Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование здорового образа жизни младших школьников способствует оздоровлению учащихся, принятия ими внутренней ценности здоровья, что не только положительно сказывается на развитии их личности, но и оказывает положительное влияние на весь образовательный процесс, определяя возможности создания предписанных современным ФГОС НОО условий для всестороннего развития детей.
Стоит отметить, что проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС), который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. В настоящий момент многие школы готовы осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию здорового образа жизни детей через внеурочные формы и методы физического воспитания [29].
На сегодняшний день теоретические проблемы формирования здорового образа жизни раскрыты многими исследователями. Изучением проблемы здорового образа жизни занимались как с медико- биологической точки зрения, так и с социально-психологической, такие ученые, как Попов С.В., Куинджи Н.Н., Зайцев Г.К., Осипова М.П., Казин Э.М., Афанасьев А.Л., Золотников А.Г., Левин Б.М., Е.М. Щербакова Е.М., Менделевич В.Д., Донских Т.А., Короленко Ц.П., Кулаков С.А., Акулич М.М. и др [23].
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [15]. Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Однако, несмотря на уже достаточную исследованность темы здоровья детей, можно констатировать, что в настоящее время выявлено противоречие между объективной потребностью в целенаправленном формировании навыков активного образа жизни школьников, и недостаточной деятельностью образовательных учреждений в данном направлении.
Актуальность и проблема исследования определили тему «Использование национальных этнических игр в формировании ЗОЖ младших школьников».
Объект: процесс формирования ЗОЖ младших школьников
Предмет: национальные этнические игры.
Цель: определение эффективности использования национальных этнических игр в формировании ЗОЖ младших школьников..
Для достижения цели исследования определили задачи.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические и методические аспекты использования национальных этнических игр в формировании ЗОЖ младших школьников
2. Организовать педагогическое исследование.
3. Разработать методические рекомендации по теме «Национальные этнические игры как средство формированияЗОЖ» .
База исследования: МБОУ
Методы исследования: обобщение, систематизации, анализ теоретических положений, опытно – педагогическая работа, математические методы обработки полученных данных.
ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты использования национальных этнических игр в формировании ЗОЖ младших школьников
1.1 Сущность понятий «Здоровье», «Здоровый образ жизни»
Эффективность воспитания и обучения детей зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов.
Знаменитый педагог, В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не определенный свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это главным образом забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [14]
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм [7].
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Существуют разные подходы и к определению понятия «образ жизни».
Многие авторы полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека.[8] Согласно С. В. Гурьеву, «образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей».[5] В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.
Некоторые авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Очень важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Потребность в формировании здорового образа жизни и создании специальных программ обучения здоровому образу жизни обучающихся обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека [19 ].
Основные аспекты здорового образа жизни:
- научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;
- следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
- научиться правильно питаться;
- негативно относиться к вредным привычкам;
- уважать физическую культуру, заниматься спортом;
- соблюдать правила гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение.
Таким образом, в настоящее время здоровье людей стало ухудшаться, в связи со снижением уровня жизни, наличием социальных проблем и нервных перегрузок, отрицательным влиянием окружающей среды, ослаблением инфраструктуры здравоохранения и безответственным отношением к своему здоровью. И поэтому появилась потребность определения самостоятельной области воспитания, получившая название «формирование здорового образа жизни учащихся».
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет огромное значение. Во -первых, их нервная система еще далеко не зрелая, и предел истощаемости нервных клеток - низок, а во -вторых - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка с задержкой психического развития физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, перелом старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам [16].
Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка и прежде всего к неврозам. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, а также личная гигиена.
Одним из важнейших компонентов в формировании ЗОЖ детей является двигательная активность. Недостаточная двигательная активность обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.
Младший школьный возраст - это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода есть овладение ими всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей. Большую роль в формировании ЗОЖ для детей играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Губительные для организма привычки -курение и употребление алкоголя [9]. Младшие школьники знают, что курение и алкоголь вредят здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку о том, что эти привычки воздействуют на детский организм во много раз сильнее, чем на организм взрослого. Ещё один важный компонент в формировании ЗОЖ ребенка младшего школьного возраста - это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей эти дети испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример - это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ[27].
Таким образом, в формировании ЗОЖ для детей младшего школьного возраста играет: - рациональность питания, пагубность вредных привычек, пример педагогов и родителей.
1.2. Педагогическое воздействие национальных этнических игр на младшего школьника как неотъемлемая часть физического воспитания
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Ж.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Совместная игра - уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.
До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси [11].
Кто из взрослых не помнит игр своего детства! «Палочка-выручалочка», «Казаки-разбойники», «Колдунчики» и многие другие. Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением.
Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу.
Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение.
Русские народные игры несомненно должны быть включены в уроки физического воспитания детей младшего школьного возраста. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алхасов, Д. С. Методика обучения физической культуре в начальной школе. В 2 ч. / Д. С. Алхасов.- 2-е изд. - М. : Просвещение, 2017.
2. Архипова, Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013 264 с.
3. Борисова, М. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка /М. Борисова, К. Валевская. – Текст : непосредственный // Обруч: образование, ребенок,ученик. – 2020 – № 3
4. Гун, Г. Здоровье детей – это фундамент нашего будущего / Г. Гун, И. Зотов. –Текст : непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020 – № 8 –С. 31-35.
5. Гурьев, С. В. Технологии физического воспитания : монография / С. В. Гурьев. –Москва: Русайнс, 2020 – 132с.
6. Гурьев, С. В. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / С. В. Гурьев. – Москва : ИНФРА-М, 2020 –218 с.
7. Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. – Саратов : Научная книга,2019–980c.
8. Карпачева, Л. С чего начинается здоровье? / Л. Карпачева, Г. Гун. – Текст : непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020 – № 4 – С. 25-29.
9. Крукович, Е. В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы : монография / Е. В. Крукович, Л. В. Транковская. – Владивосток : Медицина ДВ, 2018 –216 с.
10. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2011. - 464с.
11. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры /М.Ф. Литвинова. – Москва : Айрис Пресс, 2014 – 192 с.
12. Лутовина, Е. Е. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни детей и подростков : учебное пособие / Е. Е. Лутовина. – Оренбург : [Б. и.], 2016 – 47 с.
13. Лях, В. И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /В. И. Лях. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2021 - 175 с.
14. Масалова, О. Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью : учебное пособие / О. Ю. Масалова ; под редакцией М. Я. Виленского. – Москва : КноРус, 2016 – 183 с.
15. Макаренко, А.С. о воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.
16. Морозова, Е. Е. Здоровьесберегающая деятельность в системах образования и здравоохранения / Е. Е. Морозова, В. И. Морозов ; Сарат. нац. исслед. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 2016 – 149 с.
17. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 424
18. Орехова, Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе : монография / Т. Ф. Орехова. – 3-е издание, стереотипное. – Москва : ФЛИНТА, 2016 – 355 с.
19. Приобщение школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры / М. Д. Кудрявцев, Е. А. Михалева, Н. А. Песняева, А. А. Стунжайте. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2018 – № 2 – С. 62-66.
20. Раджапов, У. Р. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–4 классах школы / У. Р. Раджапов, Т. Б. Зайниддинов. -Текст : непосредственный // Образование и воспитание. -2017. - № 1 (11). - С. 33-36.
21. Рубцова, М. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников / М. В. Рубцова. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. 2021 – № 3-1. – С. 208-213.
22. Саидов, И. И. Формирование здорового образа жизни в современном образовательном пространстве / И. И. Саидов. – Текст непосредственный // Педагогическое образование и наука. – 2019 – № 6 – С. 140-144.
23. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
24. Торочкова, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.Ю. Торочкова. – Москва : Академия, 2016 – 396с.
25. Тюлькина, О. Основные принципы ЗОЖ / О. Тюлькина. – Текст : непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020 – № 1 – С. 33
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373).
27. Фомина, Т. А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников / Т. А. Фомина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 15 (119). - С. 513-518.
28. Хорошева, Т. А. Физическая культура как фактор формирования и укрепления здоровья современных школьников / Т. А. Хорошева, А. И. Бурханов.. – Текст : непосредственный // Физическая культура в школе. – 2017 – № 3 – С. 16-20.
29. Черкасов, В. В. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по физической культуре: проблемы и пути их решения / В. В. Черкасов. – Текст : непосредственный // Физическая культура в школе. – 2017 – № 1 – С. 21-25.
30. Шевчик, Т. Начальная школа: опыт здоровьесбережения / Т. Шевчик, Н. Волкова. – Текст : непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020 – № 11 – С. 26-30.