Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 5
1.1. Дисграфия, этиология, клиника 5
1.2. Психолого-педагогические особенности детей страдающих дисграфией 10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МОТОРНОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ 15
2.1. Педагогические условия исправления моторной дисграфии 15
2.2. Содержание коррекционной работы по преодолению моторной дисграфии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нарушения письменности у школьников весьма актуальна в наше время. Очень многие дети испытывают трудности в овладении грамотностью и письмом. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения [6].
Именно проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Нарушения письма у детей изучаются давно, но до настоящего времени этот вопрос остаётся одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфий от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы.
К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Ошибки при дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями зрения и слуха, ни с регулярностью школьного обучения. У многих детей с дисграфией, несмотря на коррекционную работу, почерк остается неряшливым, нестабильным, письмо замедленно по темпу. Л.С. Выготский считал, что «под речью понимают, как процесс говорения, так и его результат».
В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев и др.).
Цель: Изучить особенности коррекции моторной дисграфии у детей 12-13 лет.
Задачи:
1.Рассмотреть этиологию и клинику дисграфии;
2.Изучить психолого-педагогические особенности детей страдающих дисграфией;
3.Проанализировать особенности коррекционной работы моторной дисграфии у детей 12-13 лет.
Объект: Проявления моторной дисграфии у детей 12-13 лет.
Предмет: Программа коррекции моторной дисграфии у детей 12-13 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
2. Волкова, Л. М. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л. Волковой. – М.: Владос, 2017. – 547 с.
3. Величенкова О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников (+ CD-ROM) / О.А. Величенкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 124 c.
4. Гузева В. И. Федеральное руководство по детской неврологии. — М.: ООО «МК», 2016. — 656 с.
5. Даньшина Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Даньшина. - М.: АРКТИ, 2018. - 358 c.
6. Зикеев А.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2013. - 143 c.
7. Поварова, И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 139 с.
8. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
9. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
10. Чутко Л. С. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-метод. пособие. — СПб.: Коста, 2006. — 48 с.