Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеется общее недоразвитие речи, относится развитие у них связной монологической речи. Дошкольным образовательным организациям, в которых присутствуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, принадлежит самая главная роль в их образовании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений. От правильного освоения связной речью зависит успех ребенка в школе и во взрослой жизни. Развитие связной фразовой речи очень важный аспект в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи происходит в практической деятельности детей: логопедические занятия; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; прогулки; совместная деятельность педагога и детей и др. Исследования по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещены в ряде многих научных работ по логопедии. Проблемой развития связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие ученые. В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, развитие связной речи приобретает особую важность из-за структуры дефекта и превращается в серьезную задачу, которая становится основной конечной целью коррекционного процесса, цель которого трудно достичь, так как требуется длительная напряженная работа учителя-логопеда, педагогов, родителей и самого ребенка.
Теоретической основой исследования являются: теоретические положения о развитии связной речи К.Д. Ушинского; теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского; 7 теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной; теоретические положения о развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова.
Цель: Изучить теоретические основы изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Рассмотреть определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе;
2.Проанализировать становление связной речи у детей в процессе онтогенеза;
3.Ознакомиться с психолого-педагогической характеристикой детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4.Изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект: Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет: Связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1.Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе
Речь, будучи основным видом коммуникативной деятельности, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Все функции коммуникации реализуются именно через речь, речевую деятельность. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова А.А. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
2. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
3. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 231 c.
4. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
5. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
6. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М., 2004. – 16 с.
7. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Электронный ресурс] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – КнигоМир, 2011. – 320 с.
8. Ильякова, Н. Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям / Н. Е. Ильякова. - М. : ГНОМ и Д, 2004
9. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
10. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] : метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М. : ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. – 157с.
12. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск : Цицеро, 2015. — 139 с
13. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебнометодическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 28 с.
14. Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
15. Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
16. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
17. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
18. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР : методическое пособие для педагогов и родителей/ О. С. Рудик. - Москва : ВЛАДОС, 2021. - 302,
19. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Алексеева А.Е;. - Москва, 2007. - 24 с.
20. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
21. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17
22. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
23. Соловьева, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. Библиотека журнала «Логопед» [Текст] / Н.В. Соловьева. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
24. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Академия, 2001. – (Высшее образование). – 312 с.
25. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
26. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
27. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
28. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.
29. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 c.
30. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с