Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Огромная доля информации поступает к нему через слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько хорошо он владеет словом, причём не столько даже в плане культуры речи, сколько умения проникнуть в тайны языка. Развитие и объем лексики, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления, восприятия, памяти и многих других психических процессов.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М Алексеевой, В.В. Гербовой, Е.М.Струниной, В.И. Яшиной.
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Щукин, А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин и другие ученые.
Ребенок получает свои первые ощущения и представления из окружающей его среды, а это значит, что любое знание, выраженное в слове,
вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых ребенком из мира конкретных явлений и вещей. Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное. Данные факты наводят на мысль, что окружающая природа может стать отличным мотиватором к формированию связной речи, поскольку эмоции и восприятие детей в природе непременно передадутся при помощи связной речи.
Исследования О. Дыбиной, И.В. Колосовой, И. Молевой, В.А. Петровского и др. посвящены вопросам организации речевой развивающей среды и обогащению активного словаря у младших дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности выбранной нами темы исследования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром».
Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие обогащению активного словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Решение проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития речи старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия обогащения активного словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Гипотеза исследования: Обогащение активного словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром будет эффективно при соблюдении следующих условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенности детей;
- создание развивающей среды, способствующей обогащению словаря;
- профессиональная компетентность педагога в вопросах речевого развития старших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность проблемы обогащения словаря в дошкольный период детства.
2. Охарактеризовать возрастные особенности обогащения активного словаря детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Раскрыть педагогические условия обогащения активного словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
4. Выявить уровень развития активного словаря детей
5. Разработать методические рекомендации по обогащению активного словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по проблеме развития диалогической речи детей старшего дошкольного;
2. эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования:
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.
ГЛАВА 1. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1.1.Сущность проблемы обогащения словаря в дошкольный период детства
В связи с необходимостью обеспечения эффективного речевого общения между детьми, подготовки их к жизни в социальных условиях и к
коммуникативным отношениям, существующим в обществе, приобретает особое значение работа над словом в дошкольном образовательном учреждении.
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.
Рассмотрим содержание понятия «словарь».
Т.В. Абрамова определяет, что словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [1].
Как отмечает О.Е. Громова, говоря о детском словаре, следует понимать не формальный перечень слов ребенка, количественно и качественно ограниченный рамками определенного возраста, а особую динамическую лексическую систему, которая формируется параллельно с развитием сознания ребенка [8].
В Большом энциклопедическом словаре словарь определяется как «лексика, словарный состав языка, диалекта какой-либо социальной группы, отдельного писателя и т. д.» [4].
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.
М.В. Фадеева пишет, что словарный запас представляет собой в наибольшей степени подвижным языковым уровнем. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними – и слова для наименования этих понятий. Учитывая все это, словарный запас общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.
Она определяет «активный словарь» как совокупность слов, которыми пользуется человек при построении высказываний (в устной и письменной речи); а «пассивный словарь» – совокупность слов, которые человек более или менее точно понимает (при чтении и слушании), но не использует сам в речи. Пассивный словарь шире активного словаря.
К пассивному запасу слов, по мнению исследователя, относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Таким образом, слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы) [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Абрамова // Логопед. - 2018. - № 5. - С. 80-91.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет : Кн. для воспитателей дет. сада / А. Г. Арушанова; Центр "Дошк. детство" им. А. В. Запорожца. - М. : Мозаика-Синтез, 2002. - 270 с.
4. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурс]: https://gufo.me/dict/bes/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%A0%D0%AC (дата обращения: 29.10.2021).
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для вузов. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – 312 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев, чл.-кор. Акад. пед. наук РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 471 с.
8. Громова,О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е.Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с.
9. Жулина, Е.В. К вопросу о нарушениях лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Е.В. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-4- С.98-101.].
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
11. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1974.– 185 с.
12. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1996. – 144 с.
14. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / Под редакцией А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.— 688 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
17. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2000. – 150 с.
18. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника : Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / Г. А. Урунтаева. - М. : Изд. центр "Академия", 1996. - 94с.
19. Фадеева, М.В. Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебно-методическое пособие / М. В. Фадеева, Н. А. Лукашева. - Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. - 237 с.
20. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник/ А.Г. Хрипкова, А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1979. – 416 с.
21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
22. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 2003. – 532 с.