Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание детей является одной из приоритетных задач современной педагогики детства. Общество заинтересовано в передаче и сохранении накопленного опыта подрастающему поколению, потому что без этого невозможно не только развитие общества, но и само его существование. Проблема нравственного воспитания никогда не потеряет свою актуальность, потому что наша жизнь неотделима от общества.
Наша жизнь – это постоянное взаимодействие с обществом, и «от того как оно построено, зависит здоровье, благополучие каждого конкретно и общества в целом».
Широкими возможностями в воспитании обладает творческая деятельность – особый вид активности личности, выражающийся в художественно-образном освоении действительности. [4]
Художественно-творческая деятельность связана с восприятием национальной и мировой культуры, интерпретацией произведений искусства, созданием продуктов собственного художественного творчества. Яркие художественные переживания в общении с мировой культуры оказывают огромное влияние на становление внутреннего мира детей и подростков.
В современной «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации» подчеркивается, что искусство с древнейших времен является универсальным средством воспитания, социализации, действенным инструментом «развития гражданской идентичности, воспитания патриотического сознания детей и молодежи». Реализация воспитательной функции искусства и художественно-творческой деятельности – одна из важнейших задач современной школы
Идеи воспитательного значения творческой деятельности отмечались в работах А. В. Бакушинского, Д. Б. Богоявленской, А. А. Мелик-Пашаева, Б. Н. Неменского. Вместе с тем, на практике использование потенциала творческой освоения в воспитании обучающихся осуществляется не в полной мере. Сказанное дает основание к выделению противоречий между возрастающей потребностью в реализации воспитательного потенциала творческой деятельности в работе с детьми и недостаточной готовностью образовательных организаций к целенаправленной деятельности в этом направлении;
теоретической разработанностью в сфере философии, искусствоведения, психологии и педагогики искусства положений о воспитательном потенциале искусства и недостатком специализированных исследований этой проблемы в педагогике;
потенциалом творческого освоения в воспитании и недостаточностью методического обеспечения данного процесса на практике. Обозначенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в теоретическом и методическом обосновании творческой деятельности как одного из средств воспитания.
Объект исследования: процесс воспитания творческой личности национальной и мировой культуры.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия воспитания творческого освоения личности.
Цель работы: теоретически обосновать и на практике доказать эффективность организационно-педагогических условий воспитания как способа творческого освоения личности национальной мировой культуры.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать проблему воспитания.
2. Обосновать организационно-педагогические условия воспитания творческого освоения личности национальной и мировой культуры.
3. Раскрыть педагогический потенциал опытно-экспериментальной работы воспитания как способа творческого освоения личностью национальной и мировой культуры на примере детей младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды исследователей по вопросам воспитания (И. Ф. Харламов, Е. Д. Трофимова, И. П. Подласый, О. В. Кротова, И. В. Мохова, Л. А. Ситака, Л. Б. Абдуллина, О. С. Богданова, С. К. Овсянникова, Е. В. Беляевой, Т. С. Перекрестова), сензитивности младших школьников к нравственному воспитанию и их возрастным особенностям (С. К. Овсянникова и Я. Ю. Коробейникова В. В. Дрожжинова, Т.А. Филиппова, Т. П. Шевырева, Т. Б. Сандабкина), значения художественно-творческой деятельности в формировании личности (Е. Г. Калюжная, М. С. Каган, Э. Э. Пурик), теоретических положений о роли художественной деятельности в развитии ребенка (Н. Г. Куприна, Ю. Б. Борев), положений аксиологического подхода к развитию личности (Д. А. Леонтьев, М. С. Каган, Д. Г. Нижегородов и Л. А. Серикова), положений деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Дисвергер, А. В. Хуторской), положений полихудожественного подхода Б. П. Юсовым, Е. Н. Бородиной.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь формирования воспитания как способа творческого освоения личностью национальной и мировой культуры при изучении педагогики на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования воспитания как способа творческого освоения личностью национальной и мировой культуры.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование воспитания как способа творческого освоения личностью национальной и мировой культуры.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания как способа творческого освоения личностью национальной и мировой культуры
1.1. Понятие «национальная культура», «мировая культура» и их сущность
Люди часто неправильно меняют национальную культуру и национальную политику. Вот чем они отличаются: национальная культура - это нормы, поведение, верования, обычаи и ценности, разделяемые населением нации. Он морально нейтрален, поскольку сами общества выработают общий язык, концепции времени и пространства, взгляды на человеческую природу и многое другое.
Национальная культура - это ценности и взгляды, разделяемые людьми из конкретной страны, которые определяют их поведение и представления о том, что важно.
Каждая культура национальная неповторима, ей присущи самобытные, уникальные черты; в этом смысле все культуры национальные как бы равноценны. Вместе с тем культуры существуют не изолированно друг от друга, они взаимодействуют. Как показывает исторический опыт, национальная замкнутость и ограниченность ведет к оскудению культуры национальной, к ее застою и однообразию. Культура каждой нации, впитывая культурные ценности других наций, творчески усваивает их, что служит гарантией дальнейшего развития культуры национальной.
Итак, культура национальная — это социальный феномен, который может быть осмыслен в контексте всех сторон общественной жизни нации — экономической, политической, духовной — характеризуя каждую из них с точки зрения присущего им человеческого содержания. Культура национальная транслирует традиции, ценности и духовный опыт нации.
Мировая культура
Большинство социологов сегодня рассматривают культуру как состоящую в основном из символических, идеологических и нематериальных аспектов человеческого общества. Сущность культуры заключается не в ее артефактах, инструментах или других материальных культурных элементах, а в том, как члены группы интерпретируют, используют, и воспринимать их. Это ценности, символы, интерпретации и точки зрения, которые отличают один народ от другого в модернизированных обществах; это не материальные объекты и другие осязаемые аспекты человеческих обществ. Люди внутри культуры обычно интерпретируют значение символов, артефакты и поведение таким же или подобным образом.
«Культура: усвоенные и общие человеческие образцы или модели для жизни; повседневные жизненные образцы. Эти образцы и модели пронизывают все аспекты человеческого социального взаимодействия. Культура является основным адаптивным механизмом человечества».[8]
Культура состоит из явных и неявных шаблонов поведения, приобретаемых и передаваемых с помощью символов, которые составляют отличительные достижения человеческих групп, включая их воплощение в артефактах; существенное ядро культуры состоит из традиционных (т. е. Исторически полученных и выбранных) идей, и особенно связанные с ними ценности; системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты действия, а с другой стороны, как обусловливающие элементы дальнейших действий.[11]
1.2. Определение роли и места категории «воспитание» в национальной и мировой культуре
С момента рождения ребенка начинается его образование. Сначала образование - это неформальный процесс, в котором младенец наблюдает за другими и подражает им. По мере того как младенец превращается в маленького ребенка, процесс обучения становится более формальным за счет игровых свиданий и дошкольного образования. Начиная с детского сада занятия становятся центром обучения, по мере того, как ребенок проходит через всю школьную систему. Но даже в этом случае образование - это гораздо больше, чем простое изучение фактов.
Наша система образования также приобщает нас к нашему обществу, изучая культурные ожидания и нормы, которые подкрепляются воспитателями, учителями, учебниками и одноклассниками.
Детские сады, школы могут быть проводниками изменений или соответствия, обучая мыслить вне семьи и местных норм, в которых они родились, и в то же время приспосабливают их к их молчаливому месту в обществе. Они дают учащимся навыки общения, социального взаимодействия и трудовой дисциплины, которые могут проложить путь, как к независимости, так и к послушанию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики [Текст] / Амонашвили Ш.А. – М. : Амрита, 2013. – 316 с.
2. Ашиков, В.И. «Семицветик» [Текст]: программа и руководство по культурно-эстетич. воспитанию и развитию детей дошк. возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. – М. : Пед. России, 2000. – 172 с.
3.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р.Болотина – М. : Акад. проект, 2005.–240с
4. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. – М. : Мысль, 2002. – 248 с.
5.Бутенко, Н.В. Теоретико – методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Бутенко – М. : Владос, 2012. – 386 с.
6.Варкки, Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников [Текст] / Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 168 с.
7. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] / А.Л. Венгер. – М. : Владос-Пресс, 2006. – 160 с.
8. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
9.Веракса, Н.Е. Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы: подготовительная к школе группа [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 140 с.
10. Вербенец, А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста [Текст] : программа учеб. курса и метод. рек. / А.М. Вербенец, Н.А. Вершинина. – М. : Центр пед. образования, 2008. – 112с.
11.Власенко, В.В. Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтологический аспекты [Текст] / В.В. Васильевна. – М. : Санкт-Петербург : 2001. – 172 с.
12. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В.И. Волынкин. – М : Феникс, 2007. – 441 с.
13. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2001. – 315 с.
14.Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2006. – 512 с.
15. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: АСТ – КДУ, 2007. – 399 с.
16. Гилберт, К.Г. История эстетики [Текст] / К.Г Гилберт – М. : Прогресс, 2000. – 307 с.
17.Гогоберидзе, А.Г. Педагогическая диагностика, изучающая ребёнка как субъекта детской деятельности: концептуальные предпосылки и возможный инструментарий [Текст] / А.Г. Гогоберидзе – М. :Санкт-Петербург, 2008. – 225с.
18. Гогоберидзе, А.Г. Проектирование развивающей предметно – пространственной среды современного детского сада [Текст]: справочник руководителя дошкольного учреждения / А.Г. Гогоберидзе, А.М. Вербенец – М.: Росток, 2010. – 390с.
19.Горбачук, З.И. Информатизация образования: социокультурный аспект [Текст] / З.И. Горбачук – М.: Росток, 2005. – 169 с.
20.Государева, О.В. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности [Текст] : автореф. дис. д–ра канд. филос. наук : 03.11.2002 / О.В. Государева; СГСПУ – Самара, 2005. – 144 с.
21.Деркунская, В.А. Воспитание ребёнка как субъекта деятельности и поведения [Текст] / В.А. Деркунская // Мир детства и образование : сб. материалов / гл.редактор В.Н. Иванова – М. : Магнитогорск, 2013. – Ч 2 – С. 133-142.
22.Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2008. – 189 с.
23.Дружинин, В.Н. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учеб. для вузов / В.Н. Дружинин – М. : Санкт Петербург, 2013 – 203 с.
24.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин – М.: Санкт-Петербург, 2007. – 359 с.
25.Федеральный Закон « Об Образовании в Российской Федерации» [Текст] – М. : Екатеринбург: Ажур, 2017, – 163 с.
26.Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика – синтез, 2013. – 144 с.
27.Концепция художественного образования в Российской Федерации [Текст] // Журнал искусство в школе. – 2002. – № 2. – С. 84-86.