Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рассматривая ситуацию социальной сферы нашего государства, и несмотря на направленное развитие, в части качественного обеспечения жизнедеятельности граждан, защиты их в условиях возможных проявлений опасности и вреда здоровью, число инвалидов в Российской Федерации растет. Связано это с тем, что при наличии обеспечения качественной медицинской помощи населению, такие факторы как вредные условия труда, травмоопасность на производстве, наследственные и генетические заболевания, а также технологические процессы, с которыми сталкивается общество, приводит к увеличению количества инвалидов ежегодно.
Ситуация усложняется еще и тем, что наряду с увеличением количества инвалидов в России, организации, которые оказывают социальную помощь не хватает. Также усиливается психологическое давление на инвалидов со стороны общества, в части принятия инвалида в обществе, как нормального человека, а также в некоторых ограничениях в части обучения и способности трудоустроиться.
Сама инвалидность является проблемой не только самого человека, но и государства. И именно оно обязано, согласно Конституции РФ, обеспечить равные права и свободы человека и гражданина. И ввиду того, что инвалид, как член социального общества, несмотря на некоторые ограничения по здоровью, имеет равные права со всеми остальными гражданами, государство обязано обеспечить инвалидам нормальное существование в обществе. Для этих целей государство осуществляет и организует реабилитационные центры, материальную поддержку в виде пенсий и льгот, квот на рабочие места в трудоустройстве, а также социальных льгот, которые регулируются утвержденными для этих целей нормативными актами.
Актуальность работы обусловлена определение правового регулирования обеспечения инвалидов средствами передвижения, что естественным образом определяет интерес к данной теме, рассматривая порядок обеспечения средствами передвижения инвалидов, в первую очередь со стороны государства.
Целью работы является исследование порядка обеспечения средствами передвижения инвалидов, изучая действующие нормы законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность обеспечения инвалидов средствами передвижения,
- изучить правовые основания получения инвалидами средств передвижения в индивидуальной программе реабилитации инвалида,
- определить действие органов власти и учреждений, обеспечивающих инвалидов средствами передвижения,
- изучить реализацию права на обеспечение средствами передвижения, а также проблемы обеспечения инвалидов средствами передвижения.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере социального обеспечения инвалидов средствами передвижения.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие систему социального обеспечения инвалидов средствами передвижения.
Структуру работы определили задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников
Глава 1. Общие положения правового обеспечения инвалидов средствами передвижения
1.1. Понятие и сущность обеспечения инвалидов средствами передвижения
Специально для людей с инвалидностью придуманы различные изделия, помогающие упростить жизнь и наладить быт. Если человек плохо ходит, ему нужны ходунки или трость. Если не ходит — прикроватный туалет, противопролежневый матрас. Чтобы было проще мыть больного, используют сиденье для ванной. Все подобные вещи — это технические средства реабилитации.
К техническим средствам реабилитации в России относят не только собственно технические приспособления, а вообще все предметы, которые созданы для людей с инвалидностью. Например, средства гигиены и другие расходные материалы.
Минтруд создал федеральный перечень ТСР, где разделил их на 23 группы. Средства из этого перечня включают в программу реабилитации и выдают бесплатно. Люди, которые сами купили что-то из этого списка, могут получить компенсацию. Регионы дополнительно создают региональные перечни ТСР.
Приспособления для передвижения. Сюда относятся трости, костыли, опоры, ходунки, поручни, кресла-коляски.
Протезы и ортезы — это приспособления, которые заменяют части тела или используются при переломах. Сюда же относятся культи, бандажи, голово-держатели, корсеты, корректоры осанки и аксессуары к ним: чехлы, фиксаторы.
Бывают специальные приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов. Например, крюк на длинной ручке. Существует и специальная одежда для людей, лишившихся частей тела. В эту же группу отнесем ортопедическую обувь и аксессуары к ней.
Устройства для глухих, слепых и немых. Существует много приспособлений, облегчающих жизнь таким людям. Например, световые сигнализаторы звука, говорящие термометры и тонометры, слуховые и голосообразующие аппараты. Удивительно, но даже собака-проводник — это техническое средство реабилитации согласно классификации Минтруда.
Средства против пролежней. У лежачих больных образуются пролежни. Чтобы пациент не страдал от них, применяют противопролежневые матрасы и подушки, средства для обработки пролежней. Лучше начать использовать такие средства, как только больной перестал ходить.
Мебель для лежачих пациентов — это медицинская кровать, кресло-стул, прикроватный и надкроватный столик, стул-туалет, туалетное сиденье. Сюда же отнесем приспособления для мебели, например изголовье для кровати.
Приспособления для мытья. Если человек совсем не может подняться с постели, ему подойдет складная ванна-простыня: с ее помощью можно помыть больного прямо в кровати. Чаще используют стул или сиденье для ванны: человека доставляют в ванную, сажают и моют.Сюда же отнесем подъемник для ванны, противоскользящий мат для ванны и душа.Медицинские приборы, например ингалятор.
Людям с инвалидностью технические средства реабилитации государство дает бесплатно. Но для этого нужно пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) и получить инвалидность.
Если необходимые ТСР в программе реабилитации не прописано, решение можно оспорить в главном бюро МСЭ по региону. Решение главного бюро обжалуют в федеральном бюро. Оспорить решение можно в течение 30 дней.
Под техническим средством реабилитации (ТСР) понимается любое изделие, инструмент, оборудование, устройство, прибор, приспособление или техническая система, используемые человеком для компенсации ограничений жизнедеятельности, вызванных болезнью или травмой. В зависимости от назначения все ТСР обычно подразделяют на три группы: • протезно-ортопедические изделия; • средства передвижения; • средства, облегчающие жизнь (средства для ухода, быта и досуга).
Протезно-ортопедические изделия – это технические средства для лечения больных с заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата, черепа, грудной или брюшной стенки, органов слуха и зрения, а также для возмещения косметических и функциональных дефектов различных областей и органов человека. Поскольку эти изделия подбираются (изготовляются) соответственно индивидуальным особенностям под конкретного человека, закупка данных ТСР для передачи во временное пользование на условиях проката в большинстве случаев нецелесообразна.
К группе средств передвижения среди ТСР относятся приспособления, помогающие людям преодолеть ограничения жизнедеятельности, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К данной группе принадлежат опоры для сидения, стояния, ползания, лежания, ходунки, манежи, рамы, роллаторы, поручни (ручки-опоры, стойки), кресла-коляски.
К наиболее востребованным среди этой группы средствам реабилитации относятся кресла-коляски, вертикализаторы, ортопедические столы-стулья, ходунки, трости, костыли. К средствам, облегчающим жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья, относятся санитарные приспособления (абсорбирующее белье, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски с судном), средства для ухода (приспособления для одевания, раздевания, приема пищи, захвата предметов), средства быта и досуга (специальная мебель, приспособления для кухни и ванной); специальные средства для ориентирования, общения, обмена информацией; средства для обучения и занятий трудовой деятельностью; и пр.
Также в перечень может быть включена еще одна группа ТСР – средства для социально-медицинской реабилитации для использования в домашних условиях – физиотерапевтическое оборудование бытового пользования. Аппараты и оборудование, предназначенные для лечения заболеваний, восстановления после травм в домашних условиях. Оборудование и аппараты для физиотерапевтического применения в домашних (например, аппараты для электролечения, магнитотерапии, теплолечения, светолечения, электростимуляции и др. виды физиолечения), массажеры (многофункциональные, роликовые и др.), эспандеры и др.).
Целесообразно отметить, что при формировании перечня ТСР стоит учитывать следующие критерии предметов проката: • многоразовое применение; • устойчивость к многократной обработке дезинфицирующими средствами, в том числе химическому способу дезинфекции; • вариативность при использовании; • отсутствие индивидуального использования; • отсутствие ежедневного участия медицинских и социальных работников; • удобство в эксплуатации, монтаже/демонтаже, сборке, без участия специалистов по сервисному техническому обслуживанию.
Государство возвращает затраты на средства реабилитации при следующих условиях:
1. ТСР должны быть прописаны в программе реабилитации.
2. ТСР должны быть куплены после получения инвалидности. Поэтому собирайте все чеки с момента получения программы реабилитации.
3. Деньги возвращают только человеку с инвалидностью. Наследники не могут получить компенсацию за умершего.
4. Для заявления на возврат понадобятся:паспорт и нотариальная доверенность, если подаете заявление за родственника; программа реабилитации; чеки или их копии; реквизиты счета, куда ФСС перечислит деньги; паспорт изделия для крупногабаритных ТСР; сертификат соответствия для обуви.
1.2. Правовые основания получения инвалидами средств передвижения в индивидуальной программе реабилитации инвалида
Любому гражданин, являющемуся инвалидом, государство предоставляет определенный перечень услуг. И все необходимые услуги, государство в осуществлении поддержки инвалидам осуществляет путем оформления индивидуальной реабилитационной карты, которая формируется возложенной в полномочия конкретной организации - бюро медико - социальной экспертизы. Данная организация оформляет признание инвалида определенной группы документально и с учетом всех необходимых требований для восстановления и поддержания качества жизни инвалида, отмечает в индивидуальной реабилитационной карте
Прежде чем оформить индивидуальную программу реабилитации, гражданину необходимо в первую очередь пройти все положенное обследование для установления, либо подтверждения инвалидности.
Все учреждения, которые наделены полномочиями в части установления индивидуальной программы реабилитации, имеют право в целях обеспечения инвалида реабилитационными мероприятиями, привлекать иные виды учреждения, направленные в своей деятельности по реабилитации инвалидов в определенной сфере.
Индивидуальная программа реабилитации, в первую очередь направлена для осуществления реабилитационных услуг инвалиду, в виде обеспечения его необходимых технических и иных средств, улучшающих его качество жизни, в соответствии с установленными федеральным перечнем оказания бесплатных социальных услуг.
ИПРА может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно (ребёнку — до достижения возраста 18 лет).
Индивидуальная карта реабилитации и аблирации выданная инвалиду, является обязательной для исполнения всеми органами государственной власти, а также организаций, задействованных в обеспечении выдачи инвалиду технических средств реабилитации.
Реабилитационные мероприятия, исполнителями которых является ФСС, осуществляются региональным делением Фонда социального страхования РФ. ФСС обеспечивает инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно - ортопедическими изделиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Собрание законодательства РФ №51 от 21 декабря 2020 года
2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства РФ №47 от 22 ноября 2021 года
3. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"// Собрание законодательства РФ №51 от 21 декабря 2020 года
4. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ №48 от 29 ноября 2021 года
5.Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ №47 от 22 ноября 2021 года
6."Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ №48 от 30 ноября 2020 года
7."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021)// Собрание законодательства РФ №38 от 21 сентября 2020 года
8. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства РФ №48 от 30 ноября 2020 года
9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 27.12.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".// Собрание законодательства РФ №38 от 21 сентября 2020 года
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")// Собрание законодательства РФ №48 от 30 ноября 2020 года
11. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 03.04.2020) <О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду>// Собрание законодательства РФ №44 от 2 ноября 2020 года
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 85н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены"// Собрание законодательства РФ №28 от 13 июля 2020 года
13. Приказ Минтруда России от 13.02.2018 N 86н (ред. от 05.03.2021) "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2018 N 50338)// Собрание законодательства РФ №44 от 2 ноября 2020 года
14. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 08.10.2021) "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19694)// Собрание законодательства РФ №44 от 2 ноября 2020 года
15. "ГОСТ Р 51090-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.10.2017 N 1333-ст)// Собрание законодательства РФ №28 от 13 июля 2020 года
Специальная литература
1. Бихдрикер, А.С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защиты населения в регионе / А.С. Бихдрикер, Т.В. Лисицина // Социальная работа: современные проблемы и технологии. — 2020. — № 1. — С. 30-37.
2. Бондаренко, Н.А. Социальная защита населения и ее нормативно-правовое регулирование в РФ / Н.А. Бондаренко, И.О. Демьянова // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» — 2017, — Том 8, — № 1, — С. 429 – 433.
3. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
4. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
5. Замараева, З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб. пособие / З. П. Замараева, Г. А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 108 с
6. Камышников, А.И. Проблематика социальной защиты населения в современной России / А.И. Камышников // В сборнике: Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых Материалы 4-й студенческой научно-практической конференции. — 2019. — С. 61-67.
7. Федоренко, П.А. Правовая природа и соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» населения / П.А. Федоренко, Е.В. Коваленко // В сборнике: Проблемы и перспективы современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. — 2019. — С. 179-182.