Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рынок доставки готовой еды с каждым годом привлекает к себе все больше пользователей. Современные технологии обеспечили возможность для еще большего роста и появления новых предложений, называемых сервисами онлайн доставки еды. Компании быстро проникают на рынок и сразу погружаются в пространство конкуренции, вынуждающее их к по-стоянным изменениям стратегий. Сравнению стратегий компаний на рынке доставки готовой еды и посвящена данная работа.
Актуальность данной работы продиктована скоростью внедрения технологий, скоростью развития рынка, что создает недостаток в исследо-ваниях стратегий компаний российского рынка. Данная работа стремится представить методы анализа стратегий, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Целью данной работы является анализ технологии доставки гото-вой еды компанией «Яндекс доставка».
Объектом исследования являются потребительские стратегии ком-пании Яндекс.Доставка.
Предметом исследования являются компании Яндекс.Доставка.
Для достижения цели определены следующие задачи:
-Организация сервиса доставки готовых блюд: особенности и пер-спективы развития в условиях пандемии
-Влияние периода ограничений, связанных с пандемией
-Сотрудничество кафе и ресторанов с сервисами доставки
-Выход ретейлеров на рынок доставки готовой еды через партнер-ство с крупными агрегаторами
-Развитие онлайн-супермаркетов
-Обзор сервиса «Яндекс доставка»
-Яндекс доставка – как работает сервис для клиента
-Новшества в «Яндекс доставке»
-Ключевые выгоды доставки готовой еды для торговых сетей
В данной работе были использованы следующие методы исследо-вания: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литера-туры.
Глава 1. Организация сервиса доставки готовых блюд: особенности и перспективы развития в условиях пандемии
1.1 Влияние периода ограничений, связанных с пандемией
Современная глобальная экономика в настоящее время переживает небывалый за свою историю кризис, который охватил все её сферы и про-является не только на уровне отдельных стран, но и, как следствие, нано-сит невосполнимый ущерб региональной экономике.
Так, по прогнозам Министерства экономического развития Ростов-ской области следует ожидать сокращения валового регионального про-дукта на 12%. Основными отраслями, пострадавшими от принятых для противодействия коронавирусной инфекции мер в донском регионе, также, как и в целом по стране, стали:
Авто-и авиаперевозки;
туристическая сфера;
сфера бытовых услуг населению;
физкультурно-оздоровительная деятельность;
организация культурно-массовых и развлекательных меропри-ятий и др.
На фоне глобальной пандемии COVID19 одними из самых постра-давших отраслей стали сфера развлечений и ресторанно-гостиничный биз-нес.
Многие заведения ресторанного бизнеса понесли огромные потери из-за невозможности обслужить клиентов. И по разным оценкам, от 30 до 50% заведений не открылись после снятия карантина. Поэтому проблема организации и совершенствования услуг доставки в нынешних реалиях глобальной эпидемии COVID19, стала как никогда актуальной.
В то же время не все отрасли демонстрируют снижение показателей деятельности. Одной из основных отраслей, выигрывающей в условиях пандемии коронавируса, является доставка продуктов питания и готовых блюд.
Для многих ресторанов доставка готовых блюд на дом стала чуть ли не единственной возможностью существования. Согласно данным ин-формационного агентства «Data Insight» [1, c. 5], если в феврале у 42 % российских ресторанов существовала услуга доставки, то на конец марта услугу удаленного обслуживания клиентов стали предоставлять еще 18 % ресторанов.
Безусловно, заведения, у которых уже действовала служба доставки и существовал свой круг потребителей, находятся в более выгодном поло-жении на рынке, чем те, которым пришлось организовывать доставку в период самоизоляции. Речь идет как о создании собственной службы до-ставки, так и об оперативном подключении к сервисам агрегаторов, с ко-торыми некоторые рестораторы ранее не взаимодействовали из-за того, что их не устраивали условия работы. Однако текущая ситуация заставила их переосмыслить свою позицию.
Транспортная логистика на предприятиях общественного питания играет решающую роль в системе организации доставки, а именно по пе-ремещению каких-либо материальных предметов, веществ и прочего из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальная транс-портная логистика -одна из центральных задач по организации доставки готовых блюд на дом. Практика пока
На сегодняшний день возможны следующие способы организации сервиса. Собственная доставка, при которой ресторан полностью контро-лирует весь процесс, начиная с приема заказов, приготовление пищи и до-ставку заказов клиентам. Данный вид организации сервиса доставки за-тратный на этапе разработки и внедрения, но более маржинальный, чем сторонняя доставка, при которой предприятие заключает договор со сто-ронними курьерскими службамиа-грегаторами. Этот вид организации до-ставки требует минимальных вложений, однако большой процент комис-сии является очень обременительным для ресторана.
Альтернативным решением может стать совмещенная доставка, объединяющая собственную и стороннюю доставки, при этом заведение имеет свой сервис и пользуется услугами служб агрегаторов. Использова-ние такого способа преследует следующие цели: рекламирование заведе-ния в сетях агрегаторов; разгрузку собственной доставки; дополнительный доход.
Массовой услуга доставки готовых блюд стала после появления крупных агрегаторов, способных инвестировать значительные суммы в свое развитие и продвижение. А по мере роста спроса на доставку растет и количество игроков, желающих заработать на этом виде деятельности.
Однако, как отмечают эксперты, крупные агрегаторы, стремясь за-воевать большую долю растущего рынка, вынуждены прибегать к сниже-нию доходности услуг доставки. Например, при среднем чеке в 900 руб-лей и комиссии 33 % агрегатор зарабатывает с заказа 297 рублей, из них около 210 рублей зарплата курьера с учетом налогов [2]. В «Яндекс.Еда» этот вопрос решили динамическим ценообразованием, где цена автомати-чески устанавливается в зависимости от множества факторов (спроса, рас-стояния от ресторана до клиента, цены заказа, а также выбранного ресто-рана), система рассчитывает ее и мгновенно выводит клиенту.
Использование агрегаторов позволяет предприятиям общественно-го питания быстро нарастить объем заказов, прежде всего за счет извест-ности самих сервисов доставки, а с другой, принуждает работать по навя-занным им условиям. Клиенты крупных агрегаторов жалуются на высокий процент с заказов, удерживаемый сервисом; невозможность контролиро-вать качество услуг доставки и непрозрачность схем взаиморасчетов с аг-регаторами, что может вызвать сложности с налогообложением.
Современные разработки в области искусственного интеллекта и машинного обучения, используемые крупными сервисами доставки, направлены на оптимизацию работы курьеров от распределения заказов до построения маршрутов и прогнозирования загрузки [2]. Так, «Delivery club» в своей системе прогнозирования спроса и распределения заказов учитывает погоду, событийные мероприятия региона и собранные стати-стические данные о спросе.
Развивая собственную сеть доставки, компании сталкиваются с про-блемой обеспечения быстроты выполнения заказов. Чем дальше потреби-тель расположен от точки общественного питания, тем сложнее обеспечить высокую скорость доставки готовой продукции. Один из главных трендов рынка общественного питания развитие сети, каждая из точек которой направлена на обслуживание конкретного локального пространства (Шаурма маркет, Макдональдс). Еще одной яркой тенденцией можно назвать распространение так называемых дарк китченов (точек обще-ственного питания, не имеющих зала обслуживания клиента и изначально рассчитанных только на доставку продукции). Рост таких предприятий обуславливает серьезную конкуренцию местным ресторанам и федераль-ным агрегаторам, прежде всего за счет «гиперлокальности» и возможно-сти контролировать скорость и качество доставки собственной курьерской службой.
Спрос на готовую еду становится одним из ключевых факторов развития продовольственного рынка. Российский потребитель становится все более требовательным к качеству продукции и сервисам, предоставля-емым как ретейлерами, так и участниками рынка доставки готовой еды. Главный тренд — желание получать еду быстро, за что покупатели готовы платить дополнительные деньги.
В период ограничений, связанных с пандемией COVID19, данный тренд не потерял актуальность. Как и раньше, потребители предпочитают покупать готовую еду, чтобы экономить время и не утруждать себя приго-товлением. На смену питанию вне дома приходят многочисленные сервисы доставки готовой еды на дом.
1.2 Сотрудничество кафе и ресторанов с сервисами доставки
Большинство изменений, происходящих на российском рынке, идут в ногу с общемировыми социальными тенденциями: желанием людей мак-симально эффективно использовать свое время, стремлением к ярким впе-чатлениям и получению удовольствия
от жизни. Потребители становятся все более взыскательными к ка-честву продукции и предоставляемых услуг. Поэтому большинство круп-нейших сетей питания и доставки уже успели скорректировать свои бизнес-стратегии, чтобы сохранить максимальное число лояльных покупателей и увеличить выручку за счет дифференциации и привлечения новых клиен-тов.
Одним из способов, позволяющих бизнесу покрыть изменяющиеся потребительские предпочтения, является партнерство с крупными серви-сами доставки еды. Данная стратегия предполагает выход ресторанов и ретейлеров в онлайн-сферу, дает покупателям более широкий выбор и позволяет оперативно реагировать на изменение предпочтений. Кроме то-го, она приводит к более высокому уровню прозрачности бизнеса. Мы наблюдаем, что в России эта стратегия становится макротрендом.
Подобные системы партнерств на протяжении многих лет успешно внедряются в большинстве развитых стран, принося взаимную выгоду как предприятиям общественного питания, так и агрегаторам услуг доставки. В крупных городах России это взаимодействие развивается ускоренными темпами: два основных сервиса-гиганта — Delivery Club и «Яндекс.Еда» — суммарно покрывают более 20% российского и 80% московского рынка доставки готовых блюд из кафе и ресторанов. Наиболее быстрым ростом в этой отрасли отличилась именно «Яндекс.Еда», добившись к концу 2019 года партнерства с более чем 12 000 ресторанами.
Запрет на посещение кафе и ресторанов в связи с пандемией COVID19 привел к тому, что еще большая часть заведений, до этого не осуществляющих доставку, были вынуждены выйти на онлайн рынок и со-трудничать с агрегаторами услуг доставки.
1.3. Выход ретейлеров на рынок доставки готовой еды через парт-нерство с крупными агрегаторами
Международные фудагрегаторы заключают соглашения не только с ресторанами и кафе, но и с крупными ретейлерами, желающими предо-ставлять услуги доставки готовой еды своим потребителям. Это один из наиболее успешно растущих трендов, уже доказавший свою рентабель-ность в США и странах Европы. Так, например, крупная торговая сеть Великобритании Asda с 2018 года успешно работает со службой Just Eat (доставка пиццы и продукции бакалеи). Компания демонстрирует значи-тельный рост выручки в тестируемых магазинах и планирует расширить обслуживание на остальные торговые точки.
Подобные партнерства есть и на российском рынке. Например, «Азбука Вкуса», являясь одним из немногих представителей продоволь-ственного ретейла с большими мощностями по производству кулинарной продукции, уже несколько лет активно работает с платформами по достав-ке готовой еды собственного производства. Аналогичной стратегии следу-ет и «ВкусВилл», готовую продукцию которого можно заказать через аг-регаторы SaveTime, SberMarket и «ВкусВилл Экспресс»2.