Фрагмент для ознакомления
2
В начале 2000-х годов правительство Российской Федерации обозначило новый этап на пути построения информационного общества. На данном этапе была запущена Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Основной целью данной программы стало повышение эффективности функционирования не только экономики страны и государственного управления, но и системы образования в России [15].
В настоящее время разработка идеи информационно-технического сопровождения образовательного процесса является актуальнейшей темой, поскольку информатизация обладает безграничными возможностями использования. К тому же, работа с информационно-технологическим направлением предполагается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [7] и Федеральными государственными образовательными стандартами [16]. Педагогика изучает все направления и возможности работы с детьми в рамках информационных технологий, разрабатывая оптимальные, эффективные способы их применения. Анализируя научные работы по данной тематике, нам удалось отметить, что авторы отдают предпочтение исследованиям информационно-технологического сопровождения в процессе работы со здоровыми детьми различных возрастов. Работ, относящихся к компенсирующему или коррекционно-развивающему образованию практически нет. Таким образом, возрастает актуальность исследования информационно-технологического сопровождения в области компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Целью настоящего исследования является теоретическое и эмпирическое изучение информационно-технологического сопровождения в области компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на уровне начального общего образования.
Объектом исследования является процесс информационно-технологического сопровождения в образовании.
Предметом исследования ставим информационно-технологическое сопровождения в области компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на уровне начального общего образования.
Согласно цели работы, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) описать сущность информационно-технологического сопровождения образовательного процесса;
2) выявить особенности компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения на уровне начального общего образования;
3) организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению особенностей психологических процессов у детей младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи;
4) реализовать информационно-технологическое сопровождение в области коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической, методической литературы, а так же законодательной базы из области образования; эмпирического характера – методы описательной математической статистики, качественный и количественный анализ эмпирически полученных данных.
База исследования: ________.
Структура работы: исследование состоит из 33 страниц, включает в себя введение, 2 главы – теоретическую и эмпирическую, заключения, списка литературы, включающего 20 источников, в работе содержится 6 таблиц и 3 рисунка.
Глава 1. Теоретический аспект информационно-технологического сопровождения образовательного процесса в начальном общем образовании, компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании
1.1. Сущность информационно-технологического сопровождения образовательного процесса
Современный методист Поташник М.М., делая акцент на процессе сопровождения в образовании, считает, что информационное сопровождение – это подготовка информационно-методических материалов, подготовка аналитических материалов, создание единого информационного пространства образовательного учреждения [12, стр. 32].
В основе технологического сопровождения лежит четко определенный алгоритм организации процесса обучения, реализуемый в определенной технологии обучения. В.П. Сергеева отмечает, что технология – это такая модель учебно-воспитательного или социального процесса, где ставится цель и достигается конкретный воспроизводимый результат, путем использования определенных видов, форм, методов обучения, воспитания и социализации [13, стр. 74].
Горбунов Л.М. определяет информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса как социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составную часть информационно-педагогической деятельности. К функциям информационно-технологического сопровождения отнесем следующие: информационная, диагностическая, консультационная [5, стр. 209].
Мы солидарны с Т.В. Чемодановой, которая информационно-технологическое сопровождение школьного образования рассматривает как систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, подчиненных общим целям оптимизации и обеспечения качества обучения и воспитания профессионально и социально значимых личностных качеств специалиста, позволяющих организовать учебный процесс на основе современных информационных технологий [18, стр. 10].
Опишем содержание информационно-технологического сопровождения [5, стр. 211]:
1) сбор данных о субъектах и объектах информационно-педагогического взаимодействия; преобразование этих данных (систематизация, анализ, синтез); переработка; хранение; воспроизведение; размножение; предоставление информации всем участникам образовательного процесса;
2) формирование общей информационной культуры, выработка адекватных представлений об информационном мире, сути информационных явлений и процессов;
3) привитие функциональной информационной грамотности всем участникам образовательного процесса;
4) формирование способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере;
5) формирование системы информационных ценностей и развитие индивидуальности в информационной сфере;
6) выработка навыков информационной деятельности в различных информационных условиях и обеспечение необходимым для этого багажом знаний.
Анализируя содержание информационно-технологического сопровождения, понимаем, что оно неотрывно от понятия информационно-коммуникативных технологий.
Беспалько В.П. определяет педагогическую технологию как сложную систему, состоящую из методик, приёмов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приёмы организации учебного и воспитательного процессов [1, стр. 84].
Согласно определению ЮНЕСКО информационные технологии – это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютерными технологиями [11, стр. 2].
Гнатюк О.Л. пишет о том, что коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе [4].
Итак, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, которое описывает различные способы, механизмы, устройства, алгоритмы обработки информации (Нестеров А.В.) [11, стр. 2]. ИКТ это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что представляет широкие возможности коммуникации.
Последние десять лет использование ИКТ в образовании ускоренно расширяется. Это связано с некоторыми событиями в области образования Российской Федерации:
1) принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества [14];
2) принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года [8];
3) реализация в 2010 году программы «Электронная Россия» [15];
4) разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа» [10];
5) подключение в рамках национального проекта образовательных организаций к интернету;
6) принятие ФГОС НОО [16];
7) принятие поправок к Закону «Об образовании» [7].
8) формирование социальных сетей.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, обучающиеся и их родители. Перечислим виды ИКТ [11, стр. 4]: