно попытка обосновать научные основы принципов обучения в ту эпоху уже была методологически необходима и своевременна. Вместе с тем, на тот период времени, наука не была развита в достаточной степени для того, чтобы имелась возможность сформулировать научные основания принципов обучения. Это было сделано уже позднее в советской педагогике. Советские дидакты М.Н. Скаткин, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков сформулировали систему принципов обучения, которые отвечали потребностям социалистической школы. В частности, наиболее распространенными принципами обучения являлись: принцип научности и доступности, систематичности и последовательности, связи обучения с жизнью, наглядности и абстрактности, сознательности и активности учеников при руководящей роли преподавателя, воспитывающего характера обучения, прочности знаний и умений.
Данные принципы принято называть классическими или «общедидактическими», потому что они составляют основу всех последующих классификаций дидактических принципов. Например, А.В. Гвоздева обосновывая авторскую систему дидактических принципов в концепции интегративного подхода к дифференцированному обучению, опирается на следующие общедидактические принципы: индивидуализации, научности, систематичности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, прочности и действенности результатов, сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся и другие [10, с. 17].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/95a62f6eab3895cd87afeb4f2bd4516ad70a0a5a/ (дата обращения 24.04.2023)
2) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 24.04.2023)
Статьи, учебники, монографии
3) Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. ‒ М., 2002.
4) Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. ‒ Казань, 2012.
5) Астафьева Е. Н., Трактовка педагогики ненасилия в работах российских исследователей первых десятилетий XXI века // Школьные технологии. — 2022. — № 1. — С. 49-55
6) Бебешко, В. А. Основные направления организации учебно- воспитательного процесса со слабовидящими детьми / В. А. Бебешко. М. : Просвещение, 2015. - 146 с
7) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
8) Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. «Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951
9) Верещага И.В., Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха / И.В. Верещага, И.В. Моисеева, А.М. Пайкова - М. : Теревинф, 2017.
10) Гвоздева А.Н. Дидактические принципы в концепции интегративного подхода к дифференцированному обучению // Знание. Понимание. Умение. ‒ 2007. ‒ No 3. С. 17-20
11) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361 -370
12) Гревцева Е.П. Познавательная активность детей младшего школьного возраста: особенности и перспективы развития// ОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Таганрог, 14 мая 2022 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2022. С. 36-40
13) Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. ‒ М., 2008.
14) Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. ‒ М.: Педагогика, 1982. ‒ Т. 1. ‒ С. 280.
15) Комова Н. С., Подходы к разработке и реализации адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушением зрения на этапе основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 8. — С. 38-47
16) Лукьянчикова Е.К., Агафонова О.Д. Организация опытно – экспериментальной деятельности младших школьников в соответствии ФГОС НОО // Педагогический поиск. 2019. No 5. С. 37-40
17) Махова, О. А. Развитие инклюзивного образования в России сквозь призму статистики / О. А. Махова // Журн. Россия: тенденции и перспективы развития. – 2017. –С. 898-901.
18) Михайлова А.Е. Вовлечение детей с нарушениями зрения в учебный процесс на уроках английского языка в инклюзивном классе // Язык и текст. – No3, 2019. С.116-128.
19) Никулина Г.В. Слепые как субъекты инклюзивного образования// СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ, МЕТОДОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара. Составители Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Н.Ш. Тюрина. 2015. С. 168-173
20) Пальтов А. Е. Основы технического сопровождения обучения детей со сложными сенсорными нарушениями : учебное пособие / А. Е. Пальтов ; Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т. – Владимир : Изд-во «Шерлок-пресс», 2017. – 104 с.
21) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
22) Славская Д. А., Соина В. М. Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности// КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 мая 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 127-130
23) Солнцева, Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефектология. - 2020. - No 4. - С. 3-8.
24) Хон Р. Л., Педагогическая психология: Принципы обучения. — Москва : Академический Проект, 2020.
25) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. – 51 с.
26) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюк, П.Ф. Гамата. - Киев, 1961.