Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ценности и ценностные ориентации - неотъемлемая часть жизни и культуры отдельной личности и всего общества. Из-за происходящих социальных изменений, связанных с развитием общества, наблюдается кризис ценностной системы. Размытое представление о ценностях изменяет отношение к жизни, к семье и труду, ведет к девиантному поведению, социальной пассивности и состоянию аномии.
В данной работе ценности рассматриваются, как нечто особо значимое для отдельной личности и общества, что определяет его убеждения и служит объяснением и мотивацией его поступков.
Важно иметь четкую систему ценностей и ценностных ориентаций, ведь ценности определяют цели и, главное, способы и средства их достижения. Все это будет формировать культуру всего общества. А если четкого представления о ценностях не будет, то и культуру сложно будет назвать культурой.
Проблема ценностей изучается не только социологией, но и некоторыми другими науками, такими как, например, культурология и психология. Изучением этого вопроса занимались многие известные ученые, как отечественные, так и зарубежные, от классиков до современников. Среди них Т. Парсонс, А. Маслоу, Т. Гоббс, В. А. Ядов, Г.В. Осипов, Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов и др.
Объект исследования: ценности и ценностные ориентации.
Предмет исследования: жизненные ценности российского населения.
Цель: изучение жизненных ценностей российского населения: сходства и различия с европейскими странами.
Задачи работы:
изучить понятие и сущность ценностных ориентаций;
раскрыть классификацию ценностей;
рассмотреть влияние качества жизни на формирование структуры ценностей российского населения;
охарактеризовать изменения структуры ценностей молодежи в современном российском обществе;
изучить отличия европейские ценности от российских.
Методы исследования: литературный обзор, сравнительный анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Основные понятия о системе ценностных ориентаций и теоретические подходы
1.1. Понятие и сущность ценностных ориентаций
Понятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX столетия. Оно очень широко используется в философской и другой специальной литературе, оно указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В социологии проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, которые выполняют по отношению к личности нормативные функции. В социологической литературе можно найти большое количество разнообразных дефиниций ценностей. Но чтобы разобраться с этим понятием, необходимо обратиться к его истории его возникновения.
Изначально это относится к работам М. Вебера. Немецкий социолог отмечает, что, будучи «людьми культуры», мы обладаем способностью и волей, которые позволяют нам сознательно занять определенную позицию по отношению к миру и сообщить ему смысл. «Судьба культурной эпохи, «вкусившей» плод от древа познания, состоит в необходимости понимания, что смысл мироздания не раскрывается исследованием, каким бы совершенным оно ни было, что мы сами призваны создать этот смысл, что «мировоззрения» никогда не могут быть продуктом развивающегося опытного знания». Ценности историчны, они выражают «интерес эпохи», который более устойчив, чем субъективные прихоти отдельных лиц .
Теоретическим выражением «интереса эпохи» являются идеальные типы, которые, однако, совершенно лишены, по Веберу, какого бы то ни было момента оценки и не должны рассматриваться как «образцы совершенства». Значение идеальных типов в познании чисто логическое: они выступают как понятийные средства для заключения о причинах явлений и для обобщенного изображения действительности. Таковы понятия «капитализм», «средневековый город», «бюрократия», «целерациональное поведение».
В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентации. Точного различения понятий в литературе не прослеживается. Некоторые ученые употребляют их как равнозначные. Но в основном при изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». А при изучении отдельных индивидов употребляется как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями, согласно Карандашеву, понимается «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров». Ценностные ориентации — это «интериоризированные личностью ценности социальных групп» .
Система ценностных ориентации личности образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их по-своему, но социологические исследования показывают, что у социальных групп, живущих в сходных социокультурных условиях, формируются иерархически упорядоченные структуры ценностных ориентации, которые имеют типичный для данной группы характер.
Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.
Однако кризис какого-либо явления не всегда равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.
Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом — островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности — необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни .
Анализ духовных ценностей и социальных процессов является приоритетной задачей социологии. Ибо по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются.
Ценности являются важнейшим регулятором социального поведения.
Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в. предложил различать два типа ценностей - жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов — логические, эстетические, этические и метафизические ценности.
Один из видных немецких философов XX в. М. Шелер выстраивал ценности в иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные («приятное»), над ними - жизненные, или витальные («благородное»), еще выше - духовные, в том числе эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени - религиозные («святое»).
Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.
В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; 2) социальные - семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические - гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные - добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. 5) религиозные - Бог, Священное Писание, вера и пр.; 6) эстетические - красота, стиль, гармония и др.[
В книге Г. Выжлецова выделяются четыре класса ценностей: 1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные (политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) материальные.
И.С. Кон подразделяет ценностные аспекты на общественные (осознание социальной ценности) и личные (система личных ценностей, то, чего индивид хочет для себя). Психическая жизнь человека крайне подвижна.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
2. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
3. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
4. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
5. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
6. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
7. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
8. Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н. И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
9. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
10. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
11. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
12. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.
13. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
14. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 594 с.
15. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления / С. Ю. Наумов, Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 375 с.
16. Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. П. Орешин. – 2-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 178 с.
17. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
18. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
19. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
20. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
21. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
22. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 239 с.
23. Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 695 с.
24. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
25. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – М.: Норма, 2020. – 176 с.
26. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 148 с.
27. Чазова, И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.
28. Черкасова, М. А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт / М. А. Черкасова // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – С. 177-181.