Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, в процессе обучения у обучающегося должно сформироваться умение учится, т.е. развитие его личности должно выстраиваться на усвоении универсальных учебных действий. Именно поэтому период младшего школьного возраста является важным для того, чтобы заложить фундамент для того, чтобы процесс обучения происходил непрерывно.
Современное образование представляет собой организованный, целенаправленный и систематизированный процесс, осуществляемый посредством организации и планирования учебно-воспитательного процесса в образовательной организации. Главная задача, стоящая перед школой, в концепции модернизации Российского образования – воспитать людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей.
Проблема изучения внимания стояла перед педагогами всегда. Это обусловлено тем, что обучающимся начальных классов необходима помощь педагога в организации своего внимания. Развитие указанного познавательного процесса имеет большое значение, как для развития психики, так и для успеха в дальнейшей образовательной деятельности.
Такой когнитивный процесс как внимание в настоящее время привлекает к себе огромный интерес, так как он способствует повышению эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и мышление, а также является залогом успешной учебной деятельности школьников в целом. Все чаще встречаются случаи, когда у детей наблюдается отвлекаемость внимания, замедленность переключения и недостаточная концентрация. В результате всего это у детей возникают трудности обучения в школе, двигательная гиперактивность, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Именно поэтому изучение и развитие свойств внимания младших школьников будет способствовать успешной учебе и жизнедеятельности. Поэтому выбранная тема исследования: «Экспериментальное исследование видов внимания» является актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности видов внимания.
Объект исследования: внимание личности.
Предмет исследования: особенности видов внимания у младших школьников.
Гипотеза исследования: у обучающихся преимущественно преобладает средний уровень развития видов внимания.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить психолого-педагогические особенности детей младших школьников.
3. Охарактеризовать особенности внимания у младших школьников.
4. Разработать программу экспериментального исследования.
5. Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование
Методики исследования:
Методика «Корректурная проба» Б. Бурдон.
Методика «Запомни и расставь точки» (автор Керн – Йирасек).
Методика «Расстановка чисел» (Т.Г. Макеева).
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ ВНИМАНИЯ
1.1. Понятия «внимание» в психолого-педагогической литературе
Внимание – это психологический феномен, в отношении которого до сих пор нет консенсуса среди психологов. С одной стороны, вопрос о наличии внимания рассматривается как самостоятельное психическое явление в психологической литературе. Некоторые авторы утверждают, что внимание нельзя рассматривать как отдельное явление, потому что оно, так или иначе, присутствует в другом психическом процессе. Другие же защищают независимость внимания как умственный процесс. Впервые проблема внимания была выделена в работах В.Б. Блока, В.М. Вундта, Т. Рибо, Э.Б. Титченера и других авторов.
По мнению Т. Рибо, внимание, будь то ослабленное или усиленное, всегда связано с эмоциями и вызвано ими. Существует особенная тесная связь между эмоциями и добровольным вниманием [цит. по 15].
По мнению В. Вундта, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения [цит. по 15]. Его последователь, Э.Б. Титченер, полагал, что внимание является свойством ощущения. Определение, выдвинутое Э.Б. Титченер, является на полной противоположностью теории В. Вундта, но в них есть общие черты. Э.Б. Титченер подчеркивает биологическую природу внимания. В. Вундт пишет о внимании как о простом свойстве ощущений. Но это свойство выражает преобладание ощущения в сознании, то есть не внешнего, а его внутреннего качества, в зависимости от субъекта, от «предрасположенности» его нервной системы. Но Э.Б. Титченер не дает объяснения этому «предположению». Скорее это описывает, чем объясняет явление. Кроме того, личность и ее деятельность, кажется, полностью исчезают. Поэтому описание Э.Б. Титченера носит в основном механический характер.
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание – есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [8].
По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание тесно связано с деятельностью, то есть ученый раскрывает понятие «внимание» следующим образом: «это выборочный фокус на конкретном объекте и фокус на нем, глубина в объектно-ориентированной познавательной деятельности»
[цит. по 9].
Л.С. Выготский пытался проследить историю внимания. Он писал, что история внимания – это история развития организации его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [цит. по 15].
Г. Худайгулова рассматривает внимание как универсальный психический процесс, структура которого образована оригинальными компонентами, которые позволяют ему «отличаться от других когнитивных процессов в их максимальной сплоченности и взаимодействии».
Человеческое внимание имеет пять основных характеристик: стабильность, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Стабильность заключается в поддержании состояния внимания на любом объекте, объекте действия, без отвлечения внимания и ослабления внимания. Стабильность зависит от подвижности и активности самого человека. Это свойство зависит от различных физиологических способностей нервной системы [1].
Физиологическая основа стабильности – очаг эффективного возбуждения достаточно стабилен или варьируется в пределах тех частей коры, которые регулируют ту же активность. Устойчивость часто связана с глубоким эффективным интересом к деятельности, событиям, фактам. Это свойство чрезвычайно важно для уроков математики; например, если внимание ребенка нестабильно, он часто не может внимательно прочитать упражнение, обдумать его содержание и выделить вопрос. Говоря об устойчивости внимания младших школьников, Л.С. Выготский отметил низкую степень формирования этого свойства, объяснив это быстрой утомляемостью детского организма. Поэтому это свойство внимания необходимо развивать, поскольку оно важно для процесса обучения.
Объем внимания – эта характеристика определяется количеством информации, которая может одновременно храниться в сфере повышенного внимания человека. Физиологическим основанием для увеличения количества внимания является расширение участка с оптимальной возбудимостью. Л.С. Выготский отметил, что объем внимания детей, поступающих в школу, невелик – от 3 до 4 единиц информации, что объясняется недостаточным жизненным опытом детей. Поэтому, чтобы увеличить объем внимания, необходимо обогащать жизненный опыт детей. Объем внимания важен в математическом классе, благодаря этому дети могут сохранять содержание и условия заданий, вопросов, заданий и примеров устного подсчета в области повышенного внимания. Переключение внимания – это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой [3].
Л.С. Выготский часто сочетал внимание учеников начальной школы с неспособностью поставить четкую цель. Научите детей ставить перед собой цель развить эту черту. Из-за частой смены внимания детям трудно достичь цели. Например, это часто мешает ребенку на уроке математики: если он не выполняет задание, он вычисляет значения выражений.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или более объектам, и при выполнении действий с ними можно выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это свойство внимания очень важно для детей в математике. Например, дети в математическом диктанте должны одновременно вычислять и записывать значения выражений. Чтобы успешно учиться, нужно развивать эту черту. Одним из способов является доведение образовательной деятельности, такой как письмо, до уровня навыков.
Сосредоточенное внимание – удержание внимания на одном объекте или деятельности, отвлекая от всего остального. Сосредоточение внимания имеет большое значение в классе математики, поскольку математика является точной наукой, и она «не терпит» просчетов.
Перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания – произвольном, непроизвольном и случайном. Непроизвольное внимание возникает само по себе (человек внимателен независимо от ближних и дальних сознательных целей и даже противоречит им), без дополнительных усилий. Такое внимание более характерно для дошкольного возраста. Маленькие дети замечают все ярко, эмоционально, шумно, отличается от обычного. Непроизвольное внимание привлекает умственную деятельность к тем объектам, которые либо имеют свои особые характеристики (новизна, сила стимулов и т.д.), либо соответствуют внутренним детерминантам поведения и деятельности человека (эмоции, мотивы, цели) и т.д. Явления непроизвольного внимания обусловлены нецеленаправленной поисковой деятельностью человека.
Н.Ф. Добрынин выделяет три группы причин, которые способствуют непроизвольному вниманию, и, соответственно, описывает три типа непроизвольного внимания:
1. «Принудительное» внимание. Причиной вынужденного внимания является тип стимула с точки зрения силы, интенсивности, продолжительности, разрыва и т.д.
2. «Эмоциональное» внимание обусловлено соответствием или противоречием раздражителя внутренним условиям или внутреннему состоянию личности. Этот тип непроизвольного внимания уже очень отличается от принудительного внимания, потому что он зависит не только от свойств стимула, но и от свойств личности. Раздражитель должен иметь значение для человека.
3. «Привычное» внимание основано на прошлом опыте человека и тесно связано с его привычками [8].
Непроизвольное внимание к определенному стимулу или объекту недолговечно. Либо он исчезает с исчезновением интереса к стимулу, либо становится произвольным, если объект является значимым или интересным для человека. Произвольное внимание служит достижению этой цели и развивается с возрастом. Человек занимается тем, что нужно, а не тем, что хочет. И это требует добровольных усилий, поэтому этот тип внимания тесно связан с волей. Круг произвольных объектов внимания потенциально неограничен, поскольку он не определяется стимулирующими характеристиками или интересами личности. Произвольное внимание присуще только человеку и может быть определено как сознательно управляемый фокус на объекте. Учащийся, сначала уделяя внимание устным инструкциям учителя, постепенно учатся формулировать задачи перед ним и организует свое внимание. Произвольное внимание требует некоторого опыта, умения организовывать свои действия. Поэтому непреднамеренное внимание сначала появляется у детей, и только позже, в процессе их развития, возникает добровольное (преднамеренное). Достаточный произвол для обучения в школе создает 6-7 лет. Произвольное внимание ослабевает с возрастом, а также зависит от циркадного ритма (ночью, независимо от степени усталости человека, внимание более рассеянно, чем днем) [8].
Послепроизвольный вид внимания был открыт отечественным психологом Н.Ф. Добрыниным. После произвольного, приходит послепроизвольное внимание. Это означает, что человек сначала фокусирует свое осознание на каком-либо объекте или деятельности (иногда даже с помощью значительных волевых усилий), а затем этот процесс вызывает повышенный интерес, и внимание продолжает поддерживаться без каких-либо волевых усилий. С непроизвольным это связано с отсутствием усилий, сильной эмоциональной вовлеченностью. С произвольным, однако, это связывает интенциональность, подчинение с намерением быть осторожным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, О. С. Мнемические процессы младших школьников [Текст] / О. С. Анисимов // Научно-методический журнал «Мир психологии». – 2015. – № 2(82). – С. 58-68.
2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (73). – С. 243-244.
3. Бондарев, И.П. Новая методика оценки свойств внимания [Текст] / И.П. Бондарев // Вопросы психологии. – 2000. - №5. – С.127 – 131.
4. Водяха, Ю. Е. Психология младшего школьника [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Екатеринбург : Урал. гос. пед.ун-т, 2018. – 109 с.
5. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии: Уч. Пособие [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2012. – 694 с.
6. Грязнов, Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся [Текст] / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И.Самойленко. – 2020. – № 2. – С. 30–33.
7. Давыдов, В. П. Методология и методика психологопедагогического исследования [Текст]: учебное пособие / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И, Уман. - М.: Логос, 2016. - 128 с
8. Добрынин, Н.Ф. Деятельность и внимание. Проблемы деятельности в советской психологии [Текст]: тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. / Н.Ф. Добрынин. - М.: Просвещение, 1977. – С.93 – 137.
9. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 111–115
10. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе [Текст] : монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. – М.: Издательство «Перо», 2015. 200 с.
11. Едронова, В. Н. Система методов в научных исследованиях [Текст] / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 10 (313). – С. 33-47.
12. Колесов, В. И. Память [Текст] / Виктор Колесов // Научнометодический журнал «Мир психологии». – 2015. – № 2. – С. 154-167.
13. Кольберг, Н. А. Процессы памяти [Текст] / Н. А. Кольберг // Молодой ученый. – 2017. – № 2 (136). – С. 597-602
14. Котельникова, Т. И. Особенности познавательных процессов у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми [Текст] : бакалаварская работа / Т. И. Котельникова, Л. Н. Разуева. – Пенза : Пензенский государсвенный университет, 2017. – 69 с.
15. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним [Текст] : Учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. – Москва : Флинта, 2005 г. - 418 с.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 462 с.
17. Лысенко, Е. М. Возрастная психология [Текст] : краткий курс лекций для вузов / Е. М. Лысенко. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 173 с.
18. Матюшкина, М. Д. Методы педагогического исследования [Текст] : Учебное пособие / М. Д. Марцинковская. – СПб.: Питер, - 2012. - 178 с.
19. Московкина, А.Г. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания [Текст] /А.Г. Московкина, И.В. Анисимова //Дефектология. - 2000. - №1. – С.61 – 63.
20. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А. А. Осипова, Л. И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 104 с
21. Сафонова, О. В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения / О. В. Сафонова // Молодой ученый. – 2018 – №20. – С. 418-421
22. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учебник для студ. /Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2016. – 196 с.
23. Циулина, М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М. В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
24. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь [Текст] / З.Л. Шинтарь. – Гродно: Изд-во ГрГУ, 2002. – 119 с.