Фрагмент для ознакомления
2
Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. Решение этой задачи предполагает освоение ребенком определенных речевых навыков, уровень овладения которыми различный. Данная программа предполагает три уровня развития умений и навыков.
Высокий уровень – использует в речевом общении сложные предложения, активно выполняет задания обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства, движения и слова песен выразительны. Пальчиковая гимнастика выполняется в полном объеме.
Средний уровень – ребенок отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, не называет животных и детенышей. Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм). Пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.
Низкий уровень – ребенок отвечает одним словом, испытывает затруднения в подборе слов, воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха с ошибками. Движения пальчиковой гимнастики вызывают затруднения.
Основные методы формирования речевой интонации направлены на восстановление главного компонента интонации - мелодики. В этом разделе работы уместны любые игровые варианты интонационных конструкций. В виде диалога, например, вопросно-ответная форма (Что ревешь, самолёт? -У - у - у), в этом же задании можно ввести упражнения на усовершенствования интенсивности голоса, предавая гул самолёта так, будто он близко или далеко. Есть и другой вариант интонационных упражнений дается не фраза текста или стихотворения, а сочетание гласных звуков, собранных в вопрос - «уОуауэуиуы? - вопрос - уОуауэуиуы! - ответ».
Ритм - это форма и способ существования мира в целом, вся жизнь - это цепь ритмичных последовательностей. Ритм также является универсальным свойством, организующим и дисциплинирующим началом любой языковой системы. Речь, как и музыка, построены на ритмическом фундаменте, поэтому на занятиях по формированию интонации необходимо воспитывать и развивать чувство ритма в слове, во фразе в высказывании. В этом способна помочь фонетическая ритмика (система двигательных упражнений, в которых различные движения, сочетаются с произнесением определенного речевого материала).
В коррекционную работу с использованием музыкальной стимуляции, включаются элементы сочетания музыкальных и речевых интонаций. Поскольку поэзия это высшая форма речи, то поэзия и музыка в процессе своего исторического развития постоянно тяготеют друг к другу. Результатом этого тяготения является вокальная музыка - синтетическое искусство, включающее в себя закономерности обоих составляющих. Особенно близко слово и музыка соприкасаются в компонентах интонации.
Наиболее прямые аналогии возникают в области метрики и ритмики. В этом отношении музыка связана не только с поэтической, но и с обычной, естественной речью, ее интонационной выразительностью. Интонации речи являются основным источником и фундаментом музыкальных интонаций. Следовательно, воспитав интонационные качества в музыкальных упражнениях, будет сформирована интонационная сторона речи.
Существуют определенные типы речевой мелодики (ИК - интонационные конструкции), связанные с содержанием речи, с ситуацией, с темпераментом говорящего. В разговорной речи используются разнообразные ИК, интервалы, хотя речи свойственно свободное интонирование, не укладывающееся в рамки музыкального строя. В процессе своего развития безусловная интонация стона послужила основой для условных интонаций утраты, сожаления, безысходности и других оттенков горя и печали.
Безусловная интонация крика стала исходной для условных интонаций призыва, приветствия, победного настроения. В дальнейшем они становятся материалом для интонации речи и музыки. Интонация скорби, рожденная первичной голосовой реакцией, является одной из самых распространенных и устойчивых, Простейшая мелодическая ячейка: нисходящая секунда с акцентом на первом звуке и слабым окончанием, гармонизованный обычно, как задержание. Недаром она стала основой для средневековой секвенции «Dies irae» из сочинения И. С. Баха «Страсти по Матфею», как символ скорби, страха, бедствия, интонации скорби, восклицания, вопроса, утверждения - являются наиболее элементарными и наиболее устойчивыми слагаемыми «интонационного словаря» вокальной музыки. Их связь с речью несомненна, а в способности видоизменяться и приобретать новые оттенки выразительности в зависимости от контекста кроется секрет распространенности и устойчивости их выразительной основы.
Музыкальная коррекция за счет стимуляции высших психических функций дает положительные результаты в короткое время. Вместе с улучшением интонационных структур, в процессе музыкальных занятий оказывается благотворное влияние на личность ребенка, и его отношение к интонации, к её значению. Ребенок начинает чувствовать возможности своего голоса, учиться управлять им, воздействовать на окружающих словом.
Музыкальная стимуляция содержит систему разнообразных методов формирования интонационной стороны речи, некоторые из которых являются традиционными, но модифицированными и обновленными в соответствии с индивидуальными особенностями каждого современного ребенка. Поскольку проблема формирования интонации у детей с ОНР (общее недоразвитие речи) требует дальнейшей разработки и рассмотрения, методических рекомендаций, а тем более коррекционных программ не много.
Самые известные труды касаются таких компонентов речи как темп и ритм, где были проанализированы различные способы произнесения фраз, применяемые при формировании нарушения темпа и ритма речи: шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, замедленная; речь с выделением ударных гласных; скандированная речь; полный стиль произношения; ритмизированная и послоговая речь. Помимо работы над плавностью темпом и ритмом речи ведется работа над удлинением фонационного выдоха на эту тему написано немало разнообразных книг и статей.
Коррекционно-педагогическая работа, в сочетании с работой других специалистов, направленная на нормализацию всех компонентов интонации, благотворно влияет на психические процессы, на воспитание личности и оздоровление организма в целом. Комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия на различные грани дефекта. Пение -это эмоциональное состояние, это способ общения с миром, самореализация, поэтому, пение благотворно влияет на все сферы деятельности обучающегося. Более того пение содержит в себе различные интонационные компоненты - ритм темп, интенсивность (динамика), ударение, пауза, тембр, а, следовательно, может являться вспомогательным средством в процессе формирования интонационной стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Эффективность формирования темпа и ритма речи у детей младшего школьного возраста при пении повышается с увеличением средней длительности слогов; здесь существенную роль играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы, а в устной речи - наличие сильной позиции в начале синтагмы. При постановке певческого голоса можно решать и речевые задачи:
совершенствуясь для пения, голосовой аппарат детей совершенствуется и для речи;
прививая детям культуру выразительного исполнения, формируется речевая выразительность;
формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываются основы активной монологической речи;
развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развивается способность к речевым интонациям.
В процессе вокально-речевой работы на музыкальных занятиях эффективно использования распевок, пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, пропевание слогов «ми - мэ - ма - мо - му» на одном звуке, пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и - а - у, е - о - а». Их несложная мелодика позволяет обращать внимание не только на интонационную точность исполнения, но и на правильное и выразительное произношение звуков
Очень важным для детей является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, развитие общей и мелкой моторики. В этом помогает музыкальная ритмика, так как ее лечебный эффект при двигательных и речевых расстройствах известен давно.
Поскольку пение и речь связаны между собой, правильное пение рассматривается специалистами в области современного вокала как певучая растянутая речь, вокальные упражнения благотворно влияют на формирование плавности речи, модуляции голоса, формирует культуру речи. На огромную роль вибраций собственного голоса указывал великий Пифагор. Если больной не мог издавать звуки, Пифагор прикладывал к его груди трубу, через которую вызывал вибрации в теле больного.
Знаток средневековой медицины Парацельс считал вибрации от звуков музыкальных инструментов и собственного голоса главным методом лечения. Музыкальные формы как древнейший вид проявления творчества человека, несомненно, имеет воздействие на глубинные психические процессы и это воздействие нельзя недооценивать. Музыкальные упражнения развивают чувства темпа, ритма, времени, улучшают общую и мелкую моторики, влияют на психологическое состояние ребенка, меняют отношение самого ребенка к своему голосовому аппарату и методам его использования.
Одним из методов формирования чувства ритма является ритмика. На основе ритмики возможен и другой способ формирования ритмической организации. Ритмичные движения тела в сочетании с декламацией или вокальными упражнениями являются основой фонетической ритмики.
В работе с детьми с ОНР I-II уровня, с детьми с алалией помогает верботональный метод и фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР - СПб., Детство-Пресс, 2009
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2010. -400с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия,2008. -159с.
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДетствоПресс, 2009.
5. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.,2010.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение,2011. -255с.
7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.,2009.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,2011.
9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
10. Волкова Г.А. Логоритмика. - М., 2011. .
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008
12. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.,2009.
13. Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками // Дефектология. --2009.-№3. -С. 69-72.
14. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы со школьниками/ М.В. Ермолаева. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - 176 с. - (Библиотека школьного психолога).
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,2011.
16. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.,2009. - 370 с.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.,2010.
18. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,2011.
19. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов,2011. - 164 с.
20. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009.
21. Ковшиков В. А. К вопросу о нарушении различных знаковых систем в речевой деятельности детей с экспрессивной алалией // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений. Л.,2010. - с. 79-96.
22. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М., 2012
23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 2012
24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: Гном и Д, 200
25. Метод. пособие для учителя-логопеда/ Р.И. Лалаева. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
26. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.,2011. - 245 с.
27. Мухина В.С. Детская психология. -М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс,2011. -315с.
28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ,2012. -49с.
29. Новиковская О.А, Логоритмия для дошкольников в играх и упражнениях - М., 2009,
30. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение,2011. -223с.
31. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дотттк. воспитание.-2009.-№7.-С.15-18.
32. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика - М., 2008
33. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников - М. 2009
34. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. -М.: Просвещение,2009. -176с.
35. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение,2011. -159 с.
36. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. 2009.-№1. - С.59-66.
37. Ушакова О.С., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-2011.- №9.-С.71-78
38. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение,2008. -239с.
39. Шашкина Г.Р.Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи - М., Академия, 2009
40. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение 2010. -348с.