Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования заключается в том, что задачи, стоящие перед современной школой, позволяют утверждать, что именно литературе принадлежит ведущая роль в духовном воспитании молодого поколения. Она приобщает учащихся к богатствам мировой, отечественной и национальной классики, формирует художественный вкус и представления о ней как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества.
Возрождение и освоение народной традиционной культуры имеет важное значение для нравственного оздоровления общества, сохранения его национального менталитета.
Восприятие художественного произведения, окружающей действительности зависит от культуры, к которой человек принадлежит. С культурой связано и мышление человека. Нельзя познать культуру, язык чужого народа, не зная своего.
Традиционно вопросы методики обучения младших школьников чтению и литературе рассматривались в рамках методики обучения родному языку, так как в начальной школе основное внимание уделялось формированию у учащихся чтения как вида речевой деятельности, а литературно-художественные произведения выступали фактически как материал для достижения этой цели. Изменение приоритетов в образовании, переход к новой парадигме развивающего обучения привели к пересмотру целей обучения чтению на начальной ступени образования, значительное место теперь отводится приобщению младших школьников к литературе как виду искусства.
Введение новых образовательных стандартов обусловило необходимость перехода от воспроизводящей к развивающей системе обучения. Это значит, что процесс обучения должен быть направлен не на усвоение информации, а на освоение учащимися способов деятельности.
Цель современной методики начального образования на уроках литературного чтения заключается в преодолении стереотипов о возможностях учащихся начальных классов как читателей. Задача педагога состоит не столько в формировании техники чтения и воспроизведении основного содержания прочитанного, сколько в развитии художественного типа мышления и в обучении детей таким способам общения с текстом, которые соответствуют законам искусства слова.
В этой связи, на первый план выходит такой метод обучения литературе, как анализ художественного текста. В ходе такого анализа учащиеся могут расширить кругозор, усовершенствовать свои творческие способности, а также развить навыки выразительного, осознанного и правильного чтения.
У каждого народа есть свои неповторимые произведения и сказки. Их слушают, рассказывают, читают во всех уголках земного шара. Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение народов во всем мире.
Туркменская литература и туркменская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей изучения произведений русских и туркменских писателей на уроках литературного чтения в начальной школе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить особенности современного урока литературного чтения;
• Рассмотреть методические рекомендации по изучению художественных произведений разных жанров в начальной школе;
• Провести анализ УМК «Литературное чтение»;
• Выявить особенности изучения произведений русских и туркменских писателей на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования: современный урок литературного чтения.
Предмет исследования: изучение произведений русских и туркменских писателей на уроках литературного чтения в начальной школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Характеристика современного урока литературного чтения
Одним из важнейших уроков в современной российской школе является урок литературного чтения. Работа с литературным произведением формирует непосредственно сам навык чтения, без которого невозможно представить современный процесс обучения. Приёмы работы с литературным текстом позволяют развивать у обучающихся логические операции, воображение и творчество, совершенствуют навыки устного и письменного высказывания. Художественный текст и используемые на уроке дополнительные источники формируют навыки работы с разными источниками информации и расширяют познавательное пространство школьников. Грамотная методическая работа педагога с художественными произведениями – это целый кладезь для духовно-нравственного, эстетического развития детей на лучших образцах отечественной и зарубежной литературной детской классики [22, с. 16].
Современный урок литературного чтения направлен на формирование основ читательской культуры младшего школьника и его литературное развитие. Литературное развитие – это один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников. Основными компонентами литературного развития являются: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя.
Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов произведений, которые они читают, а также умений правильно называть произведения, определять их темы и жанры. Добиться реализации цели литературного развития можно только при условии включения каждого ученика в активный познавательный процесс на уроке. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на то, чтобы научить ребенка учиться, овладеть универсальными учебными действиями.
Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника, он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Прежде всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение [14, с. 54].
В современных учебниках по литературному чтению отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.
Охарактеризуем кратко основные современные приемы методической работы при организации учебной деятельности детей на уроках литературного чтения.
Одним из относительно новых методических приёмов работы с учащимися младших классов на уроках чтения является моделирование. Моделирование обложки литературного произведения и его структуры осуществляется на так называемой «одноразовой» тетради (листе), который затем вклеивается в тетрадь по чтению или становится частью личного портфолио обучающегося по литературному чтению.
Применение краеведческого материала. Расширение образовательного кругозора учащихся с помощью дополнения плановых материалов урока
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. – М.: Современное слово, 2015. – 280 с.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. – М.: Издательство «Просвещение», 2018.
3. Воскобойникова, Е. А. Урок литературного чтения в третьем классе / Е. А. Воскобойникова, Т. М. Стручаева // Начальное образование. – 2020. – № 5(100). – С. 33–37.
4. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. 288 с.
5. Грахова, С.И. Русский народный эпос в начальной школе / С.И. Грахова, Т.А. Гусева, И.А. Базуева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2016. – № 3(57): в 2-х ч. – Ч. 2. – C. 191-194.
6. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 3 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений : в 2 ч. Часть 2 / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – 4-е изд., дораб. – Москва : Вентана-Граф, 2017.
7. Каликина Л.А. Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения/Л.А.Каликина. – Начальная школа плюс. – 2017 – №1. – С. 12-14.
8. Климанова Л.Ф., Литературное чтение 1 - 4класс: учебно-методическое пособие/Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2016.
9. Кубасова О.В. Литературное чтение 1 – 4 класс: учебно-методическое пособие/О.В. Кубасова. - М.: Ассоциация 21век, 2016.
10. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе/В.А. Лазарева. - Начальная школа. - 2019. - № 2. - С. 2-10.
11. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. - СПб.: Питер, 2019. – 428 с.
12. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Академия, 2017. 464 с.
13. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах (введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения). Учебное пособие/Л.Д. Мали – П.: Издательство ПГУ, 2018. – 183 с.
14. Мали, Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения/Л.Д. Мали. - Начальная школа плюс До и После. –2015.–№7.–С.53-57.
15. Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст/Е.И. Матвеева. - М.: 2017. – 240 с.
16. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 2018. 224 с.
17. Муравьева Н.М. Современный урок литературного чтения: использование интерактивных технологий: Учебно-методическое пособие. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2017. – 82 с.
18. Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе. – СПб.: Издательство «Союз», 2017.
19. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 2018. 152 с.
20. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. М.: Просвещение, 2019. - 392 с.
21. Русская народная словесность: учебное пособие / Авт.-сот. : С.И. Грахова. – Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019. – 110 с.
22. Рыжова Т. В. Литературное развитие младших школьников. – СПб.: Издательство «РГПУ им. Герцена», 2017.
23. Стручаева, Т. М. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание школьников на основе знакомства с литературными брендами Белгородчины / Т. М. Стручаева, М. В. Стручаев // Начальное образование. – 2020. – № 1 (96). – С. 32–36.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Издательство «Просвещение», 2015.
25. Якобсон М.П. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 2016. - 88 с.