Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», возникает необходимость поиска новых подходов к организации трудового воспитания, к ознакомлению детей с миром профессий.
В современном мире ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Для того чтобы ребёнок осознано сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с наиболее возможным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо им знакомых, чей труд дети имеют возможность наблюдать изо дня в день. При этом, как правило, ребенок дошкольного возраста имеет весьма смутное представление о профессиональной деятельности взрослых, как о социальном явлении.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых была предметом исследований многих ученых (И.Д. Власова, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковская, В.В. Кондратова, Ф.С. Левин-Щирина, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова).
Основной целью указанных исследований являлась попытка обосновать взаимосвязь осведомлённости о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста с выбором дальнейшего профессионального самоопределения в соответствующем возрасте.
Цель: теоретически обосновать особенности формирования представлений о профессиях у детей среднего дошкольного возраста в досуговой деятельности посредством игровой программы и разработать рекомендации по проведению игровой программы «Мир профессий» по проблеме исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о профессиях у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях в досуговой деятельности посредством игровых программ.
Исходя из цели, объекта, предмета в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность процесса формирования представлений о профессиях у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить потенциал досуговой деятельности в формировании у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях.
3. Описать особенности формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях в досуговой деятельности посредством игровых программ.
4. Проанализировать специализированную литературу с целью выявление передового педагогического опыта по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях в досуговой деятельности посредством игровых программ.
5. Описать организацию работы по использованию игровой программы «Мир профессий» для формирования представлений о профессиях у детей среднего дошкольного возраста в досуговой деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о профессиях у детей среднего дошкольного возраста в досуговой деятельности посредством игровой программы
1.1. Сущность процесса формирования представлений о профессиях у детей среднего дошкольного возраста
Мир специальностей и профессий достаточно динамичен и многообразен – согласно информации из российских и зарубежных источников насчитывается от 7 до 35 тысяч наименований профессий. В психологии для определения ряда научно-практических задач необходимо группировка профессий, их разделение и сравнение по тем или иным психологическим или профессиональным характеристикам (к примеру, опасность или сложность труда, психическая напряженность, цели труда, величина нагрузки, и т. д.).
Но на сегодняшний день нет единого подхода к типологии профессий, главный недостаток многих из них состоит в том, что они исходят из особой роли, непосредственно преобладания какого-то единого психического процесса в этой категории деятельности. Безусловно, была предложена дифференциация профессии по особенностям интеллектуальной деятельности, по особенностям внимания, но это, конечно же, односторонний подход.
Непосредственно, были попытки разделения по видам промышленности; металлургии, машиностроению, сельскому хозяйству, химической промышленности. Но данная типология неуместна в психологии. Так как, в каждой сфере промышленности существует большая разновидность труда, которые с психологического взгляда имеет большие отличия друг от друга.
Сегодня разделение профессий, на наш взгляд, более интересно показана в «Информационно-поисковой системе Профессиография», которая была разработана в научно-исследовательском институте профтехобразования в Ленинграде под председательством Е.А. Климова.
Данное разделение профессий имеет огромное значение при решении вопросов профессиональной ориентации и профессиональной консультации молодого поколения.
Указанная нами классификация построена непосредственно на основании принципа многофакторность.
Первый ярус этой классификации представлены пятью типами профессий по признаку расхождений их объектных систем:
1. «Человек – природа»
Профессии: мастер-животновод, агроном, семеновод, зоотехник, лаборант химико-бактериологического анализа, кинолог, и другие. Среди данного типа профессий можно определить профессии, предметом труда которых является: геоботанические организмы, организмы животного мира и непосредственно микроорганизмы.
Приведенные нами профессии, связанные с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством и научными исследованиями. Особое внимание к окружающей среде должны иметь психолог, а также непосредственно менеджер по гостиничному бизнесу и туризму.
Представленная классификация не имеет тот смысл, что деятельность гражданина адресована только на обозначенные выше предметы.
Растениеводы, к примеру, осуществляют деятельность в коллективе, эксплуатируют различную технику, а также непосредственно занимаются проблемами экономической оценки своей деятельности. Тем не менее, важный предмет внимания и забот растениеводов – растительный мир и среда его обитания.
При подходе выбора профессий данной категории очень важно разобраться, каким образом вы обращаетесь с природой: как с местом для отдыха или как к рабочему месту, на котором вы будете отдавать все силы производству.
Необычность природных объектов труда состоит в том, что они очень сложны, нестандартны, изменчив. Растения, животные, а также непосредственно и микроорганизмы растут, живут, развиваются, болеют и гибнут. Сотруднику необходимо не просто много знать о природе и обитания животных организмом в ней, но непосредственно и предвидеть возможные перемены в них, которые иногда просто необратимы. От лица в первую очередь необходима инициатива и самостоятельность в принятии решений трудовых задач, а также дальновидность и заботливость.
2. «Человек – техника»
Основной, ведущий предмет трудовой деятельности – технические объекты (механизмы, машины), различные виды энергии и материалы. Профессии: архитектор, столяр, проходчик, электромонтажник, механик, техник-металлург, инженер-механик, специалист по телекоммуникациям, радиомеханик, сборщик компьютеров, строитель и другие. Данный тип классификации предусматривает деятельность работников, которая непосредственно нацелена не только на технические объекты, но и на главный предмет профессионального внимания – сфера технических объектов и непосредственно их свойств. При перемещении, преобразовании, обработке или оценке техники от специалиста требуется точность и определенность действий.
Так как техника в основном создаются человеком, то в мире технических объектов существуют большие возможности для ново творчества. Вместе с креативным подходом к деятельности в сфере техники от специалиста требуется высокая дисциплина при осуществлении своей трудовой функции.
3. «Человек-человек»
Основной и ведущий предмет труда – это люди.
Профессии: психолог, врач, менеджер, учитель, экскурсовод, руководитель художественного коллектива, парикмахер и др. Для рентабельного осуществления труда по профессиям, которые относятся к данному типу необходимо научиться непосредственно устанавливать и поддерживать связь с людьми, понимать их, разбираться в человеческих особенностях, а также не маловажно овладеть навыками в определенной сфере искусства, науки, производства.
Лаконичный список качеств, которые необходимы в работе:
стабильное благосклонное настроение в ходе деятельности с людьми;
потребность в общении; умение распознавать намерения, помыслы, настроения людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей;
способность устанавливать общий язык с разными темпераментами людей.
4. «Человек – знаковые системы»
Основной и ведущий предмет деятельности - цифры, условные знаки, естественные или искусственные языки, коды.
Профессии: программист, переводчик, топограф, чертежник, секретарь-машинистка, инженер и другие.
Для успешного осуществления своей деятельности человек должен владеть особыми способностями, а именно мысленно погружаться в мир «сухих обозначений», переключаться с предметных свойств окружающего его мира и включаться в сведения, несущие в себе различные знаки. При обработке информации в виде условных знаков зарождаются задачи контроля, обработки сведений, учета, проверки, а также открытие новых знаков и знаковых систем.
5. «Человек - художественный образ»
Основной и ведущий предмет деятельности - художественный образ и варианты его построения.
Профессии: дизайнер, артист, музыкант, художник, литературный работник, резчик по камню.
Одна из специфик профессий данного типа состоит в том, что основная часть трудовой деятельности не видна для стороннего наблюдателя. К тому же, часто прилагаются особые усилия для формирования эффекта легкости, непринужденности окончательного результата деятельности.
Выбор профессии связан с развитием личности ребенка. Каждый возрастной этап имеет значение в становлении личности.
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Дошкольник стремится действовать «как взрослый» профессионал, но обычно не находит возможности себя проявить даже в игровой форме. Взрослые могут создать благоприятный микроклимат, обеспечить интересной и доступной детям информацией о профессиях, организовать ее усвоение в игровой занимательной форме, обеспечить материальные возможности участия дошкольников в творческой, продуктивной деятельности, моделирующей профессиональную, разъяснить правила безопасности и оказать помощь на первых порах, создать «зону ближайшего развития» для ребенка как будущего субъекта труда.
Одной из основных проблем здесь является то, что у детей недостаточно сформированы представления о профессиях, их многообразии и роли в обществе. При этом дошкольник в силу своих возможностей не в состоянии расшифровать достижения человеческой культуры самостоятельно. Он делает это при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослых. Поэтому так важно влияние, участие и пример родителей, воспитателей дошкольных образовательных организаций, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, событиям и вещам, их отношения между собой.
Задача взрослых на этапе ранней профессиональной ориентации – помочь ребенку выявлять личностные смыслы и представления о той или иной профессиональной деятельности, обеспечив доступность и разнообразие знаний о труде взрослых, возможности попробовать свои силы в игровой и творческой трудовой деятельности.
Представление определяются как наглядный образ предмета или события, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий). Представления являются необходимой основой для продуктивной предметной деятельности человека, а также для развития воображения, мышления и памяти, что так важно для дальнейшего школьного обучения. Представления о профессиях помимо вышеперечисленных достоинств несут в себе актуальный элемент социализации дошкольника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблатипова, О. Н. Создание развивающей предметно-пространственной среды при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых / О. Н. Аблатипова, А. Р. Ширшикова // Развитие системы образования: теория, методология, опыт : сборник статей / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 58-61.
2. Абсаттарова, Э. Т. Формирование первичных представлений о современных профессиях и ценностного отношения к труду у дошкольников как пропедевтика профессионального самоопределения в юности / Э. Т. Абсаттарова, М. Ю. Горохова, А. А. Линькова // Ребенок и мир: открытые возможности : Материалы конференции, Самара, 10–12 октября 2018 года. – Самара: Московский городской педагогический университет Самарский филиал, 2018. – С. 77-81.
3. Аганина, М. А. Культурная практика в профориентационной работе с дошкольниками / М. А. Аганина // Новые педагогические исследования : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 апреля 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 44-46.
4. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2015
5. Выготский Л.С. Мышление и речь [Электронный ресурс] // Каталог книг библиотеки. – Режим доступа: http:// pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml.
6. Гатауллина, Р. Ф. Формирование представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста / Р. Ф. Гатауллина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 15–29 ноября 2021 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. – С. 78-80.
7. Донецкая, Л. В. Формирование представлений о профессиях в ходе ранней профориентации дошкольников / Л. В. Донецкая, Т. А. Печегина, Ю. А. Худобина // Современная педагогика и психология: актуальные вопросы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 21 декабря 2021 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. – С. 59-61.
8. Загребина, В. Г. Проектная деятельность как средство ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста / В. Г. Загребина // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 26 января 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 47-50.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2017
10. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. [Текст] / Е.А. Климов - М. Издательское объединение "ЮНИТИ", 2018
11. Козлова, А. А. Формирование представлений о профессиях у старших дошкольников как научная категория / А. А. Козлова, М. Э. Шарычева // Наука и молодежь – 2020: взгляд в будущее : международный научно-практический форум, Оренбург, 22–23 апреля 2020 года. – Оренбург: ТЦ Сфера, 2020. – С. 218-222.
12. Котова, С. А. Использование современных образовательных технологий при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых / С. А. Котова // Развитие системы образования: теория, методология, опыт : сборник статей / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 71-74.
13. Котряхов, Н. В. Формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации посредством проекта / Н. В. Котряхов, К. Л. Кибец // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXII Международной научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 10 декабря 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 194-199.
14. Минникова, Ю. М. Опыт внедрения развивающей программы "Мир профессий" для старших дошкольников на основе сюжетно-ролевой игры / Ю. М. Минникова // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 7(36). – С. 38-43.
15. Минникова, Ю. М. Сюжетно-ролевая игра как форма воспитания представлений о мире профессий у старших дошкольников / Ю. М. Минникова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – № 3(45). – С. 98-105. – DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-98-105.
16. Олейникова, А. М. Проблема формирования представлений о профессии взрослых у дошкольников / А. М. Олейникова // Студенческий вестник. – 2020. – № 4-1(102). – С. 49-52.
17. Пугачева, А. А. Анализ процесса формирования у дошкольников представлений о мире профессий / А. А. Пугачева // Наука и образование XXI века: актуальные вопросы теории и практики : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 27 декабря 2021 года. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2021. – С. 197-202.
18. Симонова, Е. Д. Формирование представлений о мире современных профессий у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / Е. Д. Симонова // Педагогическое образование. – 2020. – Т. 1. – № 4. – С. 18-23.
19. Сурудина, Е. А. Формирование представлений о мире профессий у старших дошкольников / Е. А. Сурудина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 61-14. – С. 11-16. – DOI 10.18411/lj-05-2020-308.