Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современному обществу необходимы люди с высоким уровнем развития познавательных процессов, которые способны самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, находить нестандартные пути решения проблем, способные логически мыслить. Поэтому важной задачей современной системы образования является развитие творческих способностей учащихся. Наиболее продуктивным периодом для развития творческих способностей является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте ученики располагают значительными резервами развития познавательных процессов. С поступлением в школу учебная деятельность становится ведущей для детей, они включаются в новые виды межличностных отношений, что требует от них развития новых психологических качеств. В
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования умственное воспитание подразумевает формирование у учащихся интеллектуальных умений, в состав которых входят и логические приёмы мышления.
Проблемой развития творческих способностей в младшем школьном возрасте занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, М.Р. Львов, К.Д. Ушинский, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. Работы данных авторов доказывают, что при правильно организованном образовательном процессе младшие школьники способны быстро овладевать навыками творческого мышления. Но единого решения вопроса об организации такого обучения нет и в настоящее время. В данной работе средством развития творческих способностей у младших школьников выбрана ТРИЗ-технология.
Данная технология является не только средством развития познавательных процессов ребёнка, но и увлекательной игрой, что позволяет повысить интерес учащихся к учебным занятиям и развивать их умственную активность через творчество.
Проблема исследования: каковы возможности использования ТРИЗтехнологии для развития творческих способностей младших школьников?
Цель: выявить, обосновать и доказать эффективность использования ТРИЗ-технологии для развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Объект: процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Предмет: ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей младших школьников.
Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников на уроках посредством ТРИЗ-технологии будет происходить успешнее, если
- систематически и целенаправленно применять методы и приёмы, направленные на развитие творческих способностей младших школьников; - использовать приёмы ТРИЗ-технологии;
- учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.
Задачи:
1.Анализ понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литераторе.
2.Изучить особенности ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей младших школьников
3.Выявить и описать уровни развития творческих способностей младших школьников.
4.Разработать и внедрить комплекс уроков с использованием ТРИЗ-технологии, направленный на развитие творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, обобщение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,),
Новизна исследования: обоснование возможностей использования ТРИЗ-технологии на уроках с целью развития творческих спосбностей младших школьников; систематизация диагностического инструментария исследования логического мышления младших школьников.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы педагогами для организации работы по развитию логического мышления младших школьников и при разработке уроков по русскому языку в начальной школе.
База исследования: МБУ «Лицей №37» г.о. Тольятти.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы технологии «ТРИЗ» как средство развития творческих способностей у младших школьников в учебном процессе
1.1. Анализ понятия «творческие способности в психолого-педагогической литературе
Понятие творческих способностей включает в себя два компонента: "творчество" и "способности". Рассмотрим каждый из них более подробно.
Творчество является одной из содержательных форм психической активности, которую рассматривают как универсальную способность, что может обеспечить успешность будущей деятельности школьников.
В психологической литературе нет единого определения понятия «творчества». Большинство авторов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Лук, В.Т. Разумовский, А. Хатсон, С. Штейн, в определения данного термина сходятся на том, что он всегда несет новизну: так как суть творчества – это нечто новое, необычное, ранее не представленное. Подтверждение новизны как значимого компонента творческого процесса можно констатировать и в определении творчества из философского энциклопедического словаря, в котором говорится, что творчество - это деятельность, в результате которой создаётся новое, никогда ранее не бывавшего предмета[14].
Таким образом, творчество – это, безусловно, процесс человеческой деятельности, отличительным признаком которого является создание качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно предугадать, прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
Ко второму содержательному понятию относится "способности как функция человеческой культуры" О. Леонтьева, заложившего основы деятельностного подхода
Л. Выготский определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют определенную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественной специфике овладения и реализации отдельных психических функций. В этом определении способности проявляются как общие существенные качества психических функций, в отличие от определений другого подхода, для которого способности подразделяются на виды деятельности[16].
С. Рубинштейн определяет способности как сложное синтетическое образование, включающее свойства, без которых человек не был бы способен ни к какой деятельности, и свойства, которые могут быть получены только в процессе деятельности, организованной определенным образом[19].
По мнению философа К. Гельвеция, люди от природы обладают теми же способностями, которые развиваются в процессе обучения. Противоположной является точка зрения Дидро, который считает, что люди рождаются с разными способностями, которые развиваются в зависимости от активности индивида и способности к самосовершенствованию[7].
С точки зрения психологии, способности - это индивидуально-психологические особенности, которые являются условием успешного выполнения определенной деятельности [11].
Педагогический словарь определяет способности как устойчивые индивидуальные свойства человека, которые являются внутренним условием его успешной деятельности. Способности делятся на общие - такие, которые проявляются во всех видах деятельности, и специальные, характерные для отдельных ее видов [8].
Если исследовать сущность понятия "способности", раскрытую в их различных определениях, встречающихся в литературе, то можно дать понятию "способности" обобщенное определение: способности - это синтез свойств личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокий уровень достижений в ней, успешность, легкость и быстроту деятельности. Эта точка зрения была и остается наиболее точным и общепринятым пониманием термина "способности" в отечественной психологии.
Таким образом, проанализировав различные подходы к понятию "способности", можно выделить общность всех точек зрения: способности - это психические свойства и качества личности, являющиеся условием успешного выполнения определенного вида деятельности. Они развиваются по спирали в процессе активной деятельности.
Природа способностей личности ребенка младшего школьного возраста трактуется с точки зрения деятельностного, функционально–генетического и субъектного подходов. Представители деятельностного подхода, такие как например, Л. Выготский [8], рассматривают способности личности как свойства или особенности, обусловливающие успешность выполнения деятельности. Ильин рассматривает способности с точки зрения функциональных систем, а генезис способностей личности – с точки зрения наследственности [20].
Особенность субъектного подхода заключается в том, что творческие способности личности ребенка младшего школьного возраста рассматриваются не как изолированная, относительно самостоятельное качество, а как существенно необходимая составляющая жизнедеятельности [1].
При таких условиях качественные отличия являются следствием определенной динамики жизнедеятельности личности ребенка младшего школьного возраста-от жизненных ориентиров и ценностей до решения практических задач (учебных, социальных и т. п.).
Зарубежные подходы к изучению творческих способностей личности ребенка младшего школьного возраста рассматриваются преимущественно как когнитивный феномен с применением количественных методов их измерения [10].
В контексте школьного образования особое значение имеет развитие творческого потенциала растущей личности. Именно в школьный период заложены основные характеристики, которые в будущем будут определять творческую направленность человека.
Активация творческих навыков должна стать неотъемлемым условием содержания всех образовательных мероприятий, органично интегрировать учебный процесс, обеспечить единство знаний, умений и навыков учащихся и их творческих способностей.
Творческие способности человека, проявляющиеся в мышлении, чувствах и определенных видах деятельности, являются креативным творчеством. Эти навыки характеризуют личность в целом, а также ее отдельные стороны, продукты деятельности и процесс их создания.
Признание творческих способностей в качестве самостоятельных требовало доказательства того, что они отражают особую психологическую реальность, которая не может быть сведена к описанной другими чертами и, прежде всего, не ограничивается общим интеллектом.
По мнению Симановского А.Е. творческие способности не определяются разведывательной деятельностью, но в то же время их отношения по-прежнему признаются [27]. Согласно его концепции, творческий акт включается в интеллектуальную деятельность по схеме: начальная стадия постановки проблемы - активное сознание, затем во время решения она не осознается, а на третьем этапе, при выборе и проверке правильности решения, сознание повторно активируется.
Развитие творческих способностей – это умение использовать знания в нестандартных ситуациях, развитие психических процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 400 с.
2. Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней. М.: Аспект Пресс, 2018. - 389 с.
3. Ахмерова, Н.М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов/ Н.М.Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А.Л.Фатыхова.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 103 с.
4. Баринова М. Н. О развитии творческой активности средствами внеурочной деятельности. М.: Прогресс, 2018. – 167 с.
5. Бабанова И.А. Использование ТРИЗ для активации деятельности учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №5. С. 44-47.
6. Барышева Т.А. Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. М.: Высшая школа, 2018. - 416 c.
7. Барышева Т.А. Педагогические основы развития творческих способностей. СПб.: Питер. 2018. – 146 с.
8. Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб: «Издательство Буковского», 2018. – 160 с.
9. Гин А.А. ТРИЗ для всех (опыт кружковой работы) // Школьные технологии. М.: Народное образование, 2007. № 5. С. 127—128.
10. Исаева О.К. ТРИЗ-уроки в начальной школе как средство повышения мотивации к учению // Научное обозрение. Педагогические науки, 2017. №2. С. 50-53.
11. Кантеева А.Р., Сорокина Т.С., Щабельник Е.А. ТРИЗ-технология инновационного мышления // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. №3. С. 31-34.
12. Малюткова А.В. Применение ТРИЗ-технологии учителями начальных классов // Вестник научных конференций. 2017. №2-6. С.73-75.
13. Педагогика XXI века: стандарты и практики: сб. науч. конф. / Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании; под ред. Н.В. Фединой. Киров, 2016. 382 с. 34.
14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. : Римис, 2004. 416 с.
15. Платонова Л.А. ТРИЗ-технология как средство достижения успешности обучения младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2009. №1. С. 20–23.
16. Орлова М. А. Внеурочная деятельность для развития творческих способностей М.: Лада, 2020. - 160 c.
17. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов/ В.И.Петрушин.— 3-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 395с.
18. Полуянов Д. Р. Воображение и способности М.: 3нание, 2019. – 150 с.
19. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей Ярославль: Академия развития, 2018. – 192 с.
20. Симановский, А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: монография/ А.Э.Симановский.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 188 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования// Российская газета. Федеральный выпуск №6241. – 2018. 25ноября