Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С переходом на работу по стандартам второго поколения современная школа ставит перед учителем новые задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельно добывать знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, другими словами – уметь учиться. Новые социальные запросы заставляют педагогов осваивать новые развивающие общеобразовательные технологии, в условиях которых младшие школьники будут переходить из пассивных обучающихся в действенных субъектов учения.
Психология признаёт общение и совместную деятельность со сверстниками одним из основных факторов психического развития ребёнка, его необходимым условием наряду с общением со взрослым. Но современная школьная жизнь устроена так, что в учебной деятельности младших школьников такой существенный фактор развития, как учебное сотрудничество детей, действует слабо, его богатые возможности практически не используются.
Многие современные педагогические технологии включают в себя принципы учебного сотрудничества, реализуя которые, учитель оказывается таким же субъектом обучения, как и ученик. Учебное сотрудничество соответствует новой парадигме образования, гуманистическому, личностно ориентированному подходу и в современной постановке проблемы соотносится с модернизацией российского образования, наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.
Под учебным сотрудничеством мы понимаем особую форму учебного взаимодействия детей друг с другом, при котором максимально раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен информацией, возникает позитивная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия.
Сотрудничество предполагает, по нашему мнению, возникновение учебного диалога участников взаимодействия. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить два основных аспекта учебного сотрудничества:
а) учебное взаимодействие учащихся друг с другом;
б) учебное взаимодействие с учителем.
В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной и дальнейшей её разработки послужили работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.НЛеонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина. Многоаспектное освещение в психолого-педагогической литературе получила проблема общения ребёнка с другими детьми.
Наиболее значимыми вопросами в рамках изучаемой нами проблемы представляются следующие: генезис общения со сверстниками (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Р.И.Деревенко, А.В.Мудрик); становление и функционирование детских объединений, их мотивационная основа (Я.Л.Коломинский, Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник, Т.А.Репина, Р.Б.Стёркина); становление взаимоотношений в совместной деятельности (Н.В.Бариленко, А.А.Раек, В.В.Цымбал, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.К.Маркова, Т.А.Матис); взаимооценивание сверстников (Т.А.Репина, Р.Б.Стёркина).
Накопленные в ходе многочисленных теоретических и научно-методических исследований данные в значительной степени характеризуют общение детей со взрослыми и сверстниками изолированно, что не может не затруднять создание единой картины социализации ребёнка. Чрезвычайно важной и малоизученной, на наш взгляд, является проблема взаимодействия и взаимовлияния вышеуказанных сфер общения между собой.
Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство исследований такого рода выполнено на материале дошкольного и подросткового возрастов, что связано с изучением ведущих видов деятельности этих периодов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1989. – 192 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– Москва: Просвещение, 1985. 208 c.
5. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
6. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2002. – 349 с.
7. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. – 300 с. 47
8. Буянов, М. И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М. И. Буянов. – Москва: Педагогика, 1971. – 349 с.
9. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др.] – Москва: Педагогика, 2004.
10. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С. Волков. – Москва: Академический Проект, 2008.
11. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1982.
12. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии / Л. Г. Григорьева. – Москва: Академкнига, 2002. – 213 с.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва, 2009.
14. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2005. – 247 с.
15. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35-39.