Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ФГОС НОО, утвержденный и введенный в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 чтение рассматривает как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий он не может обойтись без чтения. В начальной школе дети едва научившись читать чаще увлекаются компьютером, планшетом или телефоном. У учеников замедляется процесс чтения и интерес к нему пропадает. Одним из основных условий успешной учёбы детей в школе является уверенное владение навыком чтения. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. На самых ранних этапах школьного образования у детей надо формировать потребность в книге. Поэтому тема формирования навыка правильного беглого чтения школьников очень актуальна.
В основе изучения каждого школьного предмета лежит чтение. Чтение – это инструмент приобщения ученика к литературе. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Первоначально ученик младших классов осваивает технику чтения, а затем понимает прочитанное. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.
Беглое чтение – это правильное (без ошибок), выразительное чтение со скоростью, соответствующей требованию учета возраста и года обучения учащегося с соблюдением знаков препинания.
Чтение – это процесс перекодировки письменной речи в звучащую речь и понимание смысла прочитанного текста. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают процесс познания нового. В последние годы актуальной проблемой стало то, что дети не любят читать, не интересуются книгами, следствие даже многие подростки читают по слогам. Неумение работать с книгой, воспринимать чтение как наказание, оставляет след и на успеваемости детей.
Обучать чтению – значит готовить ребенка к жизни, формировать определенное отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека. К.Д. Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте».
Проблемой навыка чтения в свое время занимались Л.С. Выготский, Л.А. Мосунова, К.Д. Ушинский, А.Г. Асмолов и М.П. Воюшина и др. Они изучали особенности этой проблемы, наблюдали также и становление психических процессов, связанных с навыком чтения.
О проблемах развития навыка чтения и методик выработки навыков скорочтения писали и многие известные педагоги, ученые, методисты такие как: Н.Ф. Бунаков, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, А.В. Давыдова, Т.Г. Егоров, В.Н. Зайцев, Л.Ф. Климанова, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Светловская, К.Д. Ушинский, Н.Ю. Чечерина, С.Г. Швайго, Л.В. Шибаева и др.
Данная тема сегодня является актуальной, поскольку именно навыки беглости чтения позволяют обогатить читательский опыт ребёнка, помогают ему стать самостоятельным читателем, целенаправленно и последовательно формируя его читательские интересы.
Анализ литературы позволяет сформулировать противоречие между возросшими требованиями общества к восприятию большого количества информации и необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию качеств чтения младшего школьника.
Несмотря на глубокую изученность данной проблемы существуют противоречия между необходимостью проверить навык беглости чтения у учащихся второго класса и отсутствием четко определённых критериев проверки данного навыка, что и определило тему исследования: «Проверка навыка беглости чтения у учащихся второго класса»
Объект исследования – процесс проверки навыка беглости чтения у учащихся второго класса.
Предмет исследования – критерии проверки навыка беглости чтения у учащихся второго класса.
Цель исследования – выявить критерии проверки навыка беглости чтения у учащихся второго класса.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы определить сущность и содержание процесса и критерии проверки навыка беглости чтения у учащихся второго класса;
2. Составить критериальную характеристику проверки уровня сформированности навыка беглости чтения у учащихся второго класса;
3. Проверить начальный уровень сформированности навыка беглости чтения у учащихся второго класса.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение и систематизация литературных и методических данных;
практические: наблюдение и опрос.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Особенности проверки навыка беглости чтения у учащихся 2-х классов
1.1. Сущность и содержание процесса проверки навыка беглости чтения
Тема изучения методов развития беглости чтения младших школьников занимает особое место в развитии образования, и является очень актуальной на сегодняшний день. И для того, чтобы ученик мог успешно учиться в школе, хорошо усваивать школьную программу, ему для этого, в первую очередь, необходимо овладеть основным учебным навыком –чтением. Бесспорно, чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения, исходя из этого, нужно сказать, что работая над беглостью чтения младших школьников, мы облегчаем будущий процесс обучения в старшем звене, то есть с помощью развития беглости чтения, учащийся будет быстрее осваивать новую информацию.
Успех и высокие результатыв обучении младшего школьника невозможны без беглого чтения. Не умея читать невозможно стать образованной личностью, а человек, который умеет читать, но медленно – будет читать книгу, журнал, учебник без удовольствия, чтение для него будет определённой трудностью. Исходя из этого, можно сказать, что развитие беглости чтения очень важно уже с ранних лет, уже в начальной школе необходимо работать с младшими школьниками над беглостью чтения.
Формирование навыка чтения у младших школьников является одной из важнейших задач начального общего образования. Навык чтения состоит из комплекса умений и навыков. Такие как: умение правильно прочитывать слова, понимать смысл текста, читать выразительно и бегло. Все названные умения взаимосвязаны. Беглость чтения – необходимое умение в начальной школе, так как умение читать бегло необходимо детям не только на литературном чтении, но и на других уроках. Сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Затем у ребенка формируется умение читать целыми словами. Чем выше беглость, тем лучше понимание прочитанного, правильность чтения. На основе выше причисленных умений формируется выразительность.
Обучение в начальных классах зиждется на уроках чтения. Навык чтения является важнейшим фактором успешности в процессе обучения младших школьников.
Замечено, что если учащийся овладел техникой чтения, устной и письменной речью и если он полюбил уроки литературного чтения, то он успешно будет усваивать и другие школьные предметы.
Еще В. Сухомлинский отмечал, что «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и самого себя».
Ведь в процессе чтения осуществляется рост самосознания, формирование умственных способностей, нравственное, патриотическое и эстетическое развитие. У учащихся возникает интерес к саморазвитию, желание более точно и грамотно выражать свои мысли, развивать свою речь.
Кроме того, необходимо принимать во внимание особенности читаемого текста при формировании навыка чтения. Главное не нужно сводить процесс чтения к бессмысленному озвучиванию письменной речи.
Чтение на уроках литературного чтения нужно рассматривать как эстетическую деятельность, так как изучаются прежде всего художественные произведения [21, с. 79]. Младшим школьникам следует научиться выделять в тексте смысловое значение и высказывать собственную мысль на основе прочитанного. Приоритет чтения как речевой деятельности не приводит к развитию навыка чтения, а наоборот, тормозит его.
«Навык чтения относится к числу сложных психофизиологических процессов. В нём сплетаются элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности. В процесс чтения включаются личностные качества читающего, его ощущения, восприятие, внимание, воображение, способности, интересы, ценности. Развиваются накопленные знания об окружающем мире. Мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения текста, предложений», – считает М.И. Оморокова [25, с. 74].
Формирование навыка чтения у младшего школьника имеет следующие особенности:
Поле чтения, читающего охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «определить», часто он сравнивает её с другими; прочтение буквы пробуждает в читателе естественное желание произнести сразу же звук, но педагог просит произносить целый слог, значит, ему приходится прочесть, как минимум, ещё одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить в слог два или три звука. И здесь многие учащиеся испытывают большие трудности. Ведь для прочтения целого слова недостаточно воспроизвести только составляющие его звуки. Процесс чтения проходит медленно, ведь для прочтения слова нужно произвести несколько действий восприятия и узнавания, соответствующие буквам в слове, к тому же ещё необходимо объединить звуки в слоги, а слоги – в слова. Глаза начинающего читателя теряют строчку, ведь ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взгляд ещё не привык двигаться параллельно строчкам. Эта проблема постепенно исчезает, по мере того как объём внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыкам беглого чтения / А.К.Аксенова. - М.: Просвещение, 2015.
2. Баннова, А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению. Армавир, 2018.
3. Бородкина, Н.В. Обучение младших школьников смысловому чтению: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, Л. Ю. Сысуева. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017.
4. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – Санкт-Петербург : КАРО, 2016.
5. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений [Текст]/ С.И. заирбек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
6. Зайдман, И.Н. Методика развития техники чтения: Учёт индивидуальных особенностей учащихся. / И.Н. Зайдман. //Сибирский педагогический журнал. 2016. №2.
7. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 1-4 класс / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение, 2012. С. 53-67.
8. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность // Приложение к газете «Первое сентября». 2015. №14. С. 105-129.
9. Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». 2014. № 3. С. 67-75.
10. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // «Начальная школа». 2018. № 11. С. 38-42.
11. Коростелева, Е.Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 1 (4). С. 92-96.
12. Костиневич С.А. «Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе». Мозырь, 2016. 22 с.
13. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 81-83.
14. Куропятник, И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей. // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. 2017. № 6.
15. Леонович, Е.Н., Серебренникова Ю.А. Уроки чтения в методической системе В.Г. Горецкого. Начальная школа. 2019. № 7. С. 7-11
16. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во МПСИ, 2017. – 535 с.
17. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах; Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с.
18. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.
19. Львов, М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2016.
20. Мастерство учителя [Текст] : проверенные методики выдающихся преподавателей / Дуг Лемов ; пер. С англ. Оксаны Медведь. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016.
21. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
22. Мишина, И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 196-198.
23. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. [Текст] / Л.В. Никитина // Начальная школа. – 2014. - №5. – с.98-103
24. Никитина. Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. – 2016. – №5 – 102 с.
25. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. Пособие для учителя / М. И. Оморокова; М-во общ. И проф. Образования РФ. - Москва: Аркти, 2019.
26. Перова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. - 2017 - №3 - с. 16 -21
27. Путина, Н.Д Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения // Начальная школа.-2018 -№ 6 с.30-37
28. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // «Начальная школа», 2015. – № 2 – 126 с.
29. Серебренникова, Ю.А., Леонович, Е.Н. Слово и его значение (К вопросу о предметной сущности слова). Вестник московского образования. 2014. № 12. С. 95 – 112.
30. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие [Текст] / С. А. Смирнов. – М.: Академия, 2016. – 544 с.
31. Соболева, О. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст: пос. Для учителей нач. Классов. М.: Баласс, 2016.
32. Стахеева, В.А Приближение к душе: программа чтения для детей // Школьная библиотека.- 2016 - № 4- с.54-65
33. Чертыкова, Л.А. Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальных классов [Текст] / Л.А. Чертыкова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 3-1 (19). – С. 111-112.
34. Чечерина, Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2016, №2 с.40-46
35. Чиндилова, О.В. Подходы к контролю и оцениванию умений смыслового чтения в начальной школе [Текст] / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа плюс до и После. – 2017. – № 9. – С. 30- 33.
36. Шишлянникова, А.В. От чтения по диагонали – к смысловому чтению в начальной школе [Текст] / А.В. Шишлянникова, Т.П. Попова / Развитие современного образования: от теории к практике. – М., 2017. С. 124-127.
37. Щуркова, Н. Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М.: АРКТИ, 2018. – 152 с.
38. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 2019.
39. Юшкова, Л.М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. - 2014 - №5 - с. 15-17.
40. Яковлева, В.И. Пути совершенствования навыков чтения [Текст] / В.И. Яковлева // Начальная школа .- 2016-№ 6- с 14-20
41. Яшина, Н. П. Учить детей трудно, но интересно. [Текст] / Н. П. Яшина // Начальная школа. –2017 - №6 – с. 28-34
42. Яшина, Н.В. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст] / Н.В. Яшина // Актуальные проблемы современного педагогического образования – Тольятти, 2016. – С. 106-112.