Фрагмент для ознакомления
2
Воспитание культуры безопасности и готовности к безопасной жизнедеятельности у подрастающего поколения приобретают особую актуальность в настоящее время. Это обусловлено экономическими, политическими, социальными, экологическими, культурными факторами, тенденцией нарастания проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, чрезвычайных ситуаций социального характера. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изучаются в школьном курсе основы безопасности жизнедеятельности, целью которого является формирование у школьников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение ими навыков действий в неблагоприятных, опасных ситуациях и являются основными компонентами воспитания культуры безопасности. В научной литературе понятие «культура безопасности» характеризуется как выражение зрелости и развитости всех социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни и здоровья.
Одним из компонентов воспитания культуры безопасности является экологическое воспитание, имеющее особое значение в подготовке школьников к безопасной жизнедеятельности. В настоящее время актуальной экологической проблемой современности является ухудшение качества среды обитания человека, что неблагоприятно сказывается на всех сферах его жизнедеятельности.
Базовым элементом формирование культуры экологической безопасности являются знания об окружающей природной среде, ее состоянии, массовом характере негативного антропогенного воздействия, имеющие глобальный характер на сферы жизни, флору и фауну, ставящем под угрозу существование самой жизни на нашей планете. Следует отметить тот факт, что улучшение экологической ситуации не представляется возможным обеспечить без учета человеческого фактора, только централизованными нормативно-правовыми, организационными и инженерно-техническими мероприятиями. В связи с этим, важную роль при формировании культуры безопасности жизнедеятельности в данной сфере играет формирование экологической грамотности и экологической культуры населения.
Формирование экологической культуры и развитие экологического образования невозможно без связи с культурой безопасности. Дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экология» необходимо изучать на всех уровнях образования единым курсом. Это позволит сделать акцентировать внимание на обеспечение экологической безопасности живущих сегодня и тех поколений, которые придут им на смену, формирование основ экологической культуры безопасности.
Объект исследования: экологическая безопасность на уроках ОБЖ.
Предмет исследования: формирование потребности в экологических знаниях в процессе обучения ОБЖ.
Цель работы: рассмотреть экологическую безопасность, ее значение, методику включения в уроки по основам безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования
• рассмотреть экологическое образование и его основные тенденции, процесс формирования экологических знаний в школе;
• проанализировать процесс формирования экологических знаний в общеобразовательной школе;
• рассмотреть особенности приобретения экологических знаний на уроках ОБЖ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Научные основы экологической безопасности
1.1 Влияние человека на окружающую среду
Каждый должен знать, как деятельность людей влияет на окружающий мир, и чувствовать ответственность за свои действия и действия других людей. С каждым годом деятельность человека становится все более агрессивной и активно преобразующей (разрушающей) силой на нашей планете. Во все времена человек чувствовал себя хозяином всего, что его окружало. Естественный баланс довольно хрупок, поэтому одно неверное решение может занять десятилетия, чтобы исправить фатальную ошибку. Развивается промышленность, растет население планеты, все это усугубляет состояние окружающей среды. В последние годы экологическая политика становится все более активной. Но для того, чтобы она была грамотно и правильно построена, необходимо детально изучить проблему влияния деятельности человека на окружающую природу, чтобы не устранять последствия этой деятельности, а предотвращать их [6].
Среда обитания человека представляет собой совокупность природных и общественных явлений и факторов, и потому эти среды считаются взаимодействующими. Процессы, происходящие в каждой из них, не существуют обособленно, а отражаются на работе всей среды, причем, не только главенствующей, но и смежных. Это говорит о нелинейности, разветвленности причинно-следственных связей в природе и обществе.
Так, резкое снижение численности медоносных пчел может понести за собой значительный рост на такие продукты, как фрукты, овощи, мед, сахар и т.д. Однако следует учитывать и тот факт, что в большинстве случаев причиной гибели большого числа пчел являются химикаты, которыми фермеры и частные овощеводы опрыскивают свои урожаи. Это ведет к тому, что пчелы, опыляющие обработанные растения становятся малоподвижными и в результате погибают.
Таким образом, это доказывает справедливость предположения: человек привносит свои изменения в действие окружающей среды, но при этом получает от нее ответное воздействие.
Первым доводом, который будет использован при рассмотрении данной темы, послужит тот факт, что человек является биосоциальным существом, т.е. таким вид живых существ, который связан с обществом неразрывно, но при этом имеет биологические корни, развитые в результате эволюции и приспособления к условиям среды [2]. Это свидетельствует о равенстве первоисточников естественных и рукотворных явлений.
Однако, все, что создается человеком, является результатом его непосредственной деятельности и труда, а явления, получающиеся в результате, зовутся антропогенными. Антропогенез представляет собой превращение первобытного человека в современного путем эволюционных преобразований [7]. Следовательно, антропогенные явления – это те явления, в основе которых лежит человеческий фактор. Что важно учитывать, так это то, что к ним относятся не только положительные стороны прогресса, такие как межконтинентальная связь, позволяющая предупреждать представителей разных стран о возможных бедствиях, но и отрицательные, в том числе техногенные катастрофы (т.е. аварии, происходящие на технических объектах и влекущие за собой гибель людей и экологические проблемы) [8].
В первоначальном виде природа выглядела иначе, чем сейчас. Процесс эволюции видоизменил ее, поэтому теперь человеку доступны комфортные условия для жизни, города, заводы, машины, добыча природных ресурсов. При существовании на Земле первобытного человека и до него планета еще не была устроена для удобства современного человека. Так, например, папоротниковые леса, занимавшие раньше огромную часть планеты, теперь практически исчезли из-за вырубки, заселения территорий людьми и изменений климата.
Изменение климатических условий рассматривал такой ученый, как Мартин Стендель. По его мнению, средняя температура на планете без людей был бы на один градус ниже настоящей. Сейчас же температура поднимается вследствие деятельности фабрик, загрязняющих атмосферу и выбрасывающий большое количество дыма, поднимая в воздухе уровень содержания CO2.
Другой ученый Йенс-Кристиан Свеннинг в результате подобных исследований установил, что без влияния человека на Земле было бы больше видов диких животных, деревьев и был бы более высоким уровень влажности воздуха. Так, погибло множество видов крупных животных в результате дефаунизации (исчезновения фауны), так как человек является одним из врагов крупных хищников, которые размножаются недостаточно быстро, чтобы противиться этому [18].
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что влияние нашей цивилизации на естественную среду обитания бесспорно, а потому как природная среда является одной из составляющих жизненной среды человека, необходимо учитывать все возможные изменения, которые могут быть повлечены за любой нашей технической деятельностью.
1.2 Классификация экологических опасностей
Противопоставлением понятию «экологическая безопасность» является «экологическая опасность». Как отмечает М.И. Русаков, «с позиции онтологии термин «экологическая безопасность» означает исключение опасности, исходящей от природной среды для отдельного человека, общества и государства. Именно возникновение таких опасностей и вызвало к жизни феномен экологической безопасности» [14, 19].
Под опасностью понимается «возможность причинения вреда».
Например, для человека опасность – это «объективная возможность умаления личных или имущественных благ». Для окружающей природной среды опасность проявляется в уничтожении, повреждении отдельных ее компонентов, либо потере качества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков М.М. и Д.М. Генкина. Возникновение обязательств из причинения вреда //Гражданское право. – М.: Юриздат, 1944. - Т.1. – 419 с.
2. Баранов, П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А. Баранов. – Текст: электронный// Thelib: [сайт]. - URL: https://thelib.ru/books/p_a_baranov/obschestvoznanie_polnyy_spravochnik_dlya_po dgotovki_k_ege-read-4.html
3. Безопасность Евразии: Энцикл. Словарь. – М.: Книга, и бизнес, 2003. - 540 с.
4. Белова Н.И. Экология в мастерских. Метод. пособие / Н.И. Белова, Н.Н. Наумова. – СПб.: «Паритет», 2004. – 224с.
5. Гражданское право /под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1997. – Ч. П. – 784 с
6. Гурова, Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: учеб. пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. - М.: Издательство Оникс, 2005
7. Кузнецов, С.А. Толковый словарь. Большой толковый словарь русского языка/С.А. Кузнецов. – Текст: электронный// Gufo: [сайт]. – URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov/антропогенез
8. Лопатин, А.В. Техногенные катастрофы и их влияние на общество, государство и личность: проблемы и перспективы/А.В. Лопатин. – Текст: электронный// Вопросы безопасности. – 2019. – № 5. – С. 1 - 8
9. Мамонтова А.А. Формирование экологической безопасности в процессе обучения естествознанию: ценностно-деятельностный подход / А.А. Мамонтова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6. [Электронный ресурс]. URL: http:// scienceeducation.ru/ru/article/view?id=25566
10. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности. / В. Мошкин. // Основы безопасности жизнедеятельности. -2000. -№8. - с13-16.
11. Мошкин В. Правовое и экологическое воспитание. / В.Мошкин. // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. -№10. -с 13-16.
12. Мусабаева Н.А. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности Кыргызской Республики: Автореф. канд. юрид. наук. – Ош, 2014. – 26 с.
13. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы / авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. – 248 с.
14. Русаков М.И. Экологическая безопасность современной России (общеправовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород – 2006. - 204 с.
15. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации (Правовые основы, экологическое страхование и экологический аудит). – М.: Издательский центр «Анкил», 1998. – 207 с.
16. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Просвещение, 2013. – 176 с.
17. Собчак А.А. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда действием источника повышенной опасности: автореф. … канд. юрид. наук. – Л., 1964. – 38 с.
18. Сьогрен, К. Каким был бы мир без людей/ Кристиан Сьогрен. – Текст: электронный// Наука. – 2017. - № 6. – С. 1-2// ИноСми [сайт]. - URL: https://inosmi.ru/science/20170720/239861295.html
19. Туратбеков А.Т. Генезис экологической безопасности // Вестник Академии МВД Кыргызской Республики. – 2014. – Вып. 4.- С. 180-182.
20. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Ноосфера, 1999. – 930 с.