Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы роли учителя в успешной адаптации ребенка в школе 5
1.1. Феноменология адаптационных возможностей человека 5
1.2 Роль учителя в успешной адаптации ребенка в школе 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по анализу роли учителя в успешной адаптации ребенка в школе 20
2.1 Мониторинг адаптации ребенка в школе 20
2.2 Тематическое планирование занятий по развитию адаптации в школе 27
Заключение 34
Список литературы 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной деятельностью. В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Огромную роль играет участие учителя в общении одноклассников, чтобы присутствовали положительные эмоции, ведь отношение учителя к ребенку – это индикатор отношения к нему и других детей. Поскольку учебная деятельность носит коллективный характер, учитель должен поддерживать дружбу первоклассников по интересам и формировать эти интересы.
Основной задачей учителя является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению. В соответствии с новым стандартом учитель должен научить детей не только определенным знаниям, но и привить две группы умений: универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и формирование мотивации к обучению. Важным фактором адаптации ребенка к школьному обучению является налаживание взаимодействия с педагогом. Данная работа начинается со знакомства. Этому способствует первый урок. Он проводится в игровой занимательной форме. Учитель старается сделать его увлекательным и интересным. Дети знакомятся друг с другом, педагог немного рассказывает о себе.
Цель исследования – изучить и проанализировать роль учителя в успешной адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы роли учителя в успешной адаптации ребенка в школе;
2) выполнить опытно-экспериментальная работа по анализу роли учителя в успешной адаптации ребенка в школе.
Объект исследования – первоклассники СОШ №1.
Предмет исследования – роль учителя в успешной адаптации ребенка в школе.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические основы роли учителя в успешной адаптации ребенка в школе
1.1. Феноменология адаптационных возможностей человека
Поступление ребенка – новый период, сопряженный с новыми, не всегда положительными переживаниями, которые сопровождаются изменениями поведенческих реакций ребенка, функционирования органов и систем и др. Адаптация является сложным процессом приспособления организма, который происходит на нескольких уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. Впервые термин «адаптация» был введен в XIX веке немецким физиологом Аубертом Г., поначалу употреблялся в рамках биологической науки и определял приспособления функций организма, его организмов и клеток к условиям среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безруких М. Почему учиться трудно? [Текст] / М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. — М.: Семья и школа, 2017. – 310 с
2. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе [Текст] / И. Ф. Валиулина // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 474-477.
3. Варламова А.Я. Школьная адаптация [Текст] / А.Я. Варламова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. – 204 с.
4. Волосовец Т. В. Десятилетие детства как новый этап развития воспитания: приоритеты и потенциал стратегии развития воспитания в Российской Федерации // Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы: сборник научных трудов. Т. 1. – М.: ИИДСВ РАО, 2018. – С. 3–7.
5. Иовчук Н.М., Северный, А.А., Морозова, Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров [Текст] / Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Н.Б. Морозова. – СПб.: Издательство Питер, 2016. – 412 с.
6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2015. 211 с.
7. Маленькие шаги в большое будущее. Актуальные проблемы и основные направления психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков: Сборник статей и материалов [Текст] / Т. В. Захарова. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2015. – 252 с.
8. Малофеев Н. Н., Шматко, Н. Д. Базовые модели интегративного обучения [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 2018. №1. С. 71-79.
9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности : учеб. для студ. сред. и высш. учеб. завед., магистр. и аспир. / Л. В. Мардахаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019.
10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: основы профессиональнойдеятельности социального педагога : учеб. для студ. сред. и высш. учебн. завед., магистр. и аспир. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019.
11. Назарова Н. М. Специальная педагогика. Том 3. Педагогические системы специального образования Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 400 с
12. Немыкина Т. Н., Будникова О. Я. Внутриличностные противоречия у первоклассников и адаптация к школе // Психология XXI века 2015 Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов "Психология XXI века" 22- 24 апреля 2015 года [Текст] / Под редакцией В.Б. Чеснокова - СПб. 2015. С. 312-322
13. Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (20 апреля 2018 г.) / отв. ред. Г.Р. Туйсина. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. – 145 с
14. Соболева М. В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования [Текст] / М. В. Соболева // «Школа пресс», «Вопросы психологии» М. -2018. -№ 4.. с. 108–112.
15. Суркова Е. С. Особенности адаптации младших школьников с задержкой психического развития / Е. С. Суркова // Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону : Сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров, Тула, 17–18 июня 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 39-42.
16. Фукин А. И., Курбатская Т. Б. Определение готовности ребенка к школе [Текст] / А. И. Фукин. – М., 2016. – 120 с.
17. Адаптация первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению. – URL: hееps://www.defecеologiya.pro/zhurnal/adapеacziya_pervoklassnikov_s_zaderzhkoj_psixicheskogo_razviеiya_k_shkolnomu_obucheniyu/