Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации 5
1.1 Психологические особенности младших школьников при обучении пунктуации 5
1.2 Лингвистические основы пунктуации 8
1.3 Методика обучения пунктуации младших школьников 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Система работы по обучению пунктуации 18
2.1 Анализ учебной литературы по проблемам обучения пунктуации 18
2.2 Анализ ФГОС, учебников и программ в аспекте изучения пунктуации 19
2.3 Исследование языковой компетенции среди младших школьников 30
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список использованной литературы и электронных ресурсов 41
Фрагмент для ознакомления
2
Важность обучения пунктуации в начальной школе заключается в том, что пунктуационная компетенция является неотъемлемой частью общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении.
Целенаправленное соблюдение знаков препинания в начальной школе создает основу для последующего формирования знаний и умений в отношении знаков препинания у учащихся, способствует осознанию роли знаков препинания в процессе общения.
В современной начальной школе вопросы языкового обучения младших школьников имеют особое значение. Важным направлением в системе обучения языкам является развитие у учащихся пунктуационных навыков. Знания и навыки пунктуации являются необходимой частью письменной речи и важным средством передачи содержания высказывания. Учеными (Л.Т.Григорян, Л.С.Трегубова) высказывается мысль о необходимости изменения и улучшения образовательного процесса в области пунктуации в начальных классах, что, должно привести к положительной динамики развития пунктуационной грамотности учащихся на следующих этапах обучения.
Проблема обучения младших школьников пунктуации рассматривается в работах Л.Т. Григорян, В.А. Квирикашвили, Л.С. Трегубовой, Т.И Зиновьевой, Н.Е.Сломянской и др. В методических исследованиях сформулированы принципы обучения пунктуации в начальных классах (ЛТ.Григорян), определены исходные теоретические положения из области синтаксиса и пунктуации, как основа методики формирования пунктуационных умений младших школьников (Л.С.Трегубова), установлена взаимосвязь работы над интонацией и пунктуацией в период обучения грамоте (Т,И.Зиновьева), определены общие подходы к работе над знаками препинания в период обучения грамоте (Н.Е.Сломянская). В современных исследованиях подчеркивается необходимость учитывать коммуникативное назначение русской пунктуации в процессе формирования пунктуационных умений учащихся (Л.С.Трегубова). Ученые-методисты (Г.П. Блинов, Л.Т. Григорян, А.Ф. Ломизов, Л.С. Трегубова, А.И. Фигуровский,) высказывают мысль о необходимости рассматривать работу по пунктуации в сфере речевого развития учащихся.
Проанализировав научную литературу по проблеме нашего исследования и наблюдений за процессом обучения пунктуации в начальных классах было выявлено противоречие: с одной стороны, в практике начальной школы имеет место необходимость совершенствования процесса обучения пунктуации на основе связного текста, с другой стороны, следует отметить отсутствие научно-методического сопровождения для решения данной проблемы.
Объект исследования – процесс формирования пунктуационных знаний и умений младших школьников.
Предмет исследования – методические условия, способствующие формированию пунктуационных умений младших школьников.
Целью данного исследования является разработать теоретически обоснованное и экспериментально апробированное методическое сопровождение, направленное на повышение качества обученности пунктуационным умениям младших школьников в процессе обучения созданию текста.
Задачи исследования:
1) Изучить психологические особенности младших школьников при обучении пунктуации»
2) Изучить лингвистические основы пунктуации
3) Рассмотреть методика обучения пунктуации младших школьников
4) Проанализировать учебной литературы по проблемам обучения пунктуации
5) Проанализировать ФГОС, учебников и программ по пунктуации
6) Провести исследование языковой компетенции среди младших школьников
6)
Методы исследования:
- теоретические: анализ лингвистической, методической и психологопедагогической, литературы;, современных программ и учебников по русскому языку;
- эмпирические: проведение наблюдения за процессом формирования пунктуационных умений младших школьников на основе текстов эпистолярного жанра; организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов;
- статистические: качественно-количественный анализ результатов исследования; - социологические: проведение анкетирования среди педагогов в рамках констатирующего эксперимента, собеседование с учениками.
Теоретико-методологические основы исследования: - теоретические положения из области синтаксиса и пунктуации (В.В.Бабайцева, Н.С. Валгина, В.В.Виноградов, В.А.Белошапкова, П.А.Лекант, Н.Ю.Шведова и другие); - теоретические положения, отражающие современные подходы к процессу обучения пунктуации (Г.И. Блинов, Л.Т. Григорян, А.Ф. Ломизов, Л.С.Трегубова, Г.П. Фирсов и др.);
Практической базой исследования стала МБОУ СОШ 23 г. Южно-Сахалинска.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.
Глава 1. Теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации
1.1 Психологические особенности младших школьников при обучении пунктуации
Психическое и личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте обуславливается особенностью социальной ситуации развития ― обучением в начальной школе. На этом возрастном этапе ведущей деятельностью становится учебная (т.е. целенаправленная деятельность учащихся, результатом которой является развитие личности, интеллекта, способностей, усвоение знаний, овладение умениями и навыками), основой которой является познавательный интерес (выразительная интеллектуальная направленность на поиск нового в предметах, явлениях, событиях, сопровождаемая стремлением глубже познать их особенности; почти всегда осознанное отношение к предметам, явлениям, событиям и новая социальная позиция.
Начало школьного обучения знаменует собой изменение образа жизни ребенка.
Это принципиально новая социальная ситуация развития личности. Переход к школьной жизни связан с изменением ведущей деятельности с игровой обучающую. Ребенок начинает осознавать, что он выполняет общественно важную деятельность ― учится ― и значимость этой деятельности оценивают люди, окружающие ее.
Учебная деятельность имеет ярко выраженную общественную значимость и ставит ребенка в новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, изменяет его самооценку, перестраивает отношения в семье. Дети младшего школьного возраста сперва предпочитают обучение как общественно полезную деятельность вообще, затем их привлекают отдельные виды учебной работы (чтение, письмо, рисование), позже они начинают самостоятельно превращать конкретно практические задания в учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности.
Становление и развитие личности в младшем школьном возрасте охватывает такие фазы, как адаптация (приспособление к новым социальным условиям), индивидуализация (проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей) и интеграция (включение в группу сверстников).
В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразование младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия.
Произвольность психических процессов у младшего школьника. В этом возрасте центром психического развития ребенка становится формирование произвольности всех психических действий (памяти, внимания, мышления, организации деятельности).
Произвольность проявляется в умении сознательно ставить цели, искать и находить средства их заслуги, преодолевать трудности и препятствия.
Проблемы формирования пунктуационных умений рассматриваются во многих работах, посвященных методике пунктуации (М.Т. Баранов, В.В. Гадалова, Г.Г. Граник, Л.Т. Григорян, А.В. Дудников, А.Ф. Ломизов,М.Я. Микулинская, Ю.С. Пичугов и др.).
Более традиционный путь состоит в том, чтобы сосредоточиться на развитии навыков пунктуации в три этапа:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли : учебник / А.Г. Асмолов. – Москва : Просвещение, 2011. - 152 с.
2. Александрова, Э. И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова : учебное пособие / Э.И. Александрова. – Москва : Вита - Пресс, 2011 г. – 192 с.
3. Бершадский, М. Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2006. - №1. - С. 29-50.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва : Педагогика, 2007. - 398 с.
5. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки / Н. А. Вольнова // Практика административной работы в школе. - 2011. - №5. - С. 12 - 13.
6. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А.Б. Воронцов. – Москва : Рассказовъ, 2012. - 304 с.
7. Гайворонская, Н. И. Формирование универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность / Н. И. Гайворонская // Начальная школа. – Москва : Просвещение, 2014. - №18. - С. 31 - 33.
8. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении : учебное пособие для студентов высших и средних учеб. заведений / В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. –114 с.
9. Егорова, Л. М. Формирование универсальных учебных действий через работу детского объединения / Л. М. Егорова // Методист. - 2014. - №9. - С. 40 - 47. 51
10. Истомина, Н. Б. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» / Н.Б. Истоминой. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. – 88с.
11. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – Москва : Просвещение, 2010. - №5. - С. 11 - 12.
12. Климанова, Л. Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова // Управление начальной школой. – Москва : Просвещение, 2010. - №10. - С. 20 - 25.
13. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – Москва : Просвещение, 2011. - №2. - С. 3 - 6.
14. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Смоловав, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 16- 24.
15. Лежнева, Н. В. Из опыта работы начальной школы по формированию УУД на уроках русского языка / Н.В. Лежнева // Начальная школа. – Москва : Просвещение, 2013. - № 7. - С. 14-19.
16. Либеров, А. Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий / А. Ю. Либеров // Биология в школе. – Москва : Просвещение, 2011. - №5. - С. 23 - 27.
17. Максимов, Л. А. Формирование у школьников универсальных учебных действий в условиях деятельностного подхода к обучению / Л.А. Максимов. – Екатеринбург : Мегион, 2004. - 136 с.
18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – Москва : Директ - Медиа, 2008. – 204 с.
19. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // 52 Начальная школа плюс до и после. – Москва : Икар, 2011. – № 11. – С. 59 – 62.
20. Михеева, Ю. В. Урок: в чем суть изменений с введением ФГОС НОО / Ю.В. Михеева // Академический вестник / Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. Сер 2. – 2011. –№6. - С.46-54.
21. Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е. А. Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 2. – С. 39 – 42.
22. Позднякова, Е. П. Как развивать метапредметные компетенции у детей младшего школьного возраста : учебное пособие / А.Ф. Аменда, А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 103 с.
23. Пудова, Ю. В. Учебно - методическое и дидактическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий и способ деятельности для получения нового качества образования / Ю. В. Пудова // Управление современной школой. - 2014. - №6. - С. 22 - 35.
24. Репкин, В. В. Что такое развивающее обучение? : учебное пособие / В.В. Репкин. – Томск : Просвещение, 2009. - С.49-64.
25. Репкин, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкин, Е.В. Заика. – Томск : Пеленг, 1993. - 61 с.
26. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
27. Салмина, Н. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. – Москва : МГППУ, 2013. - 210 с. 2
8. Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М.С. Соловейчик // Начальная школа. – Москва : Просвещение, 2006. - № 81. - С.17-21. 53
29. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 1 класса общеобразоват. учреждений / М.С. Соловейчик. – Смоленск : Ассоциация XXІ век, 2008. – 136 с.
30. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса, общеобразоват. учреждений, в 2 ч. / М.С. Соловейчик. – Смоленск : Ассоциация XXІ век, 2007. - 144 с.
31. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений / М.С. Соловейчик. – Смоленск : Ассоциация XXІ век, 2007. – 144 с.
32. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений, в 2 ч. / М.С. Соловейчик. – Смоленск : Ассоциация XXІ век, 2007. – 160 с.
33. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальной школе / М.С. Соловейчик. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 383 с.
34. Соловейчик, М. С. Программа «Русский язык» для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Москва : Просвещение, 2011. - 386 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – Москва: Просвещение, 2009. – 187 с.
36. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – Москва : Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 294 с.
37. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. – Москва : Просвещение, 2012. – 246 с.
38. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] : пос. для учителя. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx
39. Стартовая диагностика уровня сформированности УУД [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. - Режим доступа: http://www.in-exp.ru/faivoritearticles
40. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://safetykids.ru/tag/gosudarstvennyjstan- dart-obrazovaniya.