Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Принятие Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2- ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и группы законов по реформированию судебной системы России, вступивших в силу февраля 2014 г., дало новый импульс дискуссии о путях развития судебной системы Российской Федерации. Правовое регулирование организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации осуществляется весьма большим объемом законодательных и иных нормативных правовых актов. Реализация новелл, внесенных в Конституцию Российской Федерации, потребовало отмены, изменения и дополнения около 30 федеральных конституционных и федеральных законов. По сути дела, пересмотру подлежало все законодательство о судебной власти. Это означало, что основной вектор развития судебной системы Российской Федерации направлен был не только на механическое объединение двух высших органов судебных подсистем, а на принципиально новое построение системы органов правосудия в Российской Федерации, организации судопроизводства, новых форм реализации принципа самостоятельности органов судебной власти.
Таким образом, исследование особенностей правового регулирования деятельности Верховного Суда Российской Федерации, является актуальным и важным.
Система отправления правосудия в любом государстве всегда является объектом пристального внимания. Не меньшее внимание уделяется деятельности высшего судебного органа, от которого зависит функционирование судебной системы страны в целом. Политика любого государства направлена на установление определенного баланса интересов между личностью и обществом; судебная политика направлена на обеспечение этого баланса и зависит, в большей степени, от того, чьи интересы и каким образом должны быть защищены. Именно поэтому организации судебной системы всегда придавалось одно из первостепенных значений. Правильное и нормальное функционирование правосудия в большей степени зависит и от организации верховного суда.
Цель работы – изучить деятельность Верховного Суда Чувашской Республики.
Указанная цель достигается посредством решения ряда задач:
исследовать особенности правового статуса Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа государственной власти;
проанализировать порядок формирования, состав и структуру Верховного Суда Российской Федерации;
выявить особенности организации работы Верховного Суда Чувашской Республики;
исследовать полномочия Верховного Суда Чувашской Республики.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Верховного Суда Чувашской Республики.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие деятельности Верховного Суда Чувашской Республики.
Теоретической базой исследования являются труды следующих ученых: А.В. Безрукова, А.Н. Борисова, В.М. Быкова, О.И. Виляк, Р.В. Гаврилова, А.А. Гравиной, Г.Т. Ермошина, М.И. Клеандрова, В.М. Лебедева, Н.С. Мановой, В.Ф. Яковлева, В.В. Яркова и др.
Нормативно-правовую базу работы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», а также другие федеральные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящая работа структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и включает – введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Основные положения о Верховном Суде РФ
1.1. История возникновения и развития Верховного Суда РФ
Решение о том, что в СССР должен быть свой Верховный Суд, состоялось в ноябре 1922 г. Ранее в России не было органа, именовавшегося Верховным Судом. До октября 1917 г. функции высшего судебного органа выполнялись учреждением, называвшимся Правительствующим Сенатом.
В ноябре 1917 г. Декретом Совета Народных Комиссаров о суде № 1 Верховный Суд был упразднен без создания какого-либо аналогичного учреждения. Судоустройственные акты первых лет советской власти основное внимание уделяли организации и деятельности местных судов и судов чрезвычайных (революционных и военно-революционных трибуналов). Изложенный в Декрете о суде № 3 (июль 1918 г.) замысел о создании единого для всей республики Кассационного суда в Москве в то время практически реализован не был.
В период гражданской войны и иностранной военной интервенции высшими судами в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (далее - РСФСР) считались Верховный трибунал при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК), действовавший как суд первой инстанции по важнейшим делам, и существовавший наряду с ним Кассационный трибунал при ВЦИК — кассационная инстанция для революционных трибуналов. Кроме того, до 1921 г. действовали: Революционный военный трибунал при Реввоенсовете Республики, Главный железнодорожный военно-революционный трибунал при Народном комиссариате путей сообщения. Эти органы возглавляли системы соответствующих трибуналов.
Но высшего судебного органа, возглавлявшего систему всех судов, до 1922 г. создано не было .
Лишь по Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. вместо Верховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля при НКЮ РСФСР был организован Верховный Суд РСФСР. В его компетенцию входило осуществление надзора за судебной деятельностью всех судов республики. Он рассматривал дела по кассационным жалобам и протестам на решения губернских судов и был судом первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам. Судьи Верховного Суда РСФСР утверждались Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
К 1924 г. Верховный Суд РСФСР действовал в составе:
Президиума.
Пленарного заседания.
Кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам.
Судебной коллегии.
Военной и военно-транспортной коллегии.
Дисциплинарной коллегии.
Отделения Верховного Суда РСФСР были образованы в автономных республиках и областях РСФСР.
После создания в 1924 г. Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик (СССР) структура Верховного Суда РСФСР изменилась, поскольку из него в состав союзного суда была передана Военная и Военно-транспортная коллегия.
Существенное влияние на организацию и деятельность Верховного Суда РСФСР оказал Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» 1938 г. В нем было указано, что Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом республики. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судов Российской Федерации. Изменился порядок выборов судей и народных заседателей Верховного Суда РСФСР. Этот порядок стал таким, каким был вплоть до принятия упомянутого выше Закона СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции» .
Изменилась и структура Верховного Суда РСФСР: из его состава были исключены специальные коллегии, Президиум и Пленум. Верховного Суда РСФСР стал действовать только в составе Коллегии по уголовным делам и Коллегии по гражданским делам, что, безусловно, снижало его значение. В этом же Законе в угоду централистским тенденциям построения судебной системы было указано на то, что верховным судам союзных республик не предоставляется права давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.
Президиум Верховного Суда РСФСР восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. На него было возложено рассмотрение дел в порядке надзора .
После принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве на их базе в октябре 1960 г. был принят Закон о судоустройстве РСФСР, который в настоящее время действует в редакции от 8 июля 1981 г. (со многими последующими изменениями и дополнениями). Этот Закон разрешил многие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Верховного Суда РФ в его современном виде.
Распад Союза ССР в декабре 1991 г., а вместе с ним и существовавшей до этого судебной системы не мог не отразиться на организации и полномочиях Верховного Суда РФ. Это проявилось, в частности, в том, что уже 28 декабря того же года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР», которым в составе данного Суда образована Военная коллегия, осуществляющая непосредственно надзор за судебной деятельностью всех военных судов, действующих в составе Вооруженных Сил РФ.
Принятие Конституции РФ 1993 г. тоже отразилось на Верховном Суде РФ. Были несколько уточнены его основные функции (см. ст. 126) и изменен порядок формирования. Судей этого суда теперь назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ. Первая группа членов Верховного Суда РФ с соблюдением такого порядка назначена в июне 1994 г.
1.2. Место Верховного Суда РФ в судебной системе РФ
Как может показаться на первый взгляд, место Верховного Суда РФ (ВС РФ) в судебной системе РФ однозначно показано исходя из того, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Российская газета. – 1997. - № 9.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 1. - ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 30. - ст. 1792.
6. Безродная, Е. Б. Роль Верховного суда в вопросе разъяснения судебной практики / Е. Б. Безродная // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 267-270.
7. Безруков, А.В. Реформирование судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России / Безруков А.В. // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 2. - С. 45-48.
8. Божьев, В.П. Правоохранительные органы России. Учебник / В. П. Божьев. – М.: Юрайт, 2018. – 336 с.
9. Бозров, В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / В.М. Бозров, В.Н. Смирнов. - М.: Юрайт, 2018. - 414 с.
10.
11. Бошно, С. В. Теория права и государства / С.В. Бошно. - М.: Эксмо, 2017. - 464 с.
12. Быков, В.М. Новый закон о Верховном Суде Российской Федерации: несколько замечаний / Быков В.М., Манова Н.С. // Вестник саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 5 (106). - С. 145-149. 34.
13. Бланкенагель, А. Новый Верховный Суд Российской Федерации - решение мнимо существующих старых или создание новых проблем? / Бланкенагель А., Левин И. // Сравнительное конституционное обозрение. - 2020. - № 3. - С. 72 – 80.
14. Виляк, О.И. Проблемы конституционного регулирования судебной компетенции / Виляк О.И. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. -№ 10. - С. 19-22.
15. Воронцов, С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / С.А. Воронцов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 445 с.
16. Гриненко, А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации / А.В. Гриненко, Ю.С. Жариков. - М.: Инфра-М, 2020. - 224 с.
17. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник / К.Ф. Гуценко. - М.: КноРус, 2018. - 376 с.
18. Гуценко, Г. Ф. Правоохранительные органы. Учебник для вузов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – М.: Зерцало, 2018. – 496 с.
19. Ендольцева, А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / А.В. Ендольцева, О.В. Химичева, Г.Б. Мирзоев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 351 с.
20. Ермошин, Г.Т. Объединение высших судов: реорганизация судебной власти на современном этапе развития государства / Ермошин Г.Т. // Российская юстиция. - 2019. - № 1. - С. 45 – 47.
21. Ермошин, Г.Т. О некоторых аспектах самостоятельности органов судебной власти в России / Ермошин Г.Т. // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 8 (45). - С. 1590-1595.
22. Жариков, Ю.С. Правоохранительные органы. Учебник / Ю.С. Жариков, К.И. Попов. - М.: Алеф Пресс, 2020. - 384 с.
23. Карась, О. А. Правовая природа судебного прецедента / Карась О. А. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 3(5). - С. 1.
24. Кулай, И. Е. Вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей как основание отмены приговоров / И. Е. Кулай // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 238-240.
25. Лапкович, А. В. Судебный прецедент в российской правовой системе / А. В. Лапкович // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (78). — С. 422-424.
26. Мелехин, А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2018. - 421 с.
27. Мирзоев, Г.Б. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник / Г.Б. Мирзоев, В.Н. Григорьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. - 463 с.
28. Петров, А.А. Законодательное обеспечение объединения высших судебных инстанций в России / Петров А.А. // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. - 2019. - № 4 (31). - С. 51-54.
29. Пономарева, Т.Т. Общее собрание акционеров: свежая практика Верховного Суда РФ / Пономарева Т.Т. // Экономико-правовой бюллетень. - 2018. - № 2. - С. 24- 27.
30. Сыдорук, И.И. Правоохранительные органы. Учебник / И.И. Сыдорук, А.В. Ендольцева. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 471 с.
31. Терехова, Л.А. Пересмотр судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в Кодексе административного судопроизводства / Терехова Л.А. // Арбитражный и гражданский процесс. - 2019. - № 9. - С. 26-30.
32. Фоков, А.П. О юрисдикции нового Верховного Суда РФ: компетенция и полномочия / Фоков А.П. // Российский судья. - 2020. - № 3. - С. 3 – 5.
33. Челпан, В. И. Перспективы признания судебной практики в качестве источника российского права / В. И. Челпан // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 212-213.
34. Черников, В.В. Правоохранительные органы. Учебник / В.В. Черников. - М.: Проспект, 2020. - 552 с.