Фрагмент для ознакомления
2
Государственный образовательный стандарт второго поколения характеризуется повышением внимания общества к проблеме эффективного развития детей, что находит отражение в смещении приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей.
Эти изменения предъявляют новейшие требования к личности педагога, особенно к его социальной и профессиональной позиции. Данная позиция находит свое отражение на стиле педагогического общения.
Стиль педагогического общения учителя оказывает непосредственное воздействие на результативность учебной деятельности, а также на ее психологических факторах.
Стиль общения педагога с учащимися имеет непосредственное влияние на эмоциональное благополучие внутри ученического коллектива, что воздействует на эффективность учебной деятельности школьников, а этот факт делает тему нашего исследования «Влияние стиля общения учителя и учащихся с нарушением на процесс и результаты учебной деятельности» актуальной.
Таким образом, цель исследования – охарактеризовать влияние стиля общения учителя и учащихся с нарушением на процесс и результаты учебной деятельности.
Объект исследования – стили общения учителя и учащихся.
Предмет исследования – нарушение стиля общения учителя и учащихся и его влияние на результаты учебной деятельности.
Гипотеза исследования – нарушение стиля общения учителя и учащихся будет оказывать влияние на процесс и результаты учебной деятельности, если:
– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического общения,
- охарактеризовать стили педагогического общения,
– выявить учителей с различным стилем педагогического общения: авторитарным, демократическим, либерально-попустительским;
– рассмотреть взаимосвязь между стилем педагогического общения педагога и результативности учебной деятельности школьников на примере параллели 3-х классов.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы;
– педагогический эксперимент.
Глава 1. Теоретические основы общения и обучения
1.1 Понятие «педагогическое общение»
Общение в педагогическом процессе является средством решения учебных задач, кроме того, его можно рассматривать в качестве социально-психологическое обеспечения процесса воспитания.
Педагогическое общение представляет собой систему социально- психологического взаимодействия между учителем и учащимися, которая состоит из следующих элементов:
-воспитательное воздействие,
-процесс обмена информацией,
- процесс организации с помощью коммуникативных средств взаимоотношений между педагогом и учениками.
Главными особенностями педагогического общения являются его эмоциональность и личностное развитие.
Учитель должен уметь профессионально преодолевать естественные трудности в общении с учениками, понимая различия в их уровне подготовки. Важным для каждого педагога является понимание того, что правильное общение – это не только дисциплина в классе, это процесс обмена духовными ценностями. Язык педагогического общения должен стать для этого языком доверия.
Устная речь- это основное средство педагогического общения. Именно слово педагога оказывает важное влияние на сознание и эмоции учеников.
Особенности педагогического общения изучались в работах таких педагогов, как: А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, Я. Л. Коломинский и других.
Педагогическое общение лежит в основе педагогической деятельности. Для него можно выделить ряд особенностей:
- несет обучающий, развивающий и воспитывающий характер;
- имеет ориентированность на процесс развития личности,
- обладает динамичностью,
- определяет особенности позиции педагога и детей в ходе общения,
- педагога и детей в общении, но и методы и средства общения;
- является средством решения учебно- воспитательных задач;
- показатель взаимного познания педагога и учащихся.
Создание эффективных условий в процессе развития мотивации и творческого характера процесса обучения обеспечивается правильно выбранным стилем педагогического общения.
Педагогическое общение учителя и учеников при правильной организации будет обеспечивать благоприятный эмоциональный климат в классе в процессе обучения [3, с.34].
Главными компонентами педагогического общения являются:
- интерактивный,
- перцептивный,
- коммуникативный.
Данные компоненты помогают определить основные функции педагогического общения.
1.2 Стили общения и их характеристика
На сегодняшний день стилем педагогического общения является стиль отношения учителя к детям.
Индивидуальные особенности стиля педагогического общения рассматриваются в качестве типа коммуникативного стиля. Явление коммуникативного стиля рассматривалось многими педагогами, процесс его изучения делят на два направления:
- деятельностное направление,
- интерактивное направление.
Индивидуальным стилем педагогического общения считается внутренняя функция педагога, которая определяется:
- самооценкой учителя,
- уровнем его тревожности,
- уровнем притязаний,
- уровнем эмоциональной устойчивости,
- особенностями импульсивности характера.
Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности процесса взаимодействия между педагогом и его учениками.
Стиль педагогического общения является одной из категорий педагогического процесса. Она отражает общественные установки своего времени, так как педагог является его непосредственным участником.
В психолого-педагогической литературе встречаются следующие главные стили педагогического общения:
- авторитарный стиль,
- демократический стиль,
- либеральный стиль.
Авторитарный стиль имеет определенные особенности.
Во –первых, учитель с таким стилем общения в классе подавляет своих учеников, навязывает свое мнение, выдает команды, причем, качается это и школьников, и их родителей [5, с.123].
Мнение окружающих не имеет для него значения, поэтому он предъявляет срочные требования по процессу реализации, может организовывать формальное участие коллектива для поддержки собственных решений.
Сторонников данного стиля достаточно много среди педагогов, по их мнению, у ребенка необходимо сформировать подчинение авторитету учителя. Каждому ученику необходимо уважать каждого учителя, а каждый учитель должен поддерживать авторитет своих коллег.
Демократический стиль можно охарактеризовать следующим образом:
- наличие стремления учитывать мнение своих подопечных,
- стремление к тому, чтобы прислушиваться и учитывать интересы учеников или коллег,
- тактичность и правильность при решении проблем и противоречий.
Все требования к ученикам представлены в тактичной, корректной форме, при этом достоинства учеников не уменьшаются.
Демократический стиль педагогического общения известен из психолого-педагогической литературы еще с 20 века.
Либеральный стиль педагогического общения можно охарактеризовать следующим образом:
- уход от конфликтных ситуаций,
- стремление уйти от всех конфликтов с учениками,
- убеждения вместо просьб,
- выполнение некоторой части заданий самим учителем,
- бездействие учителя,
-исключение собственной ответственности за то, что происходит в классном коллективе.
Наиболее продуктивным, по мнению специалистов, считается стиль общения, в основе которого лежат:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмедов И.П.Семейная педагогика: для учр. высш. и сред. проф. образования .- М.: Наука, 2014. – 276 С.
2. Архипова М.А. Диагностика учебной мотивации детей младшего школьного возраста._М.: Психология, 2013. - № 2. - С. 92-103.
3. Вересова М.Р. Мотивация учебной деятельности в младшем школьном возрасте.-М: Психология, – 2014. – № 3. – С. 55-59. – Библиогр.: с. 59 (11 назв.).
4. Вартанова, И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестник Московского ун-та. - Серия 14: Психология. - 2017. №2. -С. 16-24.
5. Вилюга А.В. Психология развития мотивации. – М.: Речь, 2018. - 444 с.
6. Кудашова С.П. Модели педагогического общения в воспитательно–образовательном процессе.- М.: Наука, 2012.- 342 с.
7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2–е изд., перераб. и доп. — М.: Психология, 2012. — 367 с.
8. Носова С.П. Модели педагогического общения / С.П. Носова.Самопознание — путь профессионального становления учителя. — Самара, 2011. – 265 с.
9. Осипов М.С. Педагогическое общение и его стили. Материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 26–30.
10. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства; Инфра–М, Форум — Москва, 2012. — 208 c.
11. Титова В.А. Педагогическое общение.- М.: МГУ, 267 с.
12. Целиков С.А. Психологические основы педагогического общения.- М: Наука, 2013. - 432 c.
13. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования; Логос — Москва, 2012. — 200 c.
14. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. — М.; Воронеж, 2009. — 128 с.
15. Фурсов М.А. Стили педагогического общения.- М.: АСТРА, 243 с.