Фрагмент для ознакомления
2
На сентябрь 2022 года Российская статистика по численности хронических заболеваний среди школьников такова: число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%. РИА Новости в пресс-службе Роспотребнадзора сообщают, что более чем у половины школьников есть хронические заболевания. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней – в два раза [15].
В связи с этим усиливается внимание государства на факторы здоровьесбережения в образовании. Обязательность охраны здоровья обучающихся закреплена на законодательном уровне: в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» перечислены составляющие охраны детского здоровья [19]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) необходимость владения приемами здоровьесбережения отражена среди личностных результатов освоения основной образовательной программы [18].
Педагогические исследования влияния образовательного процесса на здоровье детей изучено на каждом возрастном этапе. Но, стоит отметить, что сам процесс образования с каждым годом претерпевает изменения: усложняются образовательные программы, усиливаются требования к обучающимся. Поэтому тема реализации технологии здоровьесбережения всегда остается актуальной, особенно по отношению к младшим школьникам, проходящим процесс адаптации к учебному заведению и расположенным к физиологическим изменениям. Одним из наиболее существенных здоровьесбергающих факторов в младшем школьном возрасте становится микроклимат классного коллектива. В связи с этим, целью настоящего исследования ставим теоретическое и эмпирическое изучение микроклимата в классе, как условие здоровьесбережения младших школьников.
Объектом исследования является микроклимат в классном коллективе.
Предметом исследования является микроклимат в классе, как условие здоровьесбережения младших школьников.
Согласно цели работы, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) составить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2) охарактеризовать здоровьесберегающие технологии в школьном образовании;
3) описать особенности микроклимата в классе как условия здоровьесбережения младших школьников;
4) организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению микроклимата в классном коллективе на базе исследования;
5) провести работу по формированию положительного микроклимата в классном коллективе;
6) проконтролировать динамику особенностей микроклимата в классном коллективе.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы, законодательной базы из области образования; эмпирического характера – диагностика по методике «Два домика» И. Вандвик и П. Экблат, методы описательной математической статистики.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из 40 страниц, включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, 2 приложения, 8 рисунков и 5 таблиц.
Глава 1. Микроклимат в классе как условие здоровьесбережения младших школьников в теоретическом аспекте
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст охватывает детей с 7 до 11 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность, направленная на овладение универсальными способами действий. Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. Мотивы учебной деятельности показывают, ради чего школьники учатся [20, стр. 8].
Согласимся с Абрамовой Г.С. в том, что у детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие некую внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность: «Хочу ходить в школу», «Хочу учиться в школе, как старшие». Лишь на первых порах пребывания в школе подобные мотивы в сочетании с высоким познавательным интересом способны обеспечить включение ребенка в учебную деятельность и поддерживать интерес к ней [1, стр. 38].
Но, подобная социальная мотивация не может долго служить основанием учения и постепенно утрачивает свое значение. Уже к окончанию первого класса у большинства детей внутренняя позиция школьника оказывается реализованной, и наблюдается потеря ответственности к школьным обязанностям. Такое положение может объясняться рядом причин:
1) ребенок уже стал школьником, цель достигнута;
2) социальная позиция школьника не связана с содержанием той деятельности, которая предлагается детям в школе. Для того чтобы считаться учеником, не важно, чем именно заниматься в школе, что усваивать: работать со счетным материалом или открывать закон Паскаля – главное, чтобы это происходило в школе. В связи с этим, однообразные, формализованные учебные занятия способствуют утрате интереса к учебе.
Младшим школьникам нравится социальная роль в новом микросоциуме – роль ученика. Ребят привлекает и сам процесс обучения, особенно интегрированный с игрой. Дети принимают отметку за оценку собственных стараний, а совсем не качества своей работы, старания дети прикладывают, чтобы получить одобрение педагога. У ребенка младшего школьного возраста, особенно в первом классе, продолжает проявляться игра. Процесс внимания все еще не сформирован в полную силу, что способствует быстрому переключению, поэтому дети не могут долго сидеть и переносить рутинную деятельность [1, стр. 40].
Для младшего школьного возраста характерна потребность во внешних впечатлениях: ребенок находит привлекательной внешнюю сторону предмета или явления, а не внутреннюю. В начальной школе закладываются основы человеческой нравственности, усваиваются моральные нормы и правила поведения, формируется общественная направленность человека, закладываются основы лидерских качеств.
Л.С. Выготский к возрастным новообразованиям относит следующие [5, стр. 119]:
1) возникновение произвольности в поведении. Уровень самостоятельности ребенка возрастает, поскольку требуется самостоятельное принятие решений. Формирование нравственного спектра мотивации становится основой для поведения ребенка;
2) планирование и рефлексия. Ребенок оценивает полученные результаты собственной деятельности, в том числе и поведенческой, поэтому он способен его осмысленно корректировать согласно поставленной задаче.
К.А. Гашкова отмечает, что младший школьник обладает рядом характерных поведенческих особенностей [6, стр. 26]. Опишем их ниже.
1) Импульсивность поведения и действий. Поводом для активных действий может стать любой повод. Причиной подобного явления выступает потребность в эмоциональной разрядке при слабо развитой регуляции поведения.
2) Недостаточное развитие волевой сферы. Ребенок еще не имеет достаточного опыта преодоления трудностей и при малейшей неудаче может отступить от дела, заплакать, потерять веру в себя.
3) Излишняя эмоциональность. Ребенок может часто капризничать и упрямствовать. Буквально все, что дети наблюдают или делают, вызывает у них эмоции. Осознанный контроль чувств и эмоций затруднен. Наблюдения показывают, что младшие школьники очень откровенны в выражении таких эмоций, как горе, печаль, радость, страх, удовольствие или неудовольствие.
Итак, завершая данный параграф, еще раз отметим, что младший школьный возраст – это период важнейших новообразований, которые возникают во всех сферах развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Смена деятельности способствует перестройке всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, воображения. Они становятся более произвольными, то есть управляемыми. Развивается активная речь, крепнет воля, происходит волевая регуляция всей жизни. Младший школьник все больше времени проводит в образовательном учреждении, процесс обучения занимает все большую часть его жизни, поэтому педагогам необходимо помнить о решающей роли здоровьесберегающих технологий. Их значение раскроем далее.