Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных в образовательном процессе современной общеобразовательной школы осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, среди которых немаловажное место занимает предметная область «Технология». «Технология» способствует развитию качеств личности в процессе практической деятельности более эффективно, чем при решении задач на других предметах и помогает успешной социализировать учащихся в обществе, так как является практико-ориентированным.
Перемены в российской системе общего образования за последние десятилетия привели к изменению содержания и технологий обучения многих учебных предметов, в том числе и предметной области «Технология». Федеральный проект «Современная школа» одним из целевых показателей определяет возможность обновления содержания и методов обучения предметной области «Технология». Развитие технологического образования школьников должно быть направлено на возможность расширения деятельности учащегося и учителя от народных ремесел до конструирования роботов, от лоскутного шитья до дизайна костюмов из инновационных материалов, от создания изделия до бизнес-плана в сфере технологического предпринимательства; призванной помочь ребенку стать успешной, конкурентоспособной, самообучающейся и саморазвивающейся личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях. Содержание предмета предполагает организацию практической деятельности учащихся на уроках с целью формирования и совершенствования практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования.
Одной из главных трудностей реализации предметной области «Технология» в общеобразовательной школе является неравномерность, а иногда и отсутствие достаточного материально-технического обеспечения образовательного процесса. Отсутствие мастерских, материалов и инструментов для выполнения практических работ, обуславливают необходимость поиска новых форм и средств для организации учебной деятельности. Одним из решений является использование информационной образовательной среды школы для организации учебного процесса. По мнению Е.П. Круподёровой, использование информационных образовательных технологий при организации учебного процесса открывает новые возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, интерактивности обучения, повышения потенциала обучающихся при выполнении проекта [6]. Использование ИКТ на уроках обеспечивает наглядность и интерактивность, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
Вопросами использования современных информационных технологий при обучении занимались такие ученые, как В.И. Боголюбова, Е.П. Круподёрова, Е. А. Буденкова, Е. А. Мокин и др. Данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической литературе, но в практике обучения технологии должного внимания не получила, поэтому считаем тему исследования курсовой работы актуальной.
Объект исследования: использование информационных технологий в обучении.
Предмет исследования: использование информационных технологий на уроках технологии в основной школе.
Цель исследования: раскрыть возможности использования современных информационных технологий при обучении технологии в основной школе
Задачи исследования:
• провести анализ содержания предметной области технология в основной школе;
• рассмотреть варианты использования современных информационных технологий при обучении технологии в основной школе;
• предложить авторский вариант изучения раздела с использованием современных информационных технологий при обучении технологии в основной школе
1. Особенности реализации предметной области «Технология» в общеобразовательной школе
Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, а также черчение. По мнению его разработчиков (П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.) появление технологии обозначило новый этап политехнического образования школьников, отражающего влияние материальных и информационных технологий на производство и общество.
Труд (или трудовое обучение) как самостоятельный предмет возник в российской школе еще в конце XIX века, став обязательным компонентом школьного образования уже в советской трудовой школе в 20-е годы XX века. На протяжении всей более чем столетней истории предмет пережил разные этапы своего развития в отечественной школе и образовании, отражая тенденции и закономерности развития науки, техники и технологии, меняющийся характер труда и средств производства.
В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение технологии: «Технология (от греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.» За два десятилетия после формулировки этого определения представления о технологиях значительно расширились, понимание технологий вышло за рамки производственных процессов и органически связалось с непроизводственными сферами жизни [8].
Предмет «Технология» - «...интегративный предмет, синтезирующий полученные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающий их использование в работе промышленности, энергетике, связи, сельского хозяйства, транспорта и других направлениях деятельности человека». Благополучие человека немыслимо без создания материальных и духовных благ, производства промышленной продукции и продуктов питания [7]. Важность развития технического мышления, технологической культуры молодежи признается сейчас во всем мире, проблемами обучения молодежи в рамках технологической культуры ЮНЕСКО занимается с 1950 года. Предмет «технология» –это не только одно из звеньев в цепочке образования, «технология» становится ведущим предметом в стандарте нового поколения, т.к его содержание позволяет формировать одновременно четыре сферы развития личности ребёнка: когнитивную (знаниевую), деятельностную, творческую, эмоционально-ценностную. В программу предмета «Технология» включено изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений.
Зарубежные исследователи выделяют шесть направлений (ориентаций) технологической подготовки школьников: на ремесленные навыки (ручной труд); на промышленное производство; на дизайн; на высокие технологии; на повышение качества научных знаний посредством технологий; на ключевые компетенции (сотрудничество, организация, коммуникация, ответственность и др.); на инженерные концепции [4].
Задачи федерального проекта «Современная школа» и создание новой концепции технологического образования определяют изменение содержания предметной области «Технология». В концепции технологического образования говорится о необходимости включения в содержание предмета технология изучения новых наукоемких технологий (например: промышленный дизайн (5 класс), разработка приложений виртуальной реальности (6 класс), геоинформационные технологии (7 класс), программирование беспилотного летательного аппарата (8 класс). Подтверждение данной концепции является проект нового ФГОС ООО, где данные модули могут быть утверждены в качестве обязательных для изучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблакотов А.А., Епанешников В.В. Применение ИКТ на уроках технологии – фактор повышения активизации познавательной активности // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 12-13
2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. –М.: Изд-во РАО, 1994. –228 с.
3. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 1. – 2007.
4. Васильева 3. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. 2006
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. –192 с.
6. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58 -4. С.144-147
7. Казакевич В.М., Молева Г.А., Технология. 7 кл. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 7 класс» / под ред. В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. — М.: Дрофа, 2015.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
9. Полат Е. С., БухаркинаМ. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. –268 с.
10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2. -е изд. – М.: Просвещение, 2011.
11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15). -2015;
12. Проект концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru/30132939-Koncepciya-razvitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-rossiyskoy-federacii-vvedenie.html (дата обращения: 14.11.2020)
13. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 4. Человек как предмет восприятия. Опыт педагогической антропологии. — М: Дрофа, 2005. — 544 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897]. - 2010.;
15. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.