Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ РАБОТЫ. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ИМЕЕТ ОСОБУЮ СПЕЦИФИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. НЕУМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ДЕЗАДАПТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ, СНИЖЕНИИ УСПЕВАЕМОСТИ В ШКОЛЕ, УХУДШАЕТ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (Я.Л. КОЛОМИНСКИЙ, А.С. НОВОСЕЛОВА, Е.И. РОГОВ). В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПРОИСХОДИТ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ТЕСНО СВЯЗАНО С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ДЕТЕЙ О СЕБЕ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ, КОТОРЫЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ. ВСЯКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОЖЕТ ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРОВАТЬ ТОЛЬКО ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЙ (Ю.К. БАБАНСКИЙ, М.Е. ДУРАНОВ, B.C. ИЛЬИН). УЧИТЫВАЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Л.И. БОЖОВИЧ, СОГЛАСНО КОТОРЫМ ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОВЛАДЕНИЕ СУБЪЕКТОМ СОБСТВЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ПРОЦЕССЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С ЛЮДЬМИ, ДЛЯ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНЫМ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
ИМЕННО В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - УЧЕБНОЙ, ЧТО ПЕРЕСТРАИВАЕТ В ОТНОШЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К СВЕРСТНИКАМ. ПОЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБУЕТ ПРИЗНАНИЯ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ СВЕРСТНИКА, ТАКИХ КАК УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ, РАЦИОНАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЯТЬ ФУНКЦИИ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЖДОГО УЧЕНИКА, ЖЕЛАНИЕ ДОБИТЬСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА, ДОВЕСТИ РАБОТУ ДО КОНЦА. ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ СТАНОВИТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ФОНОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСТУПАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ.
ЦЕЛЬ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫЯВИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ИХ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
ГИПОТЕЗА: ЕСЛИ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК НЕ ВОВЛЕЧЁН В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМУ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ТО ОН БУДЕТ ИМЕТЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЕЁ РАЗВИТИЯ.
ДЛЯ КОНКРЕТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ И ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗЫ БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. ИЗУЧИТЬ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ;
2. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ;
3. ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ;
4. ПОДОБРАТЬ КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. РАЗРАБОТАТЬ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ.
5. ВЫЯВИТЬ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКИ, ОБРАБОТАТЬ ДАННЫЕ, ПРОВЕСТИ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЛИСЬ: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л.С. ВЫГОТСКИЙ, П.Я. ГАЛЬПЕРИН, А.Н. ЛЕОНТЬЕВ, Д.Б. ЭЛЬКОНИН И ДР.), ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (А.Г. АСМОЛОВ, Г.В. БУРМЕНСКАЯ И ДР.), ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ОСНОВАННОЙ НА САМООЦЕНКЕ ШКОЛЬНИКА А.В. ЗАХАРОВА, М. МАМАЖАНОВ, ДАЛГАТОВ М.М И ДР.).
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. ПОНЯТИЕ И УРОВНИ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАЧЕСТВЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ТРЕБУЮТ ОТ ЛИЧНОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ. ДАННЫЙ ПРОЦЕСС НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. В ШКОЛЕ, ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПОНИМАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ, ФОРМИРУЮЩИЕ ОСОЗНАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. СОЗНАТЕЛЬНАЯ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ, ЕСЛИ РАЗВИТЫ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, КОТОРЫЕ УПРАВЛЯЮТ ЭМОЦИЯМИ, ЗНАНИЯМИ И ПОВЕДЕНИЕМ, ТО ЕСТЬ НАВЫКАМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ - ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКОМ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, НА КОТОРЫЙ ВЛИЯЮТ ТРЕБОВАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА САМОРЕГУЛЯЦИЯ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ КОМПОНЕНТОВ, ПЕРВЫЙ УПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОТ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ДО ИСХОДНОГО РЕЗУЛЬТАТА. ВТОРОЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДЕЙСТВИЕ САМОКОНТРОЛЯ [3, С.27].
РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТАНОВИТСЯ ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРУДАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО, А.В. ЗАПОРОЖЦА, Д.Б. ЭЛЬКОНИНА. ВПЕРВЫЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ФОРМИРУЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ САМОКОНТРОЛЬ, КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ. М.И. БОРИШЕВСКИЙ, И.И. ЧЕСНОКОВА В СВОИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТМЕЧАЛИ, ЧТО ВОПРОС САМОРЕГУЛЯЦИИ ВЗАИМОСВЯЗАН С ПРОБЛЕМОЙ ПРЕВРАЩЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ОБЩЕСТВА И ВОСПИТАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ
САМОКОНТРОЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ МЕХАНИЗМОМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ. САМОКОНТРОЛЬ РЕБЕНКА, ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ ИЗМЕНЯЮТСЯ И ЗАВИСЯТ ОТ ЖЕЛАНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ, КОТОРЫЙ ОН СТАРАЕТСЯ УДОВЛЕТВОРИТЬ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА, В ХОДЕ ОТРАЖЕНИЯ ПОСТУПКОВ И МЫСЛЕЙ ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО, ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СТАНОВИТСЯ ОПОСРЕДОВАННЫМ. САМОРЕГУЛЯТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА, ФОРМИРУЮТСЯ И РАЗВИВАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВЗРОСЛЫМИ. В ПЕРИОД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЦЕСС САМОРЕГУЛЯЦИИ ОТРАЖАЕТ ПРАВИЛА И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНУЮ СФЕРУ ДАННОГО ВОЗРАСТА [20, С.78].
У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-УЧЕБНАЯ, КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ. ПОСТУПИВ В ШКОЛУ, ПЕРЕД РЕБЕНКОМ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ЗАДАЧИ, В ХОДЕ ОБЩЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ ПРОИСХОДИТ ПОНИМАНИЕ, ЧТО УСПЕХ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДЕТ СВЯЗАН С УМЕНИЕМ РЕБЕНКА СДЕРЖИВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ, ЧУВСТВА, ПОТРЕБНОСТИ, ПОВЕДЕНИЕ. В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ НЕ ТО, ЧТО ИМ НРАВИТСЯ, А ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК, ИЗУЧАЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕВРАЩАЕТ ИХ В ЛИЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К САМОМУ СЕБЕ. КОМПЛЕКС РЕГУЛЯТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ КАК САМООЦЕНКА, ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ДЕЙСТВИЯ, УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, САМОКОНТРОЛЬ ЯВЛЯЮТСЯ МЕХАНИЗМАМИ САМОРЕГУЛЯТИВНОГО, ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ [11. С.54].
ТАКИМ ОБРАЗОМ, С ПОМОЩЬЮ САМОРЕГУЛЯЦИИ РАЗВИВАЮТСЯ НАВЫКИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ БУДУЩИХ ДЕЙСТВИЙ И РЕЗУЛЬТАТА. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВАЖНЫЙ ИНТЕРЕС, ТАК КАК САМОРЕГУЛЯЦИЯ СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯЕТ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭТО ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ОСНОВА РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТАНОВЛЕНИЕ У ШКОЛЬНИКА ПРОЦЕССОВ ОСОЗНАНИЯ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКА, ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАДАЧА ПЕДАГОГА СОСТОИТ В ОРГАНИЗАЦИИ ОРИЕНТИРОВКИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ, В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЕ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ИГРЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВОМ ЕЁ ВНУТРЕННИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ И РЕГУЛЯТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЫДЕЛЯЕМЫЕ УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОЗВОЛЯЮТ РАССМОТРЕТЬ ЕЕ ВЕДУЩИЕ МЕХАНИЗМЫ:
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - ГЕНЕТИЧЕСКИ БОЛЕЕ РАННИЙ, ОТСУТСТВУЮТ У ИНДИВИДА ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННИХ РЕГУЛЯТОРОВ АКТИВНОСТИ. ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВНУТРИГРУППОВЫМИ ФАКТОРАМИ: СИМПАТИЯМИ И АНТИПАТИЯМИ, ЕСТЬ ИЛИ НЕТ ЛИДЕРА, ГРУППОВЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ И Т.П. ЭТОТ УРОВЕНЬ НАЗЫВАЕТСЯ В ПСИХОЛОГИИ «НОРМИРОВАННЫМ». ЦЕНТРАЛЬНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ЗАРАЖЕНИЕ, ПОДРАЖАНИЕ, ВНУШЕНИЕ.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - «НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ», СОЧЕТАЮТСЯ ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ - САМООЦЕНКА И СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ СРЕДИ ИНДИВИДОВ, ГДЕ ПРИНИМАЮТСЯ И ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ РЕШЕНИЯ САМИМ РЕБЕНКОМ, ОБ ОПРЕДЕЛЕННОМ ВЕКТОРЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОСНОВЫВАЯСЬ, НА АНАЛИЗЕ И СОПОСТАВЛЕНИЯ СВОЕГО ИДЕАЛА.
НА ТРЕТЬЕМ УРОВНЕ, «ЦЕННОСТНОМ», РЕЗУЛЬТАТОМ СТАНОВИТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ. ВНУТРИГРУППОВЫЕ НОРМЫ УХОДЯТ ЗДЕСЬ НА ВТОРОЙ ПЛАН. СПОСОБСТВУЮЩАЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТМОСФЕРА, ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ДЕЙСТВИЯ ИГРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ, ПОЗВОЛЯЕТ РАССМАТРИВАТЬ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЕДИНСТВЕ РЕГУЛЯТИВНО - РЕФЛЕКСИВНОГО, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА.
АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДАЕТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДПОЛОЖИТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК, ЧТО, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ДОЛЖНО ОТРАЖАТЬСЯ В КОНКРЕТНЫХ ФЕНОМЕНАХ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. И, НАОБОРОТ, ЗА «ФАСАДОМ» ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ НЕ ТОЛЬКО СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК САМОРЕГУЛЯЦИИ, НО И ПОНИМАТЬ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ.
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОПИСЫВАЕТ ОСНОВУ «РАЗВЕРТЫВАНИЯ» ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО ПОНЯТИЯ. ЭТИМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ, ПО ДАННЫМ В.С. МУХИНОЙ (2000), Д.Б. ЭЛЬКОНИНА (1989) ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКС ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ, ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕМ: ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ; «Я-КОНЦЕПЦИИ»; ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТИ; ИЕРАРХИИ ПОБУЖДЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ УРОВНЕЙ ПРИТЯЗАНИЙ С ПОМОЩЬЮ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ.
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ АСПЕКТА: ОЦЕНОЧНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ. ШКОЛЬНИК МОЖЕТ: ДАТЬ ОЦЕНКУ ТАКИМ КАЧЕСТВАМ, КАК ДОБРОТА, ЧУТКОСТЬ И ДР. ДАТЬ ОЦЕНКУ СТРУКТУРЫ И ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ПРИЧИН ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ СПРОГНОЗИРОВАТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКА И ЕЁ ДИНАМИКУ, КОТОРАЯ БУДЕТ СОДЕЙСТВОВАТЬ ОСОЗНАННОМУ ПОВЫШЕНИЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ДАТЬ КОНКРЕТНЫЕ, ОБОСНОВАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОЗВОЛИТ ОБОСНОВАННО ПОСТРОИТЬ НУЖНЫЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ, ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ, ТИПУ И ВИДУ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ, РЕКОМЕНДОВАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕБЕНКА (СЕМЬЯ, УЧИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛИ, ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ). ТАКИМ ОБРАЗОМ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЛАГОДАРЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ. [16. С.164].
КАЧЕСТВЕННО ВЫСТУПАЮТ, ИЗМЕНЕНИЯ В ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ (Ц-С-С), ВКЛЮЧАЮЩЕЙ В СЕБЯ СИСТЕМУ ДОМИНИРУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ, СМЫСЛОВ, МОТИВОВ, ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ В ЕДИНСТВЕ ОРИЕНТИРОВАНЫ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. [13. С.21].
В СФЕРЕ АКТИВНОСТИ ИМЕЮТСЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЮЩИЕ ФУНКЦИЮ РЕАЛИЗУЮЩУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ, КАК ВО ВНЕШНЕМ, ТАК И ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЛИЧНОСТИ.
ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РЕФЛЕКСИВНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОСОЗНАНИИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОСТУПКОВ, ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА «Я» И САМООЦЕНКЕ.
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОВОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ ВОЗРАСТА И ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ИХ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ И СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.
ПО МНЕНИЮ ЩЕРБАК А.В. (2003), ИТОГОМ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТЕПЕННОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ РЕБЕНКА В «СУБЪЕКТ», СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, ЧТО ДОЛЖНА БЫТЬ, УСТАНОВЛЕНА ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СОВРЕМЕННЫХ ОБНОВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.