Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Практика оценки эффективности многолетнего тренировочного процесса в спорте в последнее время основана на целесообразном соотношении основных средств и методов тренировки.
Совершенствование тренировочного процесса наиболее детально разрабатывалась Л.В. Волковым, В.В. Любимовой, К.П. Сахновским В.П. Филиным, А.М. Шлеминым и др. Их исследования обеспечивают высокую эффективность подготовки спортсменов на уровне современных требований. Между тем вопросы физической подготовки спортсменов по акробатике до настоящего времени не получили должной экспериментальной разработки и проверки.
Спортивная акробатика как вид спорта занимает одно из ведущих мест по массовости, зрелищности и доступности средств и методов тренировки. Основу спортивной акробатики составляют танцевальные, прыжковые и акробатические упражнения. Правильный подбор спортивных упражнений позволяет прогрессивно подойти к построению тренировочного процесса на всех этапах подготовки (П.Н. Кызим, А.Я. Муллагильдина).
Необходимость создания системы подготовки в многолетнем тренировочном процессе в спортивную акробатику продиктована возросшими требованиями к мастерству спортивных пар, выступающих на чемпионатах мира, Европы, призовые места которых гарантированы совершенной разносторонней подготовленностью. Несмотря на то, что школа спортивной акробатики является одним из лидеров в Европе и мире, ведущие специалисты и тренеры так и не определились в единстве взглядов на структурные составляющие тренировочного процесса. Отсутствуют учебные программы в этом виде спорта, не разработаны нормативы общей и специальной физической подготовки спортсменов.
Основными причинами затруднения процесса повышения спортивного мастерства занимающихся является не достаточное количество новых методов подготовки и весьма скудное оснащение современными программами. В спортивной акробатике внушительное число пробелов в содержании тренировочного процесса, а научные исследования в данном направлении немногочисленны.
Постоянный рост спортивных результатов возможен только на основе постоянного совершенствования содержания тренировочного процесса. За последние годы спортивная акробатика активно развивалась, программа соревнований значительно усложнилась, возросла динамика и красота упражнений, а также увеличилось количество занимающихся спортивной акробатикой. Однако были выявлены проблемы, сдерживающие рост спортивного мастерства юных спортсменов: недостаточная проработка планирования и организации тренировочного процесса, а также отсутствие конкретного и систематизированного содержания тренировочной нагрузки на начальном этапе подготовки. Деятельность спортивной акробатики различается особенными обстоятельствами отбора спортсменов в специальные категории. При отборе главную значимость имеют такие причины, как спортивные возможности, состояние здоровья, физическое становление, комплектация, общая, а также специализированная физическая подготовка, психофизиологические данные, техническая подготовка, нервная система, характер, обстоятельства деятельности, а также обстоятельства существования претендента.
Данный факт диктует поиск более современных подходов к организации многолетнего тренировочного процесса в спортивной акробатике. Научно-методическое обоснование, практическая разработка и реализация системы физической подготовки в спортивной акробатике являются актуальным научным направлением в теории и методике спорта.
В настоящее время акробатика является популярным, а в будущем имеет перспективы стать полноценным олимпийским видом спорта: с каждым годом больше городов в России и мире начинают его культивировать.
Цель работы: на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы обосновать целесообразность использования физической подготовки спортсмена в спортивной акробатике.
Задачи исследования:
1.Раскрыть теоретические основы спортивной подготовки в акробатике.
2. Обосновать особенности физической подготовки спортсменов в спортивной акробатике.
Объект исследования - тренировочный процесс акробатов.
Предмет исследования – содержание физической подготовки в спортивной акробатике.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы.
Структура работы является весьма традиционной и состоит из: введения, двух глав, включающих в себя несколько параграфов, заключения и списка использованных источников. В заключении отражены итоги проведенного исследования и выводы по выявленным проблемам.
Глава 1. Теоретические основы подготовки в спортивной акробатике
1.1. Характеристика системы спортивной тренировки в акробатике
Для достижения высоких результатов в спорте необходима многолетняя систематическая тренировка, тщательное планирование всех этапов подготовки спортсмена, с использованием системы структурного подхода в осуществлении тренировочного процесса [2.89].
Процесс многолетней тренировки спортсмена принято делить на пять основных этапов:
1) начальная подготовка;
2) предварительная базовая подготовка;
3) специализированная базовая подготовка;
4) максимальная реализация индивидуальных возможностей (подготовка к высшим достижениям);
5) сохранение достижений [6. 21].
Четкой грани между этими этапами нельзя провести. На каждом этапе многолетней подготовки спортсменов ставятся определенные задачи, изменяются средства, методы и организация работы.
Несмотря на общепризнанность роли перспективного многолетнего планирования в тренировке, большинство тренеров продолжает работать без четкой установки решения основных задач этапа подготовки, пренебрегая этими важными факторами. Это одна из причин того, что способные спортсмены не улучшают своих результатов [15.70].
Таким образом, одним из необходимых условий эффективной подготовки спортсменов является организация планомерной длительной тренировки. Причем, в процессе этой подготовки следует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов.
Основные принципы многолетней подготовки спортсменов:
1) целевая направленность к достижению высшего спортивного мастерства;
2) выявление спортивных способностей спортсменов;
3) соответствие спортивных показателей с физическими качествами спортсменов;
4) выявление ведущих факторов управления на различных этапах многолетней подготовки;
5) обнаружение опережения спортивных результатов в формировании технического мастерства.
Специалисты по спортивной акробатике приводят следующие этапы многолетней подготовки:
- предварительная подготовка,
- начальная спортивная специализация,
- углубленная тренировка в избранном виде спорта,
- спортивное совершенствование [1.75].
Подготовка спортсмена характеризуется широким разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, использованием игрового метода. В области технического совершенствования необходимо осваивать многообразные подготовительные упражнения. В этот период у спортсмена закладывается разносторонняя техническая база, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий.
На этапе предварительной подготовки основной целью тренировки является отбор и привлечение к занятиям спортом.
Основные задачи: укрепление здоровья и гармоничное развитие, формирование интереса к занятиям спортом, овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники и специфики упражнений спортивной акробатике, воспитание и совершенствование физических качеств с преимущественной направленностью на развитие гибкости, координационных способностей и силы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болобан В. Долговременные программы обучения упражнениям спортивной акробатики [Текст] / В.Болобан // Наука в олимпийском спорте. - 2011. - №1-2. - С.75-86.
2. Блинков С.Н. Элективные курсы по физической культуре и спорту /С.Н. Блинков [и др.]. - Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2018.-161 с.
3. Бурцев В.А. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом [Текст] / В.А.Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Т. Никоноров // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-2. - С.369-373.
4. Гончарова Е.А. Спортивная акробатика в Воронеже [Текст] / Е.А. Гончарова, Т.П. Бегидова, С.В. Фролова, О.А. Швачун // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 3 (54). - С.23-26.
5. Горячева Н.Л. Организация и проведение учебных занятий со студентами, специализирующимися в спортивной акробатике [Текст] / Н.Л. Горячева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 1 (5). - С.5-9.
6. Домбровский В.И. Специфика привлечения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом [Текст] / В.И. Домбровский // Сб. Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани материалы Всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: Ф.Р. Зотова, Н.Х. Давлетова, М.Н. Савосина, Т.В. Заячук. - 2013. - С.107-109.
7. Дубасова М.В. Особенности физической подготовки детей 6-7 лет в спортивной акробатике /М.В. Дубасова //Актуальные проблемы физической культуры и спорта.2019.-С.21-23.
8. Задачи общей физической подготовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1163140/i_obschey_fizicheskoy_podgotovki. Дата доступа: 12.11.2021.
9. Игнашенко А.М. Акробатика / А.М. Игнашенко. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. -171 c.
10. Коркин В.П. Акробатика / В.П. Коркин. - М.: Медиа, 2018. - 994 c
11. Пепеляева Г.В., Жигайлов П.Ю. Особенности физической подготовки в спортивной акробатике /Г.В. Пепеляева, П.Ю. Жигайлов /Тезисы докладов научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов южного федерального округа. -2021.-С.176.
12. Сосина В.Ю. Акробатика для всех / В.Ю. Сосина. - М.: Олимпийская литература, 2016. - 847 c.
13. Шпак В.Г. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций /В.Г. Шпак, А.А. Синютич.-Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2021 – 168 с.
14. Якимова Л.А. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие /Л.А. Якимова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2018.-109 с.
15. Якуб И.Ю., Старикова А.А. Аэробика как средство физической культуры // Молодой учёный. – 2015. – №16. – С. 70–74.