Фрагмент для ознакомления
2
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования от учащегося требуется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
В связи с этим перед учителем стоит задача организации самостоятельной работы школьников в ходе выполнения которой не только закрепляются умение и навыки, но и развивается их творческое мышление и способность к решению теоретических и практических задач .
Современная педагогическая наука приоритетным направлением новых образовательных стандартов определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Существующая сегодня система общего образования не носит еще подлинно гуманистический характер.
В связи с этим не в полной мере школа способствует развитию и саморазвитию учащихся, готовит к творческому выполнению всех функций в новом обществе. Идеальным результатом обучения становится достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию. Что в свою очередь невозможно без самостоятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности
ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в изменяющемся мире, осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого ученика позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Огромный вклад в развитие самостоятельной работы учащихся в процессе обучения внесли знаменитые педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.
Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др.
Одной из основных проблем методики преподавания математики является организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики. Организация самостоятельной работы учащихся должна быть направлена на пробуждение активности обучаемого и сохранение его индивидуальности при обучении. Многое в усвоении материала связано с организацией учителем самостоятельной работы детей: необходимо свести к минимуму разъяснения и пояснения, посвятив все остальное время управлению работой каждого ученика с новым материалом. Как показывает опыт работы творческих учителей, чем меньше учитель говорит сам, тем лучше он направляет и контролирует работу каждого из учеников в классе, тем эффективнее обучение.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, направленных на организацию самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
Задачи исследования.
Изучить методическую литературу по данной теме.
Определить особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
Изучить требования к отбору заданий для самостоятельной работы учащихся.
Выделить требования к разработке комплекса упражнений по теме «Десятичные дроби».
Разработать комплекс упражнений по формированию навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава I. Теоретический анализ исследования педагогических условий организации самостоятельной работы учащихся
1.1.Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогическое явление
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления.
Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт[1].
Ребенок, переступающий порог школы, умениями самостоятельно осуществлять учебную деятельность не владеет. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего, возможность справится с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще Ушинский К.Д. «Должно постоянно помнить, что передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет, учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения»[2]
При организации самостоятельной работы предложенное учителем конкретного задания учащимся влечет за собой появление мотивационной установки. Задание играет роль комплексного внешнего раздражителя, стимулирующего аналитико-синтетическую деятельность под влиянием мотивационных возбуждений (Е.Н. Кабанова-Меллер).
Первое – анализируя содержание полученного задания, сопоставляя его с накопленным в памяти запасом знаний и предшествующем практическим опытом, учащиеся с должной глубиной осознают и обдумывают цель задания, предусматривают предстоящие действия, необходимые для его выполнения, самостоятельно намечают (программируют) те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться, выполняя задание.
Второе – это осуществление намеченных практических действий. На этой ступени учащиеся выполняют полученное задание.
После этого осуществляется третье – анализ достигнутых результатов действия, их сопоставление с намеченной целью и предполагавшимися результатами, т.е. учащиеся осуществляют самоконтроль выполнения задания.
Если при этом намеченная цель и предполагавшиеся результаты самостоятельной работы совпадают с полученными результатами и полезный эффект действительно обеспечен, то возбуждение коры головного мозга затухает. Если же обнаруживается несоответствие намечавшихся и полученных результатов, то контроль над действием усиливается, поиски нужных результатов продолжается, пока цель не будет достигнута и задание не будет выполнено. Учитель подводит итоги самостоятельной работы всех учащихся[3].
Эта структура позволяет отчетливо видеть, что в процессе самостоятельной работы внутренние мыслительные процессы школьников связаны с практическими действиями. При выполнении практических действий усиленно проявляется чувственное познание. Оно сочетается с понятийным мышлением, поскольку задание содержит новые для учащихся представления и понятия, которыми следует овладеть. Осуществляя самоконтроль, школьники снова переходят к абстрактным аналитико-синтетическим процессам. Все эти особенности самостоятельной деятельности школьников нельзя не учитывать, определяя характер формулировок заданий (Менчинская Н.А.).
Задания опираются на запас ранее усвоенных учащимися теоретических знаний и практических умений и навыков, имеют четко выраженную структуру. Задания должны содержать новый для учащихся материал, а также обеспечивать учителю получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполнения задания каждым учащимся.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие. – Люберцы: Юрайт, 2016.
2.Вапрян Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики // Начальная школа. – 2017. – №12.
3.Васильева Р.А. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2015.
4.Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание учащихся. – 2016. – №6.
5.Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016.
6.Дорофеев Г.В. Математика 6 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин - М.: Просвещение, 2016.- 287с.
7.Дмитриева Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности: учебник. – М.: МГУ, 2014.
8.Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной деятельности учащихся на уроке // Педагогика. – 2017. – №8.
9.Есипов Б.П. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках: учебное пособие. – М.: Академия, 2017.
10.Князева В.В. Педагогика: учебник. – М.: Вузовская книга, 2016.
11.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016.
12.Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2016.
13.Монгуш В.С. Самостоятельная работа учащихся на уроках математики [Текст], 2015. – 75 с.
14.Накипбекова И.В. Формы и методы организации самостояятельной работы на уроках математики [Текст]/- 2015.
15.Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: учебное пособие. – Пермь, 2013.
16.Пономарева Н.М. Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития творческой активности [Текст] / 2016.
17.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
18.Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2013.
19.Чернявская, А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения / А.П.Чернявская. - Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2014. -224с.
20.Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. — 2014. — №2.-с.7-11.