Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1.Устный счет как средство формирования вычислительного навыка 6
1.2.Психолого - педагогическая характеристика младшего школьного возраста 12
2. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ 17
2.1. Организация исследования по формированию вычислительных навыков и умений младших школьников 17
2.2.Формирующий этап 23
2.3.Анализ результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Фрагмент для ознакомления
2
Решение проблемы, связанной с формированием умений и навыков устного счёта на уроках математики, является первостепенной задачей процесса математического образования.
Важно понимать, что именно устные вычисления составляют основу всей дальнейшей математической деятельности учащихся, поэтому перед учителем стоит очень важная задача – найти оптимальный и эффективный путь, направленный на формирование умений и навыков устного счёта у младших школьников на уроках математики. К этому следует добавить, что овладение приемами устного счета является очень важным процессом получения математического знания, поэтому этот вид деятельности, в структуре урока является отдельным этапом.
Как овладение текстовой информации начинается с первых букв алфавита, так и устный счёт является основой наук естественно- математического цикла. Формирование умений и навыков устного счёта, на уроках математики начинается практически с самых первых дней ребёнка в школе. Так как обучение в школе изначально начинается с диалога, между учителем и ребёнком.
Апробирование путей формирования умений и навыков устного счёта на уроках математики в младших классах является одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами начальной школы.
Не случайно, ФГОС НОО направлен на формирование умение выполнять устно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, представлять, анализировать и интерпретировать данные [20].
Цель исследования: определение эффективности индивидуального подхода в развитии умения устного счета младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: процесс формирования умений и навыков устного счёта на уроках математики..
Предмет исследования: приемы формирования умений и навыков устного счёта на уроках математики.
Гипотеза исследования: в основу педагогического исследования положена гипотеза о том, что такие факторы как содержание учебного материала, использование индивидуального подхода при обучении школьников способствует развитию познавательной деятельности учащихся и отработке их вычислительных умений и навыков.
Задачи исследования:
• проанализировать основные теоретические подходы в педагогической литературе, которые решают проблему обучения младших школьников основам вычислений;
• выбрать и апробировать образовательные технологии, основанные на индивидуальном и групповом подходах и направленные на формирование вычислительных умений и навыков младших школьников;
• подобрать методики диагностики и исследовать уровень сформированности вычислительных умений и навыков младших школьников.
Методы исследования: для реализации цели исследования использовался комплекс методов, выбор которых определялся его объектом, предметом и задачами: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по изучаемому вопросу; метод обобщения практического опыта работы учителей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; методы математической статистики обработки результатов эксперимента.
Методологическая основа исследования:
Проблема формирования у обучающихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования М.А. Бантовой, Т.Г. Зайцев, М.И. Моро, С.В. Сидорова, М.Ф. Шабаевой, Я. Трахтенберга и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены психолого-педагогические условия использования индивидуальных и групповых форм обучения для повышения эффективности развития математических знаний у детей.
База исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школа-гимназия № 10 им. Э.К. Покровского.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав (теоретической и экспериментальной, заключение, список использованной литературы, приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков/ М.А. Бантова // Начальная школа. - 2008. -№ 11. - С. 38-43.
2. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ, отделений пед. училищ (спец. 2001) / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова / Под ред. М.А. Бантовой – 3–е изд., испр. – М. : Просвещение, 2018. – 335 с.
3. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. – 2017. – № 11 – с. 38–43.
4. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д.В. Вилькеев. - Казань: Айрис-Пресс, 2007. - 302 с.
5. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. –Т.6 – М.: Просвещение, 1984. - с. 369
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996. - с. 311
7. Давыдов В.В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). I-III классы / В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. - М.: МИРОС, 2000. - 32 с.
8. Далингер В.А. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе / В.А. Далингер, Л.П. Борисова. - Омск: Изд-во ОГПУ, 2004. - 205 с.
9. Зайцева, О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка / О. П. Зайцева // Начальная школа. — 2010. — № 1. — С. 58–64.
10. Зайцева, ОП. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка / О.П. Зайцева // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 58–64.
11. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 2006. - 252 с.
12. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2006. - 212 с.
13. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. – М.: Академия, 2018. – 288 с.
14. Крупич В.И. Дидактический механизм возникновения проблемной ситуации в обучении математике /В.И. Крупич. - М.: МГПИ, 2004. - 111 с.
15. Людмилов Д.С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: Пособие для учителей, Д.С. Людмилов, Е.А. Дышинский, А.М. Лурье. - Пермь, 2005. - 69 с.
16. Мишенева, Т.С. Приёмы организации устного счета / Т. С. Мишенова // Начальная школа. – 2016. – № 12. – С. 30–32.
17. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа – 2009 - №7 – с.19 – 24
18. Сухорукова В.М. Интересные приемы устных вычислений // Начальная школа. - 2011. - №6. -с.34.
19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2006. - 240 с.
20. Туйбаева, Л.И. Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников / Л. И. Туйбаева, Н. Н. Полиева // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2 (3). – С. 23.
21. Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы.- М.: Просвещение, 2011.- 234с.
22. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Контрольные и проверочные работы по математике - М.:Аквариум, 1997- с.10, 25. Журнал «Начальная школа».
23. Умерова Ю.В., Гаврилина О.В. Особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности //Традиции и инновации в педагогике начальной школы, посвящённый 25-летию ГБОУВО РК КИПУ.-Симферополь : ИТ «АРИАЛ»,2018.-410с-С.292-294.
24. Умерова Ю.В., Гаврилина О.В. Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе //Педагогические и социологические аспекты образования. Материалы Международной научно-практической конференции. 2018.,С.187-188. Статья РИНЦ.
25. Шураева, А. С. Устный счёт как средство развития умственных способностей у младших школьников / А. С. Шураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67185/ (дата обращения: 06.05.2022).