Фрагмент для ознакомления
2
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося - формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования - компетентности личности, способной адаптироваться к жизни в постоянно меняющихся условиях социума.
Главной целью обучения является не стремление дать ученикам как можно больше информации, а забота о глубине и качестве приобретенных ими знаний, умение самостоятельно добывать знания и применять их в жизни. Что и определяет актуальность выбранной темы квалификационной работы «Проектирование уроков математики в контексте системнодеятельностного подхода».
Проблемой конструирования уроков занимались следующие авторы: А.Г. Асмолов, О.Б. Епишева, О.А. Малыгина, В.М. Монахов, И. Г. Липатникова, Л.Г. Петерсон и др.
Несмотря на то, что проблема технологического подхода к проектированию уроков математики в рамках системно-деятельностного подхода рассмотрена теоретически, но практике у педагогов возникает много вопросов по данной проблеме.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования – проектирование урока математики в контексте системно-деятельностного подхода
Цель – обоснование необходимости реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике.
Достижение данной цели возможно посредством последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия системно-деятельного подхода в рамках ФГОС.
3.Проверить результативность реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики в соответствии с ФГОС ООО.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из одной главы, разделенной на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования уроков математики в контексте системно - деятельностного подхода
1.1. Сущность системно-деятельностного подхода в процессе обучения математики
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Изучением системного подхода занимались следующие классики нашей отечественной науки такие, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и многие другие. Деятельностный подход разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи.
В системно-деятельностном подходе приоритет отдается обучению самостоятельно добывать нужную информацию, выявлять проблемы, находить пути их решения, уметь критически мыслить, применять полученные знания для решения новых задач, которые сформулированы в новом ФГОС общего среднего образования, согласно которому предусмотрены четыре основные составляющие:
1) знания о природе, обществе, человеке, технике;
2) опыт осуществления известных способов деятельности;
3) развитие творческой деятельности;
4) развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающей жизни. Системно - деятельностный подход - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой главное внимание уделяется активной, разносторонней, продуктивной, самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
По мнению Асмолова А.Г [3], в системно-деятельностном подходе работа педагога строится на следующих принципах:
-обучение и воспитание – единая система;
-деятельность каждого ученика организуется с учетом его индивидуальных возможностей;
-учитель руководит учебной деятельностью, организует самостоятельную деятельность обучающихся, а ученик получает знания в результате собственных поисков и решений проблем;
-совместная деятельность педагога и учеников;
-организуется внутренняя мотивация ребенка стимулированием желания учиться, ставить цели, уметь себя контролировать, корректировать, оценивать. Эффективность обучения зависит от того захочет ли обучающийся сам познавать.
Системный подход - это развитие познавательной деятельности, которая может быть рассмотрена как единая система.
По мнению Боровских А, В. [11], системный подход - это рассмотрение всех вопросов в системе, касающихся одного факта или явления. Системный подход формирует человеческое мировоззрение и его связь с окружающим миром. Как отмечает философ и системолог В. Н. Сагатовский о сущности и эффективности системного подхода как метода, наиболее полным является описание объекта, представленное в виде системы.
Системный подход разделяется на два вида: познавательный (описательный) и конструктивный (используется при создании системы). При описательном подходе внешние проявления системы объясняются через ее внутреннее строение - состав и структуру.
Создание системы проходит следующие этапы: проблемная ситуация - цель - функция - состав и структура - внешние условия. В то же время оба вида системного подхода тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.
В работе Юдина Э.Г. системный подход рассматривается как познавательная деятельность, в которую вовлечены ученики, процессы познания, условия, в которых протекает этот процесс и результат процесса – продукт. Выделяет три типа получения знаний:
Первый тип: получение знаний в системном подходе обучения происходит поэтапно: основные понятия – следствие – применение этих понятий. Именно так строятся и математические знания. Ученикам представляются варианты поиска основных понятий и связи между ними (математическими понятиями, аксиомами, теоремами, алгоритмами, правилами) и способами деятельности (навыками и умениями). Знания, которые ученик добывает самостоятельно в процессе обучения, становятся средством решения теоретических и практических задач, называют элементами знаний.
Человек изучает свойства элементов реального мира только в процессе различных видов деятельности (предметной, умственной, индивидуальной, коллективной и др.) это и является главной чертой деятельностного подхода в развитии личности. В учебной деятельности, как и в любой другой, различают три компонента: мотивы и учебные задачи; учебные действия; действия контроля и самооценки знаний школьников.
Изменение личности ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие происходит за счет активного формирования учебной и воспитательной деятельности на основе деятельностного подхода, где сам ученик является субъектом деятельности.
Второй тип: ученику дают указания, как правильно выполнять действия или задачи, то есть готовый алгоритм действий. При условии соблюдения указаний алгоритма обучения происходит без большого количества ошибок и быстрее, чем по первому типу ориентировки.
Третий тип предполагает обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу ситуации. Учитель специально организует с учащимися углубленный анализ решения задачи: они самостоятельно составляют обобщенную схему или алгоритм решения. Учитель выбирает типичную опорную задачу или две задачи из некоторого класса задач, решать которые нужно научить учеников и привлекает их к решению. [5]
После этого анализируется процесс решения, выделяются существенное и несущественное в условии задачи и ее решении, состоит алгоритм или правило-ориентир. Это позволяет учащимся осознать особенности определенного класса задач и принцип вариации несущественного, что дает возможность перенести способ решения в новых условиях.
Сухов В.П. [5] считает, что системный и деятельностный подход связаны друг с другом: в сочетании с системным деятельностный подход приобретает большую эффективность тогда, когда системный подход выполняет объяснительную функцию по отношению к деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. - СПб., 2012. — с. 140-142.
2.Арюткина С.В. Подготовка учителей к формированию у школьников обобщенных приёмов действий, Высшее образование в России. - 2012. - № 1. - С. 149-151.
3.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения, М.: 2009 – №4. – С18-22.
4.Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. – 280
5.Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научнопедагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
6.Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – с. 7–18.
7.Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов.– Томск: ТОИПКРО, 2010
8.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008, 214 с.
9.Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003 – 223 с
10.Захарова . А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода в обучении - 2001, № 8. - с. 20-23.
11.Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
12.Конаржевский Ю.А. Анализ урока, М., 2000, 240 стр.
13.Липатникова И.Г. Рефлексивный подход в контексте развивающего обучения в начальной и средней школе. Екатеринбург: АМБ, 2003 – 245 с
14.Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб.пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.
15.Монахов В.М. Конструирование и проектирование учебного процесса., г. Волгоград «Перемена», 2006 г.- 206 стр.
16.Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования. - Красноярск, 2004. - 112с.
17.В.А. Сластенина. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с
18.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006 – 146 с
19.Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: – СПб: Питер, 2004. – 316 с
20.Скафа Е. И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология. – Донецк : Изд-во Дон, 2004. – 439 с.
21.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004 – 243 с.
22.Технологическая карта урока – средство формирования проектировочных умений (из опыта работы учителей математики Бугульминского муниципального района) / сост. Ф.З. Кадырова, Р.Р. Исмагилова, Т.А. Руденко – Казань: ИРО РТ, 2015. – 141 с.
23.Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2012 – 21 с.