Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольный возраст – сензитивный этап в развитии экологической культуры личности. На данном этапе жизни ребёнок учится выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностная связь к окружающему, формируются основы нравственно экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе [5; 11]. Благодаря вышеупомянутым изменениям и развитию дошкольника, происходит формирование экологических знаний и представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания чувства сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Комнатные растения в учебном процессе детского сада находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений.
В педагогической, психологической и методической литературе особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в ряде психологических и научно-педагогических исследований (В. П. Арсентьевой, Н. Н. Вересовым, С. Н. Николаевой, О. А. Овсянниковой, Г. Н. Островской, Л. М. Пономаревой, Т. А. Серебряковой, Т.А.Федоровой, В. А. Ясвиным и др.)
Актуальность исследования заключается в том, что у детей данной категории возраста, игра – это ведущий вид деятельности. Даже при обучении в начальной школе, когда статус ребёнка сменяется с дошкольника на учащегося, учителя пользуются игрой в обучающих целях. На сегодняшний день разработано огромное количество дидактических игр для использования по разным учебным дисциплинам, если мы говорим про школу, а также и для воспитанников детских садов для формирования каких-либо умений, навыков или качеств.
Данное исследование приобретает также актуальность в рамках практического подхода. Возможности игры уникальны. Она позволяет ребенку проявлять себя с различных сторон, отражая и проецируя взаимоотношений окружающих, уточняют, расширяют и закрепляют свои знания об окружающем мире, учатся уважительному отношению, любви и беречь природу. Поэтому как средство познания ребенком действительности выступает игра.
Объектом исследования развитие представлений у детей средней группы детского сада о комнатных растениях.
Предметом исследования является ознакомление детей средней группы детского сада с комнатными растениями посредством применения дидактических игр.
Цель исследования: теоретическое обоснование развития представлений у детей средней группы детского сада о комнатных растениях.
Тогда можно выдвинуть следующую гипотезу: ознакомление детей с комнатными растениями в процесс формирования экологического воспитания будет эффективным, если:
-вести работу по диагностике знаний у детей средней группы о комнатных растениях;
- разработать содержание, формы, методы и приемы работы развитию представлений у детей средней группы о комнатных растениях;
- создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для организации работы по развитию представлений о комнатных растениях;
- вести планомерную, систематическую и целенаправленную работу по развитию представлений о комнатных растениях.
Задачи исследования:
1. Дать анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности восприятия у детей средней группы детского сада представлений о комнатных растениях
3. Проанализировать современные образовательные программы по экологическому воспитанию дошкольников.
4. Раскрыть содержание, формы и методы работы по развитию представлений о комнатных растениях у детей средней группы детского сада.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация
имеющейся литературы.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2021 г. - декабрь 2021 г.) – поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной теме литературы.
Структура введение, 1 главу, 4 параграфа, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
Специфической чертой развития представлений о комнатных растениях является непосредственный контакт ребенка с объектом природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в образовательном учреждении.
Воспитание подрастающего поколения с высокой эколого-нравственной культурой, начиная с раннего возраста, позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Анализ литературы, характеризующей состояние экологического образования детей в массовых дошкольных учреждениях показывает, что оно не способствует осознанию детьми непреходящей само ценности всего живого, а воспитывает чаще всего утилитарное отношение к природному миру. Главной задачей на сегодняшний день следует признать необходимость формирования ребенка как «бережливого хозяина» по отношению к природе [10; 7].
Анализ деятельности дошкольных учреждений по данным С. Н. Николаевой, В. А. Курашовой показывает, что формирование экологического сознания и поведения идет в основном в старшем дошкольном возрасте, что нарушает системный подход в экологическом воспитании детей [11; 54].
В последние годы во многих детских садах значительно обеднилась природная среда в группах. Многие руководители дошкольных учреждений считают, что наличие общего уголка природы в детском саду решает проблему воспитания у детей экологической культуры [21; 46]. Такой подход даже для старших дошкольников ограничивает непосредственный контакт с природным миром, дети младших групп в таких уголках природы являются редкими гостями. Природное окружение групп в основном состоит из растений, которые выполняют эстетическую функцию.
К. Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств. Русский педагог высоко ценил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наиболее доступна познанию, способствует развитию образного логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основоположник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих знаний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений [16; 124].
Е. И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее [2; 71].
Большое значение Е.И. Тихеева придавала правильному отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе план предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е.И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста [2;. 73].
Известный отечественный орнитолог В. Е.Флинт выделяет важнейшую роль писателей натуралистов в формировании гуманного отношения к природе, в том числе и к растениям: они понимают важную, но не очевидную истину: спасение и защита растений это и есть любовь к ним. Но такие чувства не появляются из ниоткуда [6; 9]. Необходимо показывать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гильберт Р. Комнатные растения: практическое руководство. – М.: Дорлинг Киндерси, 2015. – 144 с.;
2. Кондратьева Н. Н. «Мы»: Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева - СПб: Детство - Пресс, 2001. – 230 с.;
3. Лазутова М. Н. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования, —5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 161 с.;
4. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.;
5. Макарова Л. М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. - Самара: Самарский государственный университет, 2015. -123 с.;
6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. – 45 с.;
7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. - 165 с.;
8. Мифтахова Л. М. Игры и игровые задания на ОД по экологии // Дошкольное воспитание. – 2016. -№6. – С. 39-43;
9. «Мир природы и ребенок» / Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г./ Учеб. пособие. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. – 340 с.;
10. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. – 356 с.;
11. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: методическое пособие.- Спб.: Питер, 2011. - 422 с.;
12. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 336 с.;
13. Петросова Р. А., Голов В. П. Сивоглазов В. И. Естествознание и основы экологии для детей. - М: Академия, 2015. - 256 с.;
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. Федеральный выпуск № 6241 (265) 25 ноября 2013 г. - С. 18-21;
15. Проект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : ВентанаГраф, 2015. – 166 с.;
16. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1998. – 126 с.;
17. Салеева Л. П. Занятия по изучению и охране природы в детском саду //Дошкольное воспитание. – 2017. - № 3. – С. 43 – 46;
18. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: АСТ, 2015. - 246 с.;
19. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: 5-6 лет. Старшая группа // учебно-методический комплекс к программе «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез. 2016. – 112с.;
20. Тихонова А. Е. Содержание экологических знаний и умений в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2017 .- №6. – С. 20-24;
21. Узбеков И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. – 2011. - №2. – С. 44 -58;
22. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология Раздел: Психология развития и возрастная психология. Раннее детство (2-6 лет) // Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2018. - 336 с.