Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной реальности в нашем обществе одним из наиболее актуальных общественных вопросов представляется социальное развитие и поддержка инвалидов. В настоящее время в научных исследованиях последних лет обращается пристальное внимание на тот факт, что число детей и подростков, которые относятся к категории людей с ограниченными возможностями и, как следствие, которые нуждаются в специальном образовании и психолого-педагогическом системном сопровождении, резко растет.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это ребенок, который имеет определенные нарушения психического либо физического формата, детерминирующие в свою очередь нарушения его социально-личностного развития, а также не позволяющие в полной мере таким детям вести полноценную жизнь в окружающем социуме. Их состояние здоровья в определенной степени является препятствием для усвоения образовательных программ вне специально сформированных условиях процессов обучения и воспитания.
Следует отметить, что в настоящее время социальная политика в нашей стране, ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном базируется на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из данной модели, инвалидность трактуется как заболевание и патология. Подобная модель вольно либо невольно порой в значительной степени усугубляет социально-психологическую позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, понижает его социальную значимость, а также обособляет от детского сообщества. Все это закономерно приводит к тому, что у ребенка с ОВЗ нарушаются процессы его социализации, и в данном аспекте существенное значение приобретает семья и семейное окружение такого ребенка.
Вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – анализ основных аспектов социально-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач в работе:
1. Охарактеризовать основные аспекты социально-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ.
2. Проанализировать социально-педагогические проблемы детей-инвалидов и их семей.
3. Провести анализ организации социально-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов на примере центра социальной помощи семье и детям, на данной основе сформулировать выводы.
Объект исследования – помощь семьям детей-инвалидов.
Предмет исследования – практические аспекты социально-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретико-методологическая основа исследования: в основе теоретических рассуждений и эмпирического исследования применены следующие принципы:
1) принцип деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
2) системный подход (Б.Ф. Ломов);
3) основные положения концепции социально-психологической адаптации (А.А. Налчаджян, Ю.А. Александровский, В.И. Медведев и др.);
Степень разработанности проблемы состоит в том, что изучением этого направления занимались многие авторы такие как М.М. Айшервуд, Р.Д. Бабенкова, И.И. Мамайчук, А.Р. Маллер В.В. Ткачева и др. М.М. Айшервуд в своих исследованиях делала акцент на то, как сделать жизнь инвалида полноценной. И.И. Мамайчук занималась изучением социально-психологической помощи подросткам с проблемами в развитии. Е.Ф. Агильдеева изучает образ жизни семей с нетипичным ребенком и их положение в российском обществе.
К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами РФ возможностей реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих вести полноценный образ жизни.
Практическая значимость исследования: родителям, которые воспитывают детей-инвалидов, необходима целенаправленная профессиональная помощь и социально-педагогическая поддержка, помогающие оптимальным образом обеспечить права таких детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1 Основная характеристика социально-педагогической помощи родителям, воспитывающих детей-инвалидов
Понятие о социально-педагогической помощи и основных ее особенностях наиболее емко нашло свое отражение в направлении педагогической психологии. Так, А.С. Спиваковская определяет данное понятие как некую систему профессиональной деятельности специалиста, которая в первую очередь ориентирована на формирование и последующее развитие социально–педагогических условий для эффективного обучения и оптимального развития ребенка в ситуации взаимодействия. Подобная деятельность специалиста в аспекте помощи организуется с позиций и ведущих задач практики [28, с. 32].
В свою очередь Л.В. Мардахаев трактует социально-педагогическую помощь как метод работы, который направлен на педагогическое сопровождение учеников в ходе их систематического обучения и воспитания. Социально-педагогическая помощь в понимании данного автора представляет собой формирование условий эффективного обучения и развития ребенка и детских коллективов в целостной системе образовательного сотрудничества [23, с. 116].
С.В. Ковалев определяет социально-педагогическую помощь как одно из ведущих направлений и технологию профессиональной работы социального работника. Как направление, т.е. возможную сферу профессиональной деятельности специалиста, оно включает в себя мероприятия по сопровождению развития какого-либо определенного феномена; некоторую поддержку в различных ситуациях жизнедеятельности; социально-педагогическое ориентирование определенного процесса [20, с. 52].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что явление социально-педагогической помощи в научно-прикладных исследованиях современной науки определяется через призму тех основных задач и функций, в которой сам специалист осуществляет собственную профессиональную деятельность. Социально-педагогическая помощь представляет собой системную регулярную работу, которая направлена на формирование целостной системы определенных социальных условий, способствующих успешному развитию личности в конкретной социальной среде.
Рассмотрев общую характеристику социально-педагогической помощи как вида работы специалиста, перейдем непосредственно к анализу основных аспектов такой помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведущей целью социально-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья представляется формирование и развитие самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, которая способна на практическом уровне к конструктивной социализации в обществе и активной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
В общем аспекте помощь и поддержка таким детям и их семьям направлена прежде всего на мобилизацию внутренних ресурсов и имеет следующие основные цели [1, с. 63]:
1) изменение общих представлений о безысходности положения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
2) способствование восстановлению защитных сил организма ребенка;
3) развитие уверенности в себе, конструктивной мотивации, ориентированной на преодоление чувства тревоги, страха либо вины у родителей, а также определенных комплексов и неуверенности в собственных силах;
4) укрепление активной и деятельной личностной позиции ребенка с ОВЗ и его родителей, а также остальных членов его семьи.
Такая помощь может быть представлена в виде систематических и регулярных консультационных бесед, индивидуальной или групповой работе, а кроме этого, и встреч групп самопомощи. Надо обратить внимание на то, что помощь в первую очередь ориентирована на превентивную и оперативную помощь детям и их семьям путем предоставления им необходимой информации, проведения просветительских мероприятий, консультаций, бесед и т.д. [4, с. 64]
Важнейшим средством интеграции лиц с ограниченными возможностями в окружающий социум, механизмом формирования равных возможностей инвалидам представляется их социально-педагогическая реабилитация. Под социально-педагогической реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья понимается целенаправленная система мер, цель которых состоит в быстрейшем и наиболее полном восстановлении здоровья и возвращение к активной жизнедеятельности [15, с. 98].
Основная характеристика инклюзивного образования заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т. е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
Прежде всего в рамках анализируемой проблематики следует отметить, что инклюзивное образование как системная категория базируется на следующих принципах [2, с. 18]:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основополагающий принцип инклюзивного образования состоит в том, что все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь [1, с. 72].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Владос, 2018. – 521 с.
2. Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. М.: Просвещение, 2017. – 302 с.
3. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Семейная психотерапия. Хрестоматия. Сост. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2018. – 528 с.
4. Аккерман Н. Диагноз невротического семейного взаимодействия / Хрестоматия. СПб.: Питер, 2017. – 311 с.
5. Антонов А.И., Метков В.М. Социология семьи. М., 2017. – 267 с.
6. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2018. – 412 с.
7. Бодалев А.А. Психология общения. М.: ИПП, 2018. – 62 с.
8. Бороздина А.В. Психология характера. М.: МГУ, 2018. – 482 с.
9. Боровая Л. П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа /. 2019. №6. – 31 с.
10. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М.: Класс, 2018. – 217 с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 361 с.
12. Гембаренко В. Семья и ребенок с ограниченными возможностями // Социальное обеспечение. 2018. - №3. – 43 с.
13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 2016. – 217 с.
14. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2018. – 525 с.
15. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. М. 2018. – 366 с.
16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 2018. – 347 с.
17. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 156 с.
18. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ОВЗ. М., МГТУ, 2016. – 402 с.
19. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 2018. – 311 с.
20. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 2018. – 369 с.
21. Кулагина Е. В. Семьи с детьми инвалидами: социально – экономическое положение // Народонаселение / Е. В. Кулагина. – 2018. – № 1. – 16 с.
22. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. СПб., Питер, 2019. – 472 с.
23. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2019. – 344 с.
24. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М., 2018. – 417 с.
25. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М: ВЛАДОС, 2016. – 327 с.
26. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – М.: – Социальное здоровье России, 2017. – 210с.
27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. ООО Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2018. – 562 с.
28. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 2016. – 215 с.
29. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. М., 2017. – 411 с.